К витрине передвижного рыбного павильона прикреплен написанный от руки плакат: "Дорогие покупатели, не проходите мимо! Нас хотят ликвидировать! Власти города приняли решение снести торговую точку до 1 января следующего года. Выскажитесь в нашу защиту, если вы не согласны!" Рядом с плакатом прикреплены ручка и лист бумаги, на котором покупатели пишут свои фамилии и, как могут, формулируют свою поддержку торгующим. Малый бизнес Кубани пошел в народ, надеясь совместно с покупателями отстоять свое право на "мобильную" торговлю.
К Новому году передвижные торговые точки — тонары, торгующие продуктами питания, должны исчезнуть с улиц — такое решение было озвучено на недавнем заседании коллегии краевого департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя.
Власти Краснодарского края объясняют это решение многочисленными нарушениями правил торговли и санитарных норм, регулярно выявляемыми при проверках. Особое внимание властей и проверяющих структур к выносной торговле началось два года назад, когда в крае одновременно было проверено около 100 мобильных торговых точек, и нарушения были зафиксированы в каждой из них.
"Черный список" отступлений от правил и норм весьма внушителен, а главная претензия к большинству владельцев тонаров — это то, что торговые точки по сути дела перестали быть мобильными, превратившись в павильон на колесах (или даже со снятыми колесами), который месяцами не двигается с места. По существующим нормам, передвижная торговая точка каждый вечер должна отправляться на базу и там подвергаться полной санобработке.
Претензия номер два — это нарушение постановление Правительства РФ "О правилах продажи продуктов питания", в котором список разрешенного ассортимента ограничен товарами в промышленной упаковке. Но каждый, кто хоть раз покупал продукты в тонаре, знает, что это правило не соблюдается — передвижные торговые точки реализуют сыр и колбасу, завернутые в полиэтилен вручную, или просто продают товар на вес.
Впрочем, среди многочисленных документов, которые регламентируют правила торговли в России, до сих пор нет единства по вопросу о том, что можно продавать на улице — по другим правилам, скоропортящиеся товары вне магазинов продавать вообще запрещено, в ассортимент выездной торговли включается только хлеб в упаковке, мороженное и пиво в закрытой таре. Если соблюдать эту норму, то тонары в нашей стране вообще не должны были появиться.
Есть претензии к организаторам выносной торговли и у ГИБДД: тонары, занимая ключевые позиции на самых бойких местах города и станиц, зачастую создают помехи при движении автотранспорта и подвергают опасности покупателей — не дай бог поблизости от торговой точки случится авария, тогда жертвами ее могут стать десятки людей. Те же претензии ГИБДД регулярно предъявляет к торгующим у обочин автотрасс, правда, без особого успеха — стихийные рынки у дороги как были, так и существуют, несмотря на все усилия милиции.
Еще одно существенное обвинение в адрес владельцев тонаров — нарушение прав потребителей. Специалисты по контролю за организацией торговли утверждают, что именно "мобильная" торговая точка дает продавцу широчайшие возможности для обмана покупателя, да и хозяина торговой точки. При несоблюдении контрольно-кассовой дисциплины, когда продавец выбивает чек через раз, а то и не делает этого вообще, можно зафиксировать продажу, например, ста килограмм товара, а на самом деле продать в несколько раз больше, взяв на реализацию "левый" товар без всяких документов. В таком случае качество купленной продукции никто не гарантирует, как и сохранение здоровья покупателя. Естественно, стопроцентную гарантию качества всех купленных продуктов сейчас не может дать даже самый дорогой супермаркет, но специалисты утверждают, что в большом магазине, где каждый продавец и менеджер на виду, шансов встретить на витрине что-то непонятное и "левое" гораздо меньше.
Список претензий к владельцам тонаров был бы и так вполне достаточен для принятия самых жестких мер, но есть еще один существенный момент, который затрагивает интересы не только покупателей.
