Аккредитованные автошколы будут аттестовывать водителей на своей территории в присутствии сотрудников ГИБДД.
Глава российского правительства Владимир Путин подписал распоряжение, меняющее систему подготовки водителей. Документ, подписанный Путиным, включает целый ряд новшеств. Если кандидаты в водители, например, не сдадут экзамен три раза подряд, переподготовкой абитуриентов автошколы обязаны будут заниматься бесплатно. При этом курс повторного обучения должен быть не меньше пяти часов.
Таким образом, автошколы впервые станут отвечать за качество подготовки водителей. Сейчас же оно, увы, оставляет желать лучшего. Еще одно нововведение – возможность обучения и сдачи экзаменов на автомобилях с автоматической коробкой передач. Водители получат специальные права, позволяющие им управлять только машинами с "автоматом". Кроме того, предполагается, что все абитуриенты смогут сдавать экзамены прямо в автошколах. Правда, принимать их станут лишь заведения, получившие добровольную государственную аккредитацию и обладающие собственным автоматическим компьютеризированным автодромом. Сейчас таких автодромов – пятнадцать на всю Россию.
До конца 2010 года МВД и Минздравсоцразвития должны подготовить необходимые поправки к нормативным актам, чтобы выполнить поручение председателя правительства.
Полная автоматизация?
Чтобы автошкола получила аккредитацию, она обязана соответствовать определенным требованиям – например, должна быть оснащена электронными тренажерами для обучения первоначальным навыкам вождения, а автомобили – приборами видеонаблюдения и фиксации. Но самое главное – автоматизированный автодром, стоимость которого специалисты оценивают в размере от 5 до 20 млн. рублей.
Приборы видеонаблюдения и фиксации в режиме онлайн контролируют обучение кандидата и то, как проходит экзамен. Такой прибор можно установить на один из четырех автомобилей для предоставления его при сдаче экзамена в ГИБДД.
Использование компьютеров, по идее, должно исключить возможность подвоха при проверке результатов, а также позволит проводить промежуточные зачеты и экзамены.
- Снять помещение, начинить его минимумом учебной мебели и оборудованием совсем несложно, – комментирует директор учебного центра государственного автономного образовательного учреждения Краснодарского края "Центр обучения специалистов автомобильного транспорта" Владимир Лыгин. – Например, в нашей автошколе уже есть три тренажера. Тринадцать автомобилей оснащены приборами видеонаблюдения и фиксации. Есть и компьютерный класс на 15 рабочих мест, а также аппаратно-программный комплекс для психофизиологического тестирования. Проблема в автодроме: компьютеризированный автодром пока есть только в ГИБДД. Наше предприятие планирует его строительство в 2011-2012 годах.
Однако просто построить автоматизированный автодром недостаточно. Объект необходимо еще и обслуживать (освещение в ночное время суток, охрана, обновление разметки и многое другое). Более того, нужно иметь специальное помещение (диспетчерская), где будет происходить обработка всей информации, стекающейся от датчиков на центральный сервер. При этом работа датчиков на автодроме не должна давать сбоя. Словом, автоматизированный комплекс должен полностью исключать человеческий фактор. Но станет ли это реальностью? Верится в это с трудом.
- Есть предложение по строительству автоматизированного автодрома с участием средств всех частных автошкол Краснодара, – рассказывает Владимир Лыгин (Центр обучения специалистов автомобильного транспорта). – Но предложение это пока висит в воздухе, так как свободных денег в большом объеме у автошкол нет. Хорошо, если на помощь пришли бы крупные инвесторы со своим капиталом. Возможно, это вопрос будущего. Но пока таких инвестиционных проектов