У ведущего в России научного центра СИБУРа по переработке газа – ОАО "НИПИгазпереработка" – наступил новый этап развития. О реорганизации научного блока, о деятельности предприятия и компании в целом, а также о гражданском долге порталу ЮГА.ру рассказал заместитель генерального директора по научной работе Юрий Валерьевич Аристович.
Юрий Валерьевич, институт имеет 42-летний опыт реализации крупных проектов в нефтегазовом комплексе, а это значит, что научный блок института обладает, действительно, большими возможностями. Расскажите, пожалуйста, о деятельности блока, о причинах, по которым сегодня возникла потребность его реорганизации?
- На данный момент в институте действует комплексный отдел научных исследований и разработок. Но перед нами стоит задача его реорганизации. На базе этого отдела мы будем строить научную часть института. В советские годы в институте научная часть была очень мощной, в этом блоке работало около 100 человек. Но комплексный отдел для института – вчерашний день. Уже принято решение о развитии научной части института в рамках компании СИБУР. СИБУР – крупный газоперерабатывающий холдинг, специализирующийся на глубокой переработке газа и производстве полимеров, в структуре которого несколько десятков заводов.
Научное направление холдинга представлено двумя институтами. Один из них создан совсем недавно, но уже широко известен – это корпоративный центр СИБУРа по химическим технологиям – НИОСТ, который был построен практически в чистом поле. Этот центр оснащен современнейшим оборудованием, там работают специалисты со всей страны. Тем не менее, НИОСТ занимается только проблемами синтеза.
Второй институт – наш. Мы занимаемся проблемами физхимии – это процессы абсорбции, дистилляции, ректификации, осушки, отстаивания, расслаивания… Так сложилось исторически, потому что газопереработка не включает в себя никаких стадий синтеза, есть только физико-химические процессы. Теперь же мы планируем изучать эти процессы, не только в переработке газа, но и все массообменные и теплообменные процессы нефтехимии, связанные с получением чистых продуктов, энергоэффективностью, а также с сепарацией, сбросными газами, сточными водами. Такой объем работ позволит институту обслуживать весь холдинг СИБУРа. Мы будем создавать собственные прорывные технологии для внедрения их в производство. Ведь наш научный блок не занимается академическими исследованиями, наши специалисты разрабатывают практические технологии, которые потом применяются в работе.
Что же касается причин реорганизации, то, как и у любой компании, у СИБУРа есть потребность в развитии. А развивать науку очень непросто, многие крупные вертикально интегрированные компании уже сталкивались с проблемами, когда научные блоки были развиты неправильно. Для того, чтобы этого не произошло, не надо торопиться, необходимо все делать обдуманно и четко, знать свои возможности. Ведь наука сама по себе умнее любого института, она, так сказать, впереди атаки…
И как раз сегодня наступил новый этап в развитии холдинга. Менеджмент СИБУРа готов решать сложные и глобальные задачи по развитию науки. Уже сделаны определенные шаги в продвижении НИОСТа, теперь подошла и наша очередь.
И все-таки, расскажите поподробнее, какие именно работы научный блок выполнял до реорганизации и какие будет выполнять в связи с ней?
- Скажем так, до 2006 года институт просто выживал, сохранял себя как единое целое. Были очень сложные времена для проектировщиков и для науки в России. Сегодня руководству института и СИБУРа можно смело ставить памятник, ведь "НИПИгазпереработка" – единственный в России отраслевой головной институт, сохранившийся с тех времен практически в полном составе. Конечно, есть определенные потери, но концептуально институт цел и невредим.
Ранее мы занимались только газопереработкой, и у научной части стояла одна задача – готовить исходные данные для проектов. В 2005 – 2006 гг. руководство поставило новую цель для нашего блока – работать для нефтехимического направления компании, а также серьезно заняться вопросом оптимизации существующих производств (вплоть до этих лет оптимизацией мы занимались довольно кустарно). Мы провели анализ и обследование наших производств, чтобы понять, смогут ли люди, занимающиеся только газопереработкой, эффективно работать и в нефтехимической отрасли. Оказывается, смогут.
Как вы планируете проводить реорганизацию?
- В иностранных компаниях реконструкции производства с целью обеспечения энергоэффективности массово прошли лет 20-30 назад. Сегодня в России есть закон "Об энергоэффективности", но его явно не достаточно, ведь пока что не сформулированы подходы к обеспечению глобальной энергоэффективности.
Мы давно думаем об этом. Но, насколько этот вопрос не прост для руководства страны, так он не прост и для руководства СИБУРа. Например, существует миф, что иностранцы не реконструировали производства, а просто сносили старые и возводили новые по новым технологиям. На самом деле, реконструкция производства идет постоянно в ногу со временем. Когда произошел скачок цен на энергоресурсы, стало выгодно делать ряд энерготехнологических мероприятий. Но для России эти меры не применимы, нам нужны другие подходы, свои пути. Мы думаем, что это и внедрение тепловых насосов, и применение пинч-технологий и другие инструменты. Конечно, наша основная задача сегодня – это обеспечение энергоэффективности.
