"Еврохим" и Туапсе: Правда и слухи о балкерном терминале

Компания "Еврохим" завершает строительство балкерного терминала в Туапсе. Слухи об экологической несостоятельности этого проекта оказались городскими сплетнями.

Вокруг строительства в Туапсе нового балкерного терминала не утихают споры и полемика, даже несмотря на отсутствие объективных поводов для недовольства. Основными поводами служат слухи. Интернет-пользователи и активисты общественных и политических движений призывают руководство компании "Еврохим"  прекратить какие-либо работы на предприятии,  мотивируя свои требования, прежде всего,  заботой об экологии. Многочисленные слухи о тайных и явных "ужасах"  еще не работающего терминала ежедневно пополняют список городских сплетен. 
Насколько точка зрения населения Туапсе расходится с мнением компании - застройщика, так ли все страшно на самом деле, и что действительно будет с городом после начала работы терминала, порталу ЮГА.ру в эксклюзивном интервью рассказал директор по закупкам и логистике компании "Еврохим" Павел Яковлев.

Павел Александрович, действительно ли с приходом "Еврохима" экологии Туапсе придет конец?

- Это неправда. В настоящий момент ведется диалог Роспотребнадзором о создании экологического паспорта города. Он окончательно будет готов летом, однако я уже сейчас могу сказать, что около 50% загрязнения городу даем не мы и даже  не порт с нефтебазой, а федеральная трасса. На втором месте – объекты ЖКХ, а уж потом крупные  промышленные предприятия. Балкерный терминал с  полным циклом своей деятельности не дотянет и до 0,2% от общего загрязнения города имеющимися крупными предприятиями, которые все вместе в год выбрасывают около 70 тонн вредных веществ. Поэтому вместо криков предлагаю заниматься планомерной продуманной работой и шаг за шагом реализовывать экологические проекты в городе Туапсе. Наша компания готова в этом участвовать.

Однако по городу с угрожающей быстротой распространяются листовки, в которых сообщается, что "Еврохим" своими химическими удобрениями травит город. Прокомментируйте ситуацию, пожалуйста.

- Во-первых, термина "химические удобрения" не существует. Это вроде словосочетания "горячий лед": звучит красиво и загадочно, но ничего общего с реальностью не имеет.  Так и "химические удобрения" придуманы либо туапсинцами, либо тем безграмотным и неосведомленным человеком, который написал подобную чушь в этих листовках.
Удобрения бывают двух типов: минеральные и органические. Именно перевалкой сухих гранулированных минеральных удобрений и будет заниматься терминал в Туапсе. Удобрение такого рода определяют в мире три основных питательных вещества: калий, фосфор и азот. И здесь будут переваливаться лишь азотные, азото-фосфорные, калийно-азотно-фосфорные удобрения.

И какие же тогда яды имеют ввиду создатели этих провокационных листовок?

- Речь, скорее всего, идет о селитре. Среди удобрений, действительно, существуют виды, относящиеся к 5 и 9 классу опасных грузов. И селитра на самом деле самое вредное из удобрений в мировой и российской классификации, оно характеризуется 5-ым классом. Это сильнейший окислитель, вещество, которое мгновенно разлагается. Так вот, я заявляю вам совершенно официально: никогда селитра не планировалась, не планируется и не будет планироваться к перевалке  в Туапсе. Прежде всего, потому, что  по 5 классу опасности в городе работать нельзя.
Это же касается и 9 класса опасности - продуктов, которые носят название "прочие опасные грузы". Они  здесь также переваливаться не будут. Этими работами мы занимаемся и продолжим заниматься  в Новороссийске. Но там иная ситуация, там порт находится в промышленной зоне города. 

Тогда похоже, что в листовках не содержится ни слова правды? И кто-то просто пользуется доверием местных жителей?


- Восприятие любой информации человеком зависит от того, насколько умело ее ему преподнести. Если я, например, вам расскажу, что взял свежий огурец, посыпал солью и съел – это  будет "вкусно" выглядеть. Однако если я скажу вам, что взял некий овощ, выращенный на навозе, обработал натрийхлором и съел – получится кошмар. А хлор, к слову сказать, это вообще стопроцентный яд.
Вот так и для непросвещенного человека любая информация о работе нашего терминала может быть преподнесена с такой стороны. С учетом того, что про огурец я, хоть и некрасиво, но рассказал правду, а вот то, что написано в этих листовках, попросту бред. Я не знаю, чьих рук это работа, но этот человек абсолютно не разбирается в том, о чем пишет.
Я вообще не люблю комментировать слухи. И если  они иногда и верны хотя бы наполовину, то  данной ситуации даже 1% правды не набирается. Мы не можем комментировать неправду.

Листовки обещают в середине мая очередной митинг против работы терминала. Как компания отреагирует на него?

- Как и на все остальные запросы и мероприятия: в очередной раз предоставим любую информацию, любой запрашиваемый документ, подтверждающий, что все работы ведутся и будут вестись в строгом соответствии с законодательством РФ, а здоровью жителей ничего не грозит.
Самое поразительное, что существует определенная категория людей, которая в любом случае найдёт, чем быть недовольными: даем официальное опровержение какой-либо совершенно безумной информации – нам в ответ говорят, что мы якобы  кого-то подкупили. В недавнем прошлом к нам обратились  с претензией представители КПРФ, но после  рассмотрения представленных компанией документов дали опровержение на своем официальном сайте. Нам тут же заявили, что мы подкупили и компартию и ее лидера. Наслушавшись сплетен о терминале, к нам предъявило претензии Всероссийское  общество охраны природы. Потом разобрались и прислали нам официальные извинения. Теперь нам заявляют, что мы их всех заставили подписать эти официальные извинения. Кричали, что у нас нет экспертизы, но как только мы ее предоставили, тут же сказали, что мы её купили. Это бесконечно.

Некоторые СМИ успели сообщить о якобы случившейся 15 марта 2010 года аварии на пробном пуске терминала, которая привела к страшным последствиям. Например, к сбросу химикатов в Черное море, выбросу в атмосферу вредных веществ и даже отравлении и гибели людей…

- Единственное, что во всей этой писанине оказалась хоть немного соответствующем действительности, так этот тот факт, что при пробной погрузке нами карбамида в первое судно (кстати, балкер, а никак не танкер, как утверждает та же листовка)  наблюдалась некое облако. Оно действительно  могло быть, хотя я лично все три дня присутствовал на погрузке, на причале, на станции выгрузки вагонов, везде  ходил без респиратора и ничего подобного не видел.

У нас по регламенту 36 часов погрузочная машина с каскадом  должна работать без пелыуловительной муфты, это  необходимо для настройки оборудования. Об этом нас предупреждали еще немцы -изготовители оборудования. И они, и мы на месте гарантируем, что за это время по периметру территории защитной зоны вредных выбросов наблюдаться не будет. Они если и появятся, то в допустимых нормах, фактически существующих сейчас и без нас.

В итоге мы проработали не 36, а всего 4 часа. Учитывая, что пылеуловительная муфта  была отключена, со стороны могло наблюдаться  некое облако. Но оно оседает тут же, на судне. Даже на нашем причале его после  не обнаружили. Потому что пыль от карбамида мелкая и кристаллическая, практически прозрачная, как сахарная пудра. Если раздуть пудру, то уже через секунды вы ее не увидите. Поэтому говорить о том, чтобы по воздуху летели гранулы карбамида, глупо.

А вот второе судно грузилось другим  удобрением,  калийным, тяжелым, которое вообще не пылит. И когда мне показали фотографии, снятые кем-то из очевидцев этого якобы облака, нам самим стало интересно, что это, и мы специально провели исследование. Так вот, это оказалось не что иное, как дым от трубы парохода,  дизельный двигатель которого работал в сумерках. Но мы не можем заставить судно его выключить даже у причала, это правила безопасности. Именно из-за этого и поднялся весь шум.

Что касается отравления людей, то эта информация вообще из области фантастики. Их быть не могло, так как не было и самой аварии и нет ни одного подтвержденного факта обращения наших рабочих за медицинской помощью в связи с какими-либо отравлениями.

Значит, селитры не было?

- Не было и  не могло быть. Селитра здесь не грузилась и никогда грузится не будет. Вот эта та же самая история с огурцом, которую я рассказал вам ранее: ядовитая селитра летела куда-то вдаль клубами по воздуху, попала в море. Чепуха какая-то.

Росприроднадзор постоянно мониторит 4 точки по периметру санитарно-защитной зоны, а в дополнение Моррыбндзор, с которым у нас договор,  постоянно проводит мониторинг состояния воды около нашего причала. Мы специально  это сделали для тех недовольных, которые могли появиться. И если бы даже  на этом причале действительно была бы селитра, то это единственный продукт, который  заметить невозможно. Попав в воду, она моментально разлагается на составные части и опасна лишь насыщенным раствором, который в морской воде создать невозможно. Как и любого другого вещества, хоть высыпь  туда миллион тонн. Морская вода подвижна.

Значит ли это, что вы  не совершаете ошибок?

- Ничего идеального не бывает. Однако наша компания совершила пока только две ошибки, надеюсь первые и последние. И мы открыто их признаем.

 Первое - это то, что мы мало освещали нашу будущую деятельность в прессе, поэтому люди и настроены так агрессивно из-за элементарного незнания всей ситуации. Но эту проблему, я надеюсь, мы исправим в ближайшем будущем.

Вторая наша ошибка – это  действительно имеющая место просыпка аммофоса и карбамида из некоторых вагонов на подъездные пути, не более 1,5 кг. Но это были не наши транспортные средства. Собственник, который их нам предоставил, к сожалению, не смог обеспечить нас качественным продуктом. Вагоны были старые, 1984 года, и незначительная россыпь минеральных удобрений действительно была. Однако из наших вагонов, купленных в 2007-08 годах, не высыпалось ни грамма. Поэтому я могу обещать, что больше подобного не повторится.

Планируете ли Вы осуществлять поддержку города после того, как терминал начнёт работу?

- Конечно. Мы и сейчас это делаем, несмотря на то, что терминал еще даже не начинал работать. Однако у нас есть принципиальная позиция: наличных денег мы никогда не даем, как бы просителям, порой, этого ни хотелось. Подходим к вопросу с осторожностью.  Надо было выделить деньги на строительство в Туапсе   детского сада – выделили. Каждый год на лотерею ко Дню Победы покупаем автомобиль,  совместно с администрацией Туапсинского района финансируем закупку оздоровительных путевок в пансионат для детей из неблагополучных семей. В настоящий момент  участвуем в реконструкции городского стадиона.

Когда терминал заработает в полную мощность?


- Все технические работы мы планируем завершить к середине мая. Чтобы выйти на полную мощь, терминалу потребуется некоторое количество времени. Когда все работы будут завершены, мы предоставим общественности возможность прийти и своими глазами увидеть, что и как работает. Высококвалифицированные специалисты проведут экскурсию по всему терминалу для всех желающих, чтобы у людей не осталось сомнений, что все то, чем их пытаются накрутить лжезащитники экологии, не что иное, как плод больной фантазии. 

Наша основная мысль, которую мы пытаемся донести до людей, заключается в том, что современный портовый город должен развиваться по определенным законам, в которых есть место и экономическому развитию, и полноценной заботе об экологии. К этому и надо стремиться.