"Мы хотим, а значит должны получать больше" — заявляют в своих петициях к администрации порта активисты профсоюзных движений ОАО "ТМТП". Ответные заявления руководства о незаконности и неразумности подобных требований результата не приносят. В итоге туапсинский портовый конфликт гремит на всю страну, однако договориться стороны так и не могут.
24 апреля 2007 года на профсоюзной конференции были выдвинуты требования по увеличению окладов и тарифных ставок на 20%, а также по включению системы индексации заработной платы в трудовой договор и фиксирования базового размера премий. Экономического обоснования по повышению именно на 20 процентов не было. В случае отказа профсоюзы грозились вывести портовиков на импровизированные баррикады и пикетировать здание администрации порта.
Администрация ТМТП пыталась призвать работников к порядку, обещала разобраться и найти подходящее для всех решение.
— Мы же все образованные люди, способные понять, что пикетированием не решить вопросы, — говорил генеральный директор ОАО "ТМТП" Сергей Козлов. — В крайнем случае, есть суд… Но мы не хотим доводить дело до суда, а так же нам не нужны акции протеста.
В действительности, механизм индексации в коллективном договоре давно прописан, и администрация выполняла все свои обязанности по этому договору: фонд оплаты труда всего коллектива ОАО "ТМТП" ежегодно увеличивался на десятки миллионов рублей, без увеличения штатной численности предприятия (с 337 млн. руб. в 2004 году, до 365 млн. руб. — в 2005-м, и 392 млн. руб. в 2006 году). Среднемесячная заработная плата на предприятии изменялась за последние годы следующим образом: в 2004 году средняя зарплата по ОАО "ТМТП" составляла 17012 руб., в 2005-м — уже 18235 руб., а в 2006-м — 19485 руб. При этом средний уровень заработной платы докеров-механизаторов менялся с 29658 руб. в 2004 году, до 33240 руб. в 2005-м и до 35279 руб. в 2006-м и является на сегодняшний момент одним из самых высоких по отрасли.
Факт исполнения администрацией Колдоговора признала Государственная инспекция по труду Краснодарского края, да и сами профсоюзные лидеры.
Но потом профсоюзы заговорили о необходимости изменить механизм индексации. Коллективный договор ОАО "ТМТП", действующий с 2004 года, подписывали вместе с представителями предыдущего собственника предприятия и руководители профсоюзных организаций порта. Представители работников несут за подписанный коллективный договор такую же ответственность, что и работодатель.
— Поэтому стремление три года спустя, переложить исключительно на работодателя, причем уже новую администрацию порта, ответственность за неэффективный механизм индексации, который ими же был подписан, создавая при этом шумный прецедент, является как минимум некорректным по отношению к сотрудникам, интересы которых и обязан защищать профком, — утверждают в порту. — Да мифическая цифра 20% взялась непонятно откуда, не имея под собой никаких экономических расчетов и обоснований. Полгода спустя ситуация не изменилась. Профсоюзы выполняют свои угрозы и продолжают вести борьбу с администрацией, в ходе которой уже страдают обычные люди.
— Они разработали свои рабочие порядки "по правилам", — говорит Сергей Козлов. — В результате докеры-механизаторы, которые имели возможность заработать до 60 тыс. при среднемесячной зарплате в 35 тыс. рублей получают не больше 22. Люди понимают проблему и устали. Они хотят работать и получать те деньги, к которым привыкли. У нас на руках письменные отказы участвовать в забастовочных действиях, и это подтверждает тот факт, что из 1600 сотрудников на незаконную забастовку вышло всего 210 человек.
Тем не менее, 24 октября на конференции работников по инициативе профсоюзных организаций порта было принято решение о проведении забастовочных действий с 4 ноября 2007 года. 31 октября Туапсинской транспортной прокуратурой вынесено предостережение забастовочному комитету о недопустимости нарушения норма трудового законодательства, регламентирующих порядок и сроки забастовки. Это же решение поддержал и краевой департамент по транспорту и связи, а также Северо-Кавказское управление по урегулированию трудовых споров.
Но, несмотря ни на что, с 4 по 6 ноября профсоюзные активисты и те докеры-механизаторы, кто до сих пор с ними солидарны, все же отказались выйти на работу. Забастовка получалась странной: двое суток с момента ее начала в городе действовало штормовое предупреждение, и работы по перевалке грузов на сухогрузном районе были отменены. Кроме того, более 70% грузооборота ОАО "ТМТП" составляют нефть и нефтепродукты, а по технологии в их отгрузке участия докеров не требуется. Поэтому сорвать план работы бастующим не удалось, а порт не понес желанного профсоюзами убытка.
Но 6 ноября забастовку все же пришлось прекратить. Поводом для этого послужило решение Краснодарского краевого суда о запрете первичной профсоюзной организации ОАО "ТМТП" и забастовочному комитету проводить забастовочные действия. 9 ноября генеральный директор ОАО " ТМТП" Сергей Козлов еще раз обратился к руководителям первичных профсоюзных организаций Сафербию Шхалахову и Эдуарду Журавлеву. В обращении обозначен призыв вернуться на территорию закона и порядка.
— В любом споре нет однозначно правых и виноватых, обе стороны, как правило, допускают ошибки, — отметил Сергей Козлов. — Однако поведение забастовочного комитета, провоцирующего сотрудников порта на нарушение закона, игнорирующие предупреждения транспортной прокуратуры, решения федеральных и краевых государственных органов, подстрекающие работников к незаконному саботажу, который может привести к строгим дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения, уже не ошибка, а вопиющее нарушение человеческих норм.
Профсоюзные лидеры не спешат соглашаться с администрацией. В своей правоте они не сомневаются и утверждают, что будут стоять до конца. В свою очередь, администрация порта по-прежнему настаивает на проведении цивилизованных переговоров и мирной договоренности.
— Мы все еще готовы договариваться, — уверяет Сергей Козлов. — Но для этого нужно научиться разговаривать. А иначе все решит суд, и его решения будут обязательны для обеих сторон. Потом обсуждать что-либо будет уже поздно: закон может нравиться или не нравиться, но это — Закон.
24 апреля 2007 года на профсоюзной конференции были выдвинуты требования по увеличению окладов и тарифных ставок на 20%, а также по включению системы индексации заработной платы в трудовой договор и фиксирования базового размера премий. Экономического обоснования по повышению именно на 20 процентов не было. В случае отказа профсоюзы грозились вывести портовиков на импровизированные баррикады и пикетировать здание администрации порта.
Администрация ТМТП пыталась призвать работников к порядку, обещала разобраться и найти подходящее для всех решение.
— Мы же все образованные люди, способные понять, что пикетированием не решить вопросы, — говорил генеральный директор ОАО "ТМТП" Сергей Козлов. — В крайнем случае, есть суд… Но мы не хотим доводить дело до суда, а так же нам не нужны акции протеста.
В действительности, механизм индексации в коллективном договоре давно прописан, и администрация выполняла все свои обязанности по этому договору: фонд оплаты труда всего коллектива ОАО "ТМТП" ежегодно увеличивался на десятки миллионов рублей, без увеличения штатной численности предприятия (с 337 млн. руб. в 2004 году, до 365 млн. руб. — в 2005-м, и 392 млн. руб. в 2006 году). Среднемесячная заработная плата на предприятии изменялась за последние годы следующим образом: в 2004 году средняя зарплата по ОАО "ТМТП" составляла 17012 руб., в 2005-м — уже 18235 руб., а в 2006-м — 19485 руб. При этом средний уровень заработной платы докеров-механизаторов менялся с 29658 руб. в 2004 году, до 33240 руб. в 2005-м и до 35279 руб. в 2006-м и является на сегодняшний момент одним из самых высоких по отрасли.
Факт исполнения администрацией Колдоговора признала Государственная инспекция по труду Краснодарского края, да и сами профсоюзные лидеры.