— Тонар как форма торговли нарушает принцип честной конкуренции между торговыми предприятиями, — считает начальник отдела розничной торговли краевого департамента потребительской сферы Людмила Тарасова. — Выездные торговые точки имеют право на существование только в отдаленных населенных пунктах, но чаще всего они появляются как раз на самых бойких местах, рядом с крупными объектами торговли. Не вкладывая средств в развитие торговой сферы, владелец тонара получает сверхприбыль и наносит убыток владельцу магазина, который из-за демпинговых цен конкурента вынужден отказываться от многих видов продукции, например, колбасных изделий.
Владельцы тонаров считают, что главная причина наступления на выездную торговлю — как раз происки владельцев супермаркетов.
— Решение краевой власти пролоббировали владельцы крупных торговых точек, с которыми согласны их богатые клиенты, — высказал предположение один из бизнесменов, которого обязали убрать передвижную торговую точку с центральной улицы одного из городов края. — Когда покупатели приезжают в дорогие магазины, им приходится идти по площади мимо рядов тонаров, где стоят в очереди пенсионеры. Естественно, это раздражает клиентов супермаркетов, они жалуются, власти идут им навстречу, не думая о том, что от запрета на торговлю пострадают тысячи людей — и продавцов, и покупателей.
Действительно, выездная торговля стала неотъемлемой частью закупки продуктов для многих жителей Кубани. По данным статистики, тонары занимают всего 1,5% от общего количества торговых точек Краснодарского края (всего на Кубани насчитывается 27 тысяч торговых точек, а передвижных объектов торговли — около 370). Если эта форма торговли исчезнет, вроде бы ничего особенного не произойдет, и рынок продажи продуктов этого не должен заметить.
На самом деле тонары занимают куда большую часть рынка — владельцы передвижных торговых точек утверждают, что один тонар, поставленный на удачном месте, дает оборот средств в несколько раз больше, чем стационарные точки. Собственно говоря, для этого тонар и приобретается — там, где невозможно оформить разрешение на постоянную торговлю, можно поставить машину и назвать это передвижной торговой точкой. Тонары в течение многих лет выручали частных предпринимателей и сельхозпроизводителей края — те, кто не могли создать стационарную торговую сеть для сбыта своей продукции (владельцы колбасных и рыбных цехов, небольших предприятий по производству молочной продукции) — торговали на передвижных точках.
Четверть тонаров в крае принадлежит крупным мясокомбинатам, которые реализовывали через сеть тонаров до 35 % объема продаваемой в регионе продукции, остальные "мобильные" торговые точки числились как раз за предприятиями малого и среднего бизнеса. Некоторые производители мясной продукции, такие, как "Агрокомплекс Выселковский", Васюринский и Динской мясокомбинаты — в течение 2005 года начали создавать сеть магазинов и торговых павильонов, чтобы постепенно ликвидировать передвижные торговые точки.
Ряд крупных мясоперерабатывающих предприятий края вообще не пользуется такой формой торговли, как передвижная торговая точка. "Это не наш формат", — ответили на вопрос о тонарах на Сочинском мясокомбинате.
Однако большинство владельцев тонаров сильно обеспокоены и не хотят добровольно расставаться с объектами передвижной торговли.
— Несколько лет назад мы приобрели 6 тонаров, каждый из которых стоит 1 млн. рублей, — рассказал коммерческий директор ООО "Армавирский мясоперерабатывающий завод" Ахмед Торшхоев. — Все они оснащены современными холодильными установками, кондиционерами, снабжаются горячей водой. Никаких сомнений в качестве продукции или в соблюдении санитарных норм персоналом у нас нет. Теперь нас вынуждают продать эти машины и потратить существенную сумму на оборудование павильонов. Если бы при торговле в тонарах действительно систематически нарушались санитарные нормы и правила торговли, их должны были запретить по всей России. Эта инициатива региональных и городских властей Армавира, которые решили первыми в крае ликвидировать выездную торговлю, заденет интересы очень многих производителей продуктов питания, и они будут протестовать.
В течение двух лет часть передвижной торговой сети в крае уже ликвидирована в судебном порядке. По данным департамента потребительской сферы, количество передвижных торговых точек за это время сократилось — если в 2003 году в крае было 470 передвижных объектов торговли, то к 2005 году их осталось около трехсот тридцати. Правда, в некоторых случаях хозяева торговых точек игнорируют решения суда и продолжают свою деятельность. Другие предприниматели намерены высказать свои претензии властям края и подать в суд иски о признании незаконным запрета на выносную торговлю.
К Новому году передвижные торговые точки — тонары, торгующие продуктами питания, должны исчезнуть с улиц — такое решение было озвучено на недавнем заседании коллегии краевого департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя.
Власти Краснодарского края объясняют это решение многочисленными нарушениями правил торговли и санитарных норм, регулярно выявляемыми при проверках. Особое внимание властей и проверяющих структур к выносной торговле началось два года назад, когда в крае одновременно было проверено около 100 мобильных торговых точек, и нарушения были зафиксированы в каждой из них.
"Черный список" отступлений от правил и норм весьма внушителен, а главная претензия к большинству владельцев тонаров — это то, что торговые точки по сути дела перестали быть мобильными, превратившись в павильон на колесах (или даже со снятыми колесами), который месяцами не двигается с места. По существующим нормам, передвижная торговая точка каждый вечер должна отправляться на базу и там подвергаться полной санобработке.
Претензия номер два — это нарушение постановление Правительства РФ "О правилах продажи продуктов питания", в котором список разрешенного ассортимента ограничен товарами в промышленной упаковке. Но каждый, кто хоть раз покупал продукты в тонаре, знает, что это правило не соблюдается — передвижные торговые точки реализуют сыр и колбасу, завернутые в полиэтилен вручную, или просто продают товар на вес.
Впрочем, среди многочисленных документов, которые регламентируют правила торговли в России, до сих пор нет единства по вопросу о том, что можно продавать на улице — по другим правилам, скоропортящиеся товары вне магазинов продавать вообще запрещено, в ассортимент выездной торговли включается только хлеб в упаковке, мороженное и пиво в закрытой таре. Если соблюдать эту норму, то тонары в нашей стране вообще не должны были появиться.
Есть претензии к организаторам выносной торговли и у ГИБДД: тонары, занимая ключевые позиции на самых бойких местах города и станиц, зачастую создают помехи при движении автотранспорта и подвергают опасности покупателей — не дай бог поблизости от торговой точки случится авария, тогда жертвами ее могут стать десятки людей. Те же претензии ГИБДД регулярно предъявляет к торгующим у обочин автотрасс, правда, без особого успеха — стихийные рынки у дороги как были, так и существуют, несмотря на все усилия милиции.
Еще одно существенное обвинение в адрес владельцев тонаров — нарушение прав потребителей. Специалисты по контролю за организацией торговли утверждают, что именно "мобильная" торговая точка дает продавцу широчайшие возможности для обмана покупателя, да и хозяина торговой точки. При несоблюдении контрольно-кассовой дисциплины, когда продавец выбивает чек через раз, а то и не делает этого вообще, можно зафиксировать продажу, например, ста килограмм товара, а на самом деле продать в несколько раз больше, взяв на реализацию "левый" товар без всяких документов. В таком случае качество купленной продукции никто не гарантирует, как и сохранение здоровья покупателя. Естественно, стопроцентную гарантию качества всех купленных продуктов сейчас не может дать даже самый дорогой супермаркет, но специалисты утверждают, что в большом магазине, где каждый продавец и менеджер на виду, шансов встретить на витрине что-то непонятное и "левое" гораздо меньше.
Список претензий к владельцам тонаров был бы и так вполне достаточен для принятия самых жестких мер, но есть еще один существенный момент, который затрагивает интересы не только покупателей.
— Тонар как форма торговли нарушает принцип честной конкуренции между торговыми предприятиями, — считает начальник отдела розничной торговли краевого департамента потребительской сферы Людмила Тарасова. — Выездные торговые точки имеют право на существование только в отдаленных населенных пунктах, но чаще всего они появляются как раз на самых бойких местах, рядом с крупными объектами торговли. Не вкладывая средств в развитие торговой сферы, владелец тонара получает сверхприбыль и наносит убыток владельцу магазина, который из-за демпинговых цен конкурента вынужден отказываться от многих видов продукции, например, колбасных изделий.
