Валерий Ежов: О коренной реконструкции ООО "РН - Туапсинский НПЗ"
Портал ЮГА.ру продолжает серию материалов, рассказывающих о реконструкции на Туапсинском НПЗ, где НК "Роснефть" строит на месте старого завода практически новое предприятие. На интересующие жителей города и края вопросы мы попросили ответить генерального директора ООО "РН-Туапсинский НПЗ" Валерия Ежова.
Валерий Викторович, мы уже несколько лет говорим о реконструкции, рассказываем читателям о том, что будет представлять из себя новый завод. Казалось бы, вплоть до технологических процессов все описано, и все равно периодически возникают различные вопросы. Расскажите, пожалуйста, что же происходит на заводе? И в связи с чем возникают вопросы?
– Напомню, что проект нового завода состоит из двух очередей. Первая очередь вступила в фазу реализации – это подготовка площадки, строительство установки ЭЛОУ-АВТ-12 и объектов общезаводского хозяйства. Проект первой очереди прошел государственную экспертизу, которая включает в себя оценку всех разделов проекта, в том числе и экологического.
Строительство нового завода также одобрено руководством города Туапсе и Краснодарского края – об этом свидетельствуют соответствующие документы. Естественно, мы прошли все положенные законом процедуры, и если бы этого не было сделано, мы бы не получили соответствующие документы.
За последние несколько лет проект трижды проходил общественные слушания. Первый раз на стадии декларации о намерениях, второй – перед сдачей документов на Главгосэкспертизу и третий – совсем недавно, перед сдачей документов на экологическую экспертизу.
Об этом можно поподробнее? Почему она сразу не была пройдена?
– По закону отдельно экологическую экспертизу и не делают. Она входит разделом в главную государственную экспертизу. Но этот закон не относится к территориям-курортам. Туапсе еще в 1995 году постановлением губернатора Николая Кондратенко был присвоен статус курорта местного значения. Но дело в том, что постановление о присвоении Туапсе статуса курорта местного значения не выполнено до конца. Это "звание" подразумевает "вывод территории из статуса земель населенных пунктов в статус территории особо охраняемой природной зоны и разработку устава города-курорта с описанием его бальнеологических (или других видов оздоровления) зон". Ни один из этих дополнительных пунктов почему-то выполнен не был. Может, время было такое "лихое", а может быть это просто было нереально выполнить, поскольку в самом Туапсе нет никаких природных лечебных явлений, соответствующих понятию "курорт". Туапсинский НПЗ был построен намного раньше, чем город Туапсе получил статус курорта местного значения, заводу в этом году исполнилось 80 лет. Основными источниками местного бюджета являются Туапсинский НПЗ, Туапсенефтепродукт и порт, а не курортная деятельность.
Оставим в стороне споры о том, курорт все-таки Туапсе или промышленный город, скажем лишь, что согласно законодательству мы подали документы на отдельную экологическую экспертизу, для чего специалисты независимой организации ООО "КубаньЭКОпроект" создали фундаментальный труд под названием "Оценка воздействия на окружающую среду". Это добрая сотня томов – два грузовика с папками! Как и положено по закону, накануне отправки документов на экспертизу в сентябре 2009 года были проведены общественные слушания.
Как вы провели последние общественные слушания?
– Дело в том, что по закону общественные слушания проводит не завод. И даже не компания, которая строит новый НПЗ (заказчиком данного проекта является НК "Роснефть"). Общественные слушания, согласно законодательству, должны проводить местные органы власти. Мы предоставили в администрацию района все необходимые документы. Администрация и занималась организацией слушаний, и сделано все было в соответствии с требованиями закона. В адрес администрации упреков нет.
Тем не менее, одна из экологических организаций заявила о проведении общественной независимой экспертизы. И требует у вас документы.
– Какие? Те самые объемом в два грузовика? И какие, простите, эксперты будут изучать проект? Сейчас одна из неместных экологических организаций требует от нас предоставить полностью весь проект. Сам по себе этот проект, безусловно, не секретный, но он содержит немало элементов коммерческой тайны, в частности патенто-защищенных технологий, которые используются на новом заводе, эти технологии разработаны, запатентованы иностранными компаниями. В целом, у нас тут используется 9 лицензионных технологических процессов, не считая более мелких. Все данные компании (Роснефть, Туапсинский НПЗ, проектировщики и лицензиары) связаны соглашениями о конфиденциальности.
Хотелось бы верить, что упреки в наш адрес объясняются не знанием закона, а не злым умыслом. А вот заявление о том, что мы "прячем" ОВОС просто не соответствует действительности. Документ, в котором рассказывается о воздействии завода на окружающую среду, целый месяц "висел" на сайте администрации района.
Накануне последних общественных слушаний вы пригласили на встречу на завод активистов движения "Чистый город"…
– Законодательство не обязывало нас проводить подобную встречу. Но мы по доброй воле пошли навстречу инициативе "Чистого города". Их волновали вполне конкретные вопросы. Я лично был на этой встрече, технический директор завода, его заместитель, постарались ответить на все вопросы, которые интересовали активистов "Чистого города" – с точки зрения проекта и строительства.
По данным "Росгидромета", превышений содержания предельно допустимых концентраций в воздухе в городе нет. При этом игнорируется тот факт, что существующее загрязнение на 90 % формируется автотранспортом, проходящим по федеральной трассе Сочи – Джубга, которая проходит через Туапсе.
К тому же коренная реконструкция завода является единственной возможностью кардинального сокращения экологической нагрузки НПЗ на экологию города. Реконструкция, по мнению специалистов "Роснефти", позволит снизить количество выбросов и сбросов предприятия на 40 %.Я еще раз особенно подчеркиваю это, ибо такие цифры и факты обычно замалчиваются.
Кроме того, к концу строительства увеличится объем поступления налогов в городскую казну. На заводе и в сервисных предприятиях появятся дополнительно 1000 рабочих мест. До 2015 года обеспечим занятость местных строительных организаций (не менее 2500 человек).