Но потом профсоюзы заговорили о необходимости изменить механизм индексации. Коллективный договор ОАО "ТМТП", действующий с 2004 года, подписывали вместе с представителями предыдущего собственника предприятия и руководители профсоюзных организаций порта. Представители работников несут за подписанный коллективный договор такую же ответственность, что и работодатель.
— Поэтому стремление три года спустя, переложить исключительно на работодателя, причем уже новую администрацию порта, ответственность за неэффективный механизм индексации, который ими же был подписан, создавая при этом шумный прецедент, является как минимум некорректным по отношению к сотрудникам, интересы которых и обязан защищать профком, — утверждают в порту. — Да мифическая цифра 20% взялась непонятно откуда, не имея под собой никаких экономических расчетов и обоснований. Полгода спустя ситуация не изменилась. Профсоюзы выполняют свои угрозы и продолжают вести борьбу с администрацией, в ходе которой уже страдают обычные люди.
— Они разработали свои рабочие порядки "по правилам", — говорит Сергей Козлов. — В результате докеры-механизаторы, которые имели возможность заработать до 60 тыс. при среднемесячной зарплате в 35 тыс. рублей получают не больше 22. Люди понимают проблему и устали. Они хотят работать и получать те деньги, к которым привыкли. У нас на руках письменные отказы участвовать в забастовочных действиях, и это подтверждает тот факт, что из 1600 сотрудников на незаконную забастовку вышло всего 210 человек.
Тем не менее, 24 октября на конференции работников по инициативе профсоюзных организаций порта было принято решение о проведении забастовочных действий с 4 ноября 2007 года. 31 октября Туапсинской транспортной прокуратурой вынесено предостережение забастовочному комитету о недопустимости нарушения норма трудового законодательства, регламентирующих порядок и сроки забастовки. Это же решение поддержал и краевой департамент по транспорту и связи, а также Северо-Кавказское управление по урегулированию трудовых споров.
Но, несмотря ни на что, с 4 по 6 ноября профсоюзные активисты и те докеры-механизаторы, кто до сих пор с ними солидарны, все же отказались выйти на работу. Забастовка получалась странной: двое суток с момента ее начала в городе действовало штормовое предупреждение, и работы по перевалке грузов на сухогрузном районе были отменены. Кроме того, более 70% грузооборота ОАО "ТМТП" составляют нефть и нефтепродукты, а по технологии в их отгрузке участия докеров не требуется. Поэтому сорвать план работы бастующим не удалось, а порт не понес желанного профсоюзами убытка.
Но 6 ноября забастовку все же пришлось прекратить. Поводом для этого послужило решение Краснодарского краевого суда о запрете первичной профсоюзной организации ОАО "ТМТП" и забастовочному комитету проводить забастовочные действия. 9 ноября генеральный директор ОАО " ТМТП" Сергей Козлов еще раз обратился к руководителям первичных профсоюзных организаций Сафербию Шхалахову и Эдуарду Журавлеву. В обращении обозначен призыв вернуться на территорию закона и порядка.
— В любом споре нет однозначно правых и виноватых, обе стороны, как правило, допускают ошибки, — отметил Сергей Козлов. — Однако поведение забастовочного комитета, провоцирующего сотрудников порта на нарушение закона, игнорирующие предупреждения транспортной прокуратуры, решения федеральных и краевых государственных органов, подстрекающие работников к незаконному саботажу, который может привести к строгим дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения, уже не ошибка, а вопиющее нарушение человеческих норм.
Профсоюзные лидеры не спешат соглашаться с администрацией. В своей правоте они не сомневаются и утверждают, что будут стоять до конца. В свою очередь, администрация порта по-прежнему настаивает на проведении цивилизованных переговоров и мирной договоренности.
— Мы все еще готовы договариваться, — уверяет Сергей Козлов. — Но для этого нужно научиться разговаривать. А иначе все решит суд, и его решения будут обязательны для обеих сторон. Потом обсуждать что-либо будет уже поздно: закон может нравиться или не нравиться, но это — Закон.