Владельцы тонаров считают, что главная причина наступления на выездную торговлю — как раз происки владельцев супермаркетов.
— Решение краевой власти пролоббировали владельцы крупных торговых точек, с которыми согласны их богатые клиенты, — высказал предположение один из бизнесменов, которого обязали убрать передвижную торговую точку с центральной улицы одного из городов края. — Когда покупатели приезжают в дорогие магазины, им приходится идти по площади мимо рядов тонаров, где стоят в очереди пенсионеры. Естественно, это раздражает клиентов супермаркетов, они жалуются, власти идут им навстречу, не думая о том, что от запрета на торговлю пострадают тысячи людей — и продавцов, и покупателей.
Действительно, выездная торговля стала неотъемлемой частью закупки продуктов для многих жителей Кубани. По данным статистики, тонары занимают всего 1,5% от общего количества торговых точек Краснодарского края (всего на Кубани насчитывается 27 тысяч торговых точек, а передвижных объектов торговли — около 370). Если эта форма торговли исчезнет, вроде бы ничего особенного не произойдет, и рынок продажи продуктов этого не должен заметить.
На самом деле тонары занимают куда большую часть рынка — владельцы передвижных торговых точек утверждают, что один тонар, поставленный на удачном месте, дает оборот средств в несколько раз больше, чем стационарные точки. Собственно говоря, для этого тонар и приобретается — там, где невозможно оформить разрешение на постоянную торговлю, можно поставить машину и назвать это передвижной торговой точкой. Тонары в течение многих лет выручали частных предпринимателей и сельхозпроизводителей края — те, кто не могли создать стационарную торговую сеть для сбыта своей продукции (владельцы колбасных и рыбных цехов, небольших предприятий по производству молочной продукции) — торговали на передвижных точках.
Четверть тонаров в крае принадлежит крупным мясокомбинатам, которые реализовывали через сеть тонаров до 35 % объема продаваемой в регионе продукции, остальные "мобильные" торговые точки числились как раз за предприятиями малого и среднего бизнеса. Некоторые производители мясной продукции, такие, как "Агрокомплекс Выселковский", Васюринский и Динской мясокомбинаты — в течение 2005 года начали создавать сеть магазинов и торговых павильонов, чтобы постепенно ликвидировать передвижные торговые точки.
Ряд крупных мясоперерабатывающих предприятий края вообще не пользуется такой формой торговли, как передвижная торговая точка. "Это не наш формат", — ответили на вопрос о тонарах на Сочинском мясокомбинате.
Однако большинство владельцев тонаров сильно обеспокоены и не хотят добровольно расставаться с объектами передвижной торговли.
— Несколько лет назад мы приобрели 6 тонаров, каждый из которых стоит 1 млн. рублей, — рассказал коммерческий директор ООО "Армавирский мясоперерабатывающий завод" Ахмед Торшхоев. — Все они оснащены современными холодильными установками, кондиционерами, снабжаются горячей водой. Никаких сомнений в качестве продукции или в соблюдении санитарных норм персоналом у нас нет. Теперь нас вынуждают продать эти машины и потратить существенную сумму на оборудование павильонов. Если бы при торговле в тонарах действительно систематически нарушались санитарные нормы и правила торговли, их должны были запретить по всей России. Эта инициатива региональных и городских властей Армавира, которые решили первыми в крае ликвидировать выездную торговлю, заденет интересы очень многих производителей продуктов питания, и они будут протестовать.
В течение двух лет часть передвижной торговой сети в крае уже ликвидирована в судебном порядке. По данным департамента потребительской сферы, количество передвижных торговых точек за это время сократилось — если в 2003 году в крае было 470 передвижных объектов торговли, то к 2005 году их осталось около трехсот тридцати. Правда, в некоторых случаях хозяева торговых точек игнорируют решения суда и продолжают свою деятельность. Другие предприниматели намерены высказать свои претензии властям края и подать в суд иски о признании незаконным запрета на выносную торговлю.