Азартная игра, как известно, явление стихийное и малопредсказуемое, плохо поддающееся контролю и учету. Однако азарт, хоть и является нематериальной субстанций, генерирует вокруг себя финансовые потоки такой мощности, что количество желающих контролировать игорные заведения не иссякает. Спор о правовом регулировании игры идет много лет, Государственная Дума России периодически возвращается к обсуждению закона об игорном бизнесе, недавно озвучив весьма нетривиальное предложение: запретить игровые заведения в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Не отстают от думцев и кубанские законодатели: на прошлой неделе краевой парламент в очередной раз обсудил и принял во втором чтении новую редакцию краевого закона "Об игорном бизнесе". Депутаты доложили журналистам, что теперь-то у них появится возможность выстроить по полной программе недобросовестных владельцев казино и клубов, которые выворачивают карманы доверчивых простаков, заодно злостно вредя психическому здоровью подрастающего поколения. На самом деле новая редакция закона в основном — не более чем очередной призыв к бизнесменам: имейте совесть, наведите порядок в клубах. Впрочем, и немногочисленные запретительные меры, прописанные в законе, могут быть оспорены как противоречащие федеральному законодательству.
Регламентацией игорного бизнеса депутаты ЗСК озаботились в начале прошлого года, когда впервые было высказано предложение о создании специального краевого закона "Об игорном бизнесе на территории Краснодарского края", а также сформулированы предложения для федерального закона, касающиеся повышения налоговых ставок на деятельность игорных заведений. В марте 2005 кубанские законодатели вышли в Государственную Думу с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекса РФ", в котором предусматривается увеличение ставок налога на игорный бизнес для игровых автоматов в два раза.
Сейчас владелец игрового автомата платит максимальную ставку 7 500 рублей в месяц, а депутаты ЗСК предложили увеличить ставку до 15 000 тысяч в месяц за один автомат. По информации депутатов, доход среднего игорного заведения, имеющего 10 автоматов, составляет 15 000 рублей в сутки. С учетом того, что все заведения работают круглосуточно, средний доход в месяц составляет 450 000 рублей. Сумма налога подобного заведения, соответственно, колеблется от 15 000 до 75000 рублей, что составляет от 3 до 17 %. Если инициатива ЗСК будет поддержана, сумма налогов увеличится до 33 %.
Все эти арифметические выкладки депутатам ЗСК приходится делать, основываясь на очень приблизительных данных о работе заведений игорного бизнеса. Данные не только о доходах игорных клубов, но даже об их количестве строго засекречены. Единственным учреждением, которое обладает полной базой данных о ситуации с казино и клубами, является налоговая инспекция. На депутатский запрос о ситуации в игорном бизнесе из инспекции был получен исчерпывающий ответ — данные не подлежат разглашению, так как представляют собой конфиденциальную коммерческую информацию.
Впрочем, не только депутаты отмечают уникальную непрозрачность этой сферы бизнеса и огромный теневой сектор, приносящий колоссальные неучтенные доходы. Первый заместитель главы края Александр Ремезков как-то привел пример — кстати, не такой уж редкий — когда игорное заведение есть — и вроде бы его и нет.
- На одной из центральных магистралей Краснодара, буквально рядом с УВД Прикубанского округа и налоговой инспекцией № 4, расположен игорный клуб "Вегас", деятельность которого в течение полугода осуществлялась без разрешительных документов, – поделился наблюдениями вице-губернатор. – Не может быть, чтобы должностные лица, каждый день проходя мимо, не замечали такой крупный объект и не интересовались, легально ли он работает.
По сведениям, озвученным вице-губернатором, от предприятий игорного бизнеса ежегодно в бюджет недопоступает более 500 млн. рублей. Впрочем, эти данные тоже весьма приблизительны. Специалисты по налогам предполагают, что объем теневого оборота казино и клубов сопоставим с их платежами в краевой бюджет, а в 2005 году эта сумма составила 1 млрд. 87 млн. рублей.
Пока законодательная инициатива кубанских депутатов о повышении налогов путешествовала по кабинетам Госдумы, работа над краевым законом "Об игорном бизнесе" не прекращалась. В апреле 2005 года закон, прошедший три чтения в ЗСК, был подписан главой края Александром Ткачевым. Закон в тогдашней редакции запретил участвовать в азартных играх несовершеннолетним, а также лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Игровые автоматы и клубы было запрещено размещать в радиусе 200 метров от детских, медицинских, культурных, образовательных учреждений, санаториев, домов отдыха, магазинов и вокзалов. Также закон запретил приносить в помещение, занимаемое объектами игорного бизнеса, огнестрельное, холодное и газовое оружие независимо от наличия разрешения на право его ношения, за исключением сотрудников правоохранительных органов "при исполнении".
Но не успел новый закон устрашить и призвать к порядку владельцев казино, как выяснилось, что в некоторых пунктах он противоречит федеральному законодательству. Собственно говоря, депутатам с самого начала было известно, что они вторгаются в федеральную сферу регулирования, однако законотворческие порывы они объяснили просто: российского закона нет, а работать и регулировать деятельность клубов как-то надо. До 1 января 2005 года лицензию на работу в сфере игорного бизнеса выдавало Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, затем эта функция была ликвидирована, и на несколько месяцев казино и клубы остались "бесхозными". В июле 2005 года лицензирующим органом стал Минфин РФ. Однако документов, регламентирующих деятельность игровых учреждений, до сих пор нет, поэтому депутаты ЗСК считают, что необходимость вмешательства региональных законодателей в регулирование игорного бизнеса по-прежнему существует.
Совершенно иного мнения придерживалась прокуратура края, которая в январе нового года опротестовала в суде принятый в апреле прошлого года краевой закон "Об игорном бизнесе". Прокуратура края потребовала признать документ противоречащим федеральному законодательству и недействующим, и депутатам на очередной сессии пришлось вернуться к обсуждению деталей закона.
- Краевой закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а этот вопрос находится в плоскости гражданского законодательства и должен регламентироваться федеральными правовыми актами, – сообщил депутатам приглашенный на сессию заместитель прокурора края Александр Глущенко.
Прокурор Глущенко пояснил, что таким вопросом является, в частности, положение закона, регламентирующее внутренний порядок работы игорного заведения. Это означает, что краевой закон не может обязать хозяев клуба пускать или не пускать туда несовершеннолетних, а также нетрезвых.
Впрочем, владельцы казино утверждают, что ни одно уважающее себя заведение не откроется без введения таких ограничительных правил. Но прокурор напомнил депутатам, что решения такого рода принимаются исключительно владельцами заведений. То же касается и запрета на нахождение в клубе людей с оружием — охранники, нанятые администрацией, согласно федеральному закону имеют право на ношение оружия при наличии лицензии, и краевой закон не может этого запретить.
После долгой дискуссии законодатели приняли компромиссный вариант — статью о регламентировании работы игрового заведения оставить, но сделать ее рекомендательной, то есть вроде бы не обязательной для исполнения, а рассчитанной на сознательность владельцев казино. "Мы считаем, что бизнес должен быть нравственным", – так прокомментировал достигнутый компромисс один из авторов закона, председатель комитета по экономической политике ЗСК Николай Кравченко.
В новой редакции закона, игровые автоматы и игорные заведения могут располагаться на расстоянии не менее чем 300 метров от детских, образовательных, культурных, религиозных и других социальных объектов, размещение игорных заведений должно быть согласовано с органами местного самоуправления. Из списка "запретных объектов", с которыми не могут соседствовать казино и клубы, исчезли магазины, рынки и вокзалы. Депутаты долго спорили, спасет ли от игромании трехсотметровая "санитарная зона" учеников школ — успеет ли добежать до автомата заядлый игрок в течение школьной перемены? Ответ на этот вопрос можно получить только опытным путем, однако пока неизвестно, вступит ли в действие новый краевой закон "Об игорном бизнесе". А если вступит — как требовать от владельцев игорных заведений исполнения не обязательных, а рекомендательных норм?