Игры в алкогольную "Монополию": в России и на Кубани

"Существующая сегодня система контроля качества алкогольной продукции слишком коррумпирована, поэтому работает плохо", – констатирует президент России Владимир Путин. Чиновники всех уровней дружно вторят главе государства и  аргументируют попытку подчинить своей власти алкогольную индустрию тем, что ежегодно около 40 тыс. россиян гибнут от потребления некачественной алкогольной продукции.
Не дать гражданам погибнуть от суррогатной водки призвана активно обсуждаемая сейчас госмонополия на спирт. Которая, так уж удачно складывается, заодно позволит вывести из тени многомиллионные доходы, ведь на сегодняшний день в России  легализовано производится лишь 35% алкогольной продукции. Другие 65% – полет для творческой фантазии. К сожалению, далеко не всегда здоровой: льют что попало, из чего попало и куда попало.

На 51-й ежегодной ассамблее в Женеве смертность в России от болезней, связанных с злоупотреблением спиртного, была признана беспрецедентной для мирного времени. По этому показателю наша страна входит в число 15 самых кризисных государств мира:
на сегодняшний день в России 2,5 млн. "действующих" алкоголиков, и сколько еще на подходе – неизвестно.
Всего в Российской Федерации от спиртовых суррогатов умирают 18 человек из каждых 100 000. Абсолютный антирекорд принадлежит Коми-Пермяцкому автономному округу, где от "паленой" водки и прочей градусной жидкости гибнут каждые 73 человека из 100 000 жителей. На втором месте – "затерянная" в Европе Калининградская область, в которой от алкогольных отравлений умирают 49 человек из 100 000. На третьем – Карелия, в которой ситуация совсем любопытная: своего спиртного край почти не производит, потребляет, по официальной статистике, тоже мало, а травится суррогатами, техническим спиртом и самогоном запредельно – 44,7 из 100 000.

В Краснодарском крае ситуацию можно назвать более или менее нормальной. С одной стороны, здесь даже граждане, находящиеся, скажем так, за пределами "среднего класса", не привыкли пить стеклоочиститель или технический спирт, предпочитая домашние вина или натуральный самогон. С другой – администрацией Краснодарского края и различными контролирующими органами осуществляется достаточно жесткий контроль над оборотом алкогольной продукции в регионе. Эту систему  ведущие российские ритейлеры, работающие на Кубани, по праву называют одной из наиболее эффективных в России.
В результате за 10 месяцев 2006 года на территории Краснодарского края зафиксировано всего 25 случаев отравлений суррогатами пищевой алкогольной продукции.

Однако кроме совсем уж экзотических спиртосодержащих жидкостей, которыми активно травятся некоторые неразумные россияне, есть еще и нелегально производимый алкоголь, буквально заливающий страну. Победить работающих в промышленных масштабах бутлегеров силовыми методами пока не получается – по причинам, мужественно озвученным главой государства. Выход найден в сфере экономики: чтобы народ перестал покупать дешевую (следовательно, некачественную) алкогольную продукцию она должна перестать быть дешевой.

Сторонники этой теории убеждены, что с установлением минимальной  розничной цены и с учетом всех налогов производство "левой" водки потеряет всякий экономический смысл. Считается, что минимальная оптовая  цена  легальной бутылки водки не может быть меньше 60 рублей, т.к. 55 рублей – это ее себестоимость плюс уплата всех налогов. А если оптовая минимальная цена 60 рублей, то розничная уж никак не сможет быть меньше 70. Это существенно отличается от тех 20- 40 рублей, за которые сейчас можно купить бутылочку "беленькой"  во многих ларьках и небольших магазинах.

Так что в ближайшем будущем производители и продавцы алкоголя смогут лишиться лицензии не только за продажу некачественной продукции, но и за несоблюдение ценовой политики. На алкогольные напитки будет установлена единая минимальная розничная цена, гораздо выше той, которая сейчас призывно пестрит на российских прилавках. Купить в аптеке какую-нибудь забористую настойку боярышника также не получится: налоговые льготы отменят. А за непредставление  сведений в Единую Государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) привлекут к уголовной ответственности.