Законодательно установлена степень извлечения попутного нефтяного газа (ПНГ). Причем, этот показатель будет только возрастать. Мы же должны быть впереди законодательных норм, потому что выполнение такой нормы – процесс сложный и долгий. Необходимо заранее подготовить ресурсы и быть впереди. Кроме того, использование ПНГ для нас не просто выполнение воли законодателя. Для нас это цель – мы существуем ради переработки попутного нефтяного газа. Чем больше мы его перерабатываем, тем больше мы зарабатываем денег, а значит, развиваемся, становимся эффективной и полезной компанией.
СИБУР очень много средств вкладывает в свое развитие и не боится сложных решений. На сегодняшний день мы прорабатываем варианты увеличения объемов переработки газа, вовлечение в переработку ресурсов, которые раньше были неэффективны. Вот, например, сегодня правительство задумывается о том, что не переработанный газ, горящий в факелах, является не просто выброшенными ресурсами, а наносит реальный вред экологии. Существуют системы экологических штрафов за его применение. Здесь наша основная задача – снижение вреда для экологии, т.е. увеличение ресурса попутного нефтяного газа для переработки на заводах холдинга.
Мы компания амбициозная, но, к тому же, единственный научно-исследовательский и проектный институт в области газопереработки в России. Поэтому осознаем свою меру ответственности за нашу деятельность – то, что не сможем переработать мы, вряд ли, кто-то переработает эффективнее нас. В этом смысле переработка ПНГ – наш гражданский долг, и мы обязаны развивать свое научное подразделение таким образом, чтобы оно было максимально эффективным.
За счет чего эта эффективность будет достигаться?
- Это и увеличение количества персонала, и его обучение, и изучение иностранных технологий. Плюс ко всему углубление в теорию процессов. Ведь сегодня наука живет во многом старыми запасами и постепенно превращается в ремесло. А когда наука становится ремеслом, она перестает быть наукой. Так вот, сегодняшняя жизнь науки в стране все более походит на ремесло. Существует огромная пропасть между академической и прикладной науками. Мы намерены в наших областях компетенции эту пропасть заполнить своим знанием.
Топ-менеджеры СИБУРа понимают, что наука не может приносить деньги в явном виде, то есть не все, что изобретает наука, можно продать. Существуют другие системы исчислений для оценки полученных знаний, накопленных компетенций, в частности, повышение эффективности, получение чистых продуктов. Согласно практике, вложенные в науку деньги возвращаются через 5 лет. Мы планируем сделать это раньше: через 3 года.
Каких результатов по реорганизации научного блока вы планируете добиться в 2010 году?
- Во-первых, увеличить работающий персонал. Сегодня наукой в институте занимаются 40 человек. Наш план – увеличить штат в этом году до 60 человек. Мы будем прилагать все усилия, чтобы план был реализован. Нам нужны настоящие звезды российской науки. Вместе с реорганизацией в стране появится первый корпоративный центр компетенций в области массообменных и теплообменных процессов.
Кроме пополнения штата, мы также планируем заняться обучением персонала. Сегодня "НИПИгазпереработка" ведет переговоры с профильными обучающими институтами, у нас есть научные центры в вузах, давно идет сотрудничество с КубГУ и политехническим университетом в плане подбора кадров, организации совместной НИР, обучения.
Мы намерены провести переговоры о сотрудничестве: покупке инструментов для моделирования, об организации обучения с известной в наших научных кругах компанией, которая занимается моделированием от прочности гайки до магнитных полей головного мозга. Ведь есть вещи, которые проще купить, чем изобретать заново.
Компания сотрудничает с Maserati, BMW, Boing, City University в Лондоне. На развитие компании будут потрачены очень значительные суммы, какие именно, сказать не могу – коммерческая тайна.
Какова ваша оценка состояния научного блока института на сегодняшний день? Каковы основные проблемы, а каковы преимущества?
- Сегодня у научного блока института есть большой потенциал и высокий уровень возможностей, существует научная база, просто необходимо направить развитие в нужное русло и реализовать задуманное. Конечно, сейчас в связи с расширением поля деятельности, чувствуется недостаток определенных современных компетенций. Понятное дело, что тот, кто всю жизнь собирал велосипеды, сразу автомобиль не соберет. Нужен курс переподготовки.
Изменится ли в ходе реорганизации структура научного блока института?
- Да, изменится. В блоке планируется пять лабораторий, которые будут делиться на секторы. Но такая реструктуризация возможна при численности штата минимум в 60 человек. Это будет первым шагом для большого прорыва в нашей отрасли. В 2011 году мы увеличим штат до 90-100 человек. Такое количество специалистов уже обеспечит прочный фундамент для настоящего научного рывка.
У современной России очень большие надежды на науку. Задача развития поставлена давно, но до сих пор она не решалась. Мы считаем, что если за прорывом стоит отсутствие 5-7 лишних людей, то не найти этих людей – большая ошибка, поэтому мы сделаем все возможное для развития нашей отрасли.