Краснодарский институт "НИПИгазпереработка" работает на рынке проектных услуг уже более 40 лет, занимая лидирующие позиции среди ижиниринговых компаний. Но, время идет, растет конкуренция, возникает качественная смена трендов. Для того, чтобы не допустить снижения объема заказов на проектирование и не превратиться в "хронического" субподрядчика международных компаний, необходимо адекватно и своевременно ответить на вызов рынка. С вопросом о стратегии развития "НИПИгазпереработки" мы обратились к исполняющему обязанности генерального директора института Павлу Пуртову.
История Вашего предприятия – это история крупного советского института с успешным опытом прохождения экспертиз, богатым портфелем реализованных проектов, высокой репутацией специалистов. Но, несмотря на успешность, сформировавшуюся за 40 лет работы, стратегия развития института на ближайшие три года предусматривает качественные изменения в деятельности НИПИ. C чем это связано? Что именно измениться в работе института?
- Действительно, институт известен в отрасли. Мы проектировали практически все крупные газоперерабатывающие заводы в России и ближнем зарубежье, участвовали в международных проектах "Голубой поток", "Сахалин-2", "Каспийский трубопроводный консорциум". Но обострение конкуренции на рынке, появление новых технологий, изменение экономической ситуации требует качественных изменений бизнес-процессов, развития персонала, использования новых современных технологий проектирования. Стратегическая цель института – развитие на базе интеллектуальных, человеческих и материальных ресурсов инженерного центра, отвечающего требованиям современного рынка и предлагающего весь спектр услуг по реализации инвестиционных проектов.
Для выполнения поставленных задач мы определили приоритетные направления развития. Перечислю основные из них: организационные изменения; трансформация института в клиентоориентированную компанию на базе внедрения современных технологий маркетинга и продаж; внедрение технологий 3D-проектирования как основы интегрированной системы реализации инвестиционных проектов "под ключ".
Почему Вы считаете эти направления ключевым, и что это даст институту?
- Указанные направления неразрывно связаны между собой и в совокупности позволяют институту стать современной инжиниринговой компанией, способной представить клиенту полный комплекс услуг на наилучших условиях.
Реализация проекта организационных изменений позволит оптимизировать численность и структуру института, вывести на аутсорсинг непрофильную деятельность, создать гибкую производственную структуру, легко адаптируемую под решение самых разных задач.
Неразрывно связана с реализацией проекта организационных изменений задача перехода на 3D-проектирование на базе интегрированных трехмерных моделей. В результате традиционный метод реализации инвестиционных проектов на базе обособленных стадий проектирования, комплектации и строительства трансформируется в единый внутренне непротиворечивый процесс с общим центром управления. В результате будут исключены ошибки, связанные с междисциплинарными стыковками, снизится потребность в материальных, трудовых и временных ресурсах, требующихся для реализации инвестиционных проектов.
И, наконец, важнейшая задачей, которую мы ставим перед собой, стать еще ближе к клиенту. Это возможно только при внедрении современной системы маркетинга, что мы сегодня и начинаем делать. Основной задачей этой системы является повышение объема продаж на основе анализа рынка, выявления ключевых компетенций, востребованных рынком, развитие внутрикорпоративной культуры отношений с клиентами.
Сегодня мы делаем первые шаги в практической реализации задуманного – проведена диагностика блока вспомогательных подразделений и разработаны рекомендации по его оптимизации, начата аналогичная работа по блоку производственных подразделений. Подготовлено техническое задание на разработку и внедрение 3D-системы, ведутся переговоры для выбора поставщика. В структуру института введен маркетинговый блок, началось его формирование, создано представительство института в Москве.
Мы понимаем, что реализация поставленных задач зависит, прежде всего, от тех людей, которые работают в компании. В институте создана служба по работе с персоналом, развивается система непрерывного обучения кадров, ведется постоянная работа с молодыми специалистами – в них наше будущее и ключ к успеху. Сочетание опыта ветеранов и устремлений молодежи – это основа нашей кадровой политики.
Руководство нашей страны сегодня уделяет большое внимание проблеме сжигания попутного нефтяного газа на факелах. Какова позиция вашего института по этому вопросу? Предлагает ли НИПИ свой способ решения проблемы?
Наш институт стоял у истоков отечественной газопереработки, поэтому нам хорошо понятна эта проблема. К сожалению, раньше все действовали согласно девизу "Нефть любой ценой" и сжигали газ в больших количествах. Но, сжигание газа нельзя оправдывать никакими экономическими показателями.
На западе давно уже требуют соблюдать жесткие условия переработки — использовать 95% газа при добыче нефти. В России же некоторые компании используют 60%, другие — 70%. Но есть и лидеры по его переработке. "Сургутнефтегаз", например, достиг 95% использования, очень близок к этим показателям "Лукойл".
После распада СССР, в стране не сложилось единой политики по отношению к этой проблеме. Есть только предложения по закону о газе. Рассматриваются совершенно разные варианты требований его использования. Надо понимать, что при сжигании попутного нефтяного газа мы теряем до 30 процентов добываемого углеводородного сырья. Очевидно, что дальше так продолжаться не может, поэтому должна быть разработана и реализована целевая программа снижения потерь углеводородного сырья. Это должна быть совместная программа правительства и бизнеса. Мы активно высказываем свою позицию в правительстве и предлагаем проекты по утилизации попутного газа. В результате можно сохранить ценное сырьё и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Вы рассказали об изменениях, которые произойдут в институте. Можете раскрыть карты и поделиться информацией о проектах, над которыми институт планирует работать в 2010 году?
У нас есть традиционные крупные заказчики - это СИБУР и его газоперерабатывающие заводы, в основном, расположенные в Западной Сибири. Как раз в Сибири сейчас институт приступает к реализации очень большого проекта – строительство продуктопровода Южный Балык — Тобольск. Это очень серьезная работа на несколько лет. Продолжим работу с одним из наших основных заказчиков — "Газпромом", с нефтяными компаниями — "Лукойл", "Роснефть". Практически у всех нефтяных компаний есть свои газоперерабатывающие заводы или компрессорные станции, мы участвуем и в этих проектах.
В целом, мы считаем, что тот вектор развития, который мы определили, - правильный и современный. Реализация наших планов уже в 2010 году даст значительный толчок институту в развитии, выведет "НИПИгазпереработку" на новый уровень востребованности заказчиком, что для нас очень важно.