Теперь дело за малым: законодательство должно заработать.  Монополия на алкогольную продукцию вступит в силу уже скоро – с 1 января 2007 года. Но даже сейчас остается совершенно непонятным принцип будущей работы: будут ли ликероводочные заводы отдавать весь произведенный алкоголь государству для дальнейшей реализации или же все-таки дело упрется в банальную сертификацию готовой продукции?
С точки зрения государства, единственный способ заставить и производителей, и реализаторов соблюдать новые правила – ужесточение контроля и наказаний за нарушения. Но о какой же выгоде можно будет говорить, если всю свою продукцию эти же производители будут отдавать государству, лишая себя тем самым возможности заработать на реализации?

Политики убеждают, что действуют во благо народа, прежде всего, тех его представителей, кто пьет порой чаще, чем ест. И что можно убедить российских граждан употреблять меньше алкоголя, если вместо двух бутылок водки будет возможность купить лишь одну. Но народ, как известно, мудр и очень давно нашел пути выхода из затруднительного финансового положения. Ведь традиция самогоноварения существует в России на протяжении многих веков, и пиком своего рассвета она обязана 80-м годам, когда стараниями тогда еще генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в стране внезапно наступил "сухой закон".
Кроме того, не стоит забывать о народных российских умельцах, которые могут приготовить заветную настойку из чего угодно: хоть из средства для очистки ванн, хоть из банальной тормозной жидкости.
Либо – как в анекдоте: "Папа, теперь ты будешь меньше пить? - Нет, сынок, теперь ты будешь меньше кушать". Слишком уж близка слишком многим фраза: "Какая тут водка у вас самая дешевая?".
Так что, как показывает практика, россиянам не нужен высококачественный алкоголь – большинству по-прежнему необходимы низкие цены. И им совершенно все равно, сделана ли данная конкретная бутылка государственным предприятием.

- По моему мнению, вся эта шумиха в прессе вокруг закона о монополии – заранее спланированный политический ход, – говорит эксперт одной из ведущих компаний-дистрибьюторов алкогольной продукции. – И никакие отравления граждан, которыми государство пытается прикрыться в благих целях, тут ни при чем. Люди травились и раньше – весьма в больших количествах. Причем подобным суррогатом травятся, в основном, особые слои населения, но их уже никакой закон не переделает. А все остальные как покупали нормальную водку в нормальных магазинах по нормальной цене, так и будут продолжать это делать.

По его мнению, государство никогда не перестанет делать попыток подчинить себе алкогольный рынок.
- Но те попытки, которые уже были, наглядно указывают на то, что опыт этот  весьма неудачен. Да и о чем можно говорить, когда регулирования рынка  продажи алкоголя обсуждают те,  кто не имеет никакого представления об этом самом рынке? – отмечает эксперт. –  В какой бы форме закон не был бы принят – пострадают все: и производители, и дистрибьюторы, и потребители, как это уже ярко показывает практика принятия подобных законодательных актов в нашей стране. Но, конечно, прежде всего, страдает розница и, как следствие, потребитель. Потому как на опте и производитель, и первичный покупатель все равно компенсируют себе разницу. А потребителю придется из своего кармана оплачивать причуды государства.

Однако, как признает сам специалист, просивший не называть его имени, пока о подобных "ужасах" говорить еще рано: нам предстоит пережить первый предполагаемый  этап госмонополии – монополию на оборот спирта.
- Но и то, пройдет она или так и останется, как многие гениальные идеи нашего правительства, висеть в воздухе, никому неизвестно. Но попытки в любом случае будут продолжаться, и все равно всем нам  от этого будет плохо. Кроме государства, – остается на позиции пессимизма наш собеседник.

По словам руководителя Департамента  потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Сергея Кочубея, госмонополия на алкоголь все же нам нужна. Но речь, по словам Сергея Федоровича, должна идти об ужесточении контроля государства за производством и оборотом спирта, передавать производство и торговлю из частных рук в собственность государства совершенно бессмысленно. От этого пути уже давно отказались все цивилизованные страны мира.
Государство – по определению неэффективный собственник, оно вообще не должно заниматься бизнесом, оставив за собой функции надзора и регулирования. Производить и продавать водку должны предприниматели, а власти обязаны четко определить правила игры на рынке алкоголя, навести порядок в лицензировании легального производства алкогольной продукции и ужесточить наказание за нелегальное производство алкоголя и продажу суррогатов.

А еще – создать такие условия жизни, в которых у людей не будет желания ежедневно глушить себя алхимическими растворами. Это и будет настоящей заботой о людях…

Штурм парламента и отставка президента
Вчера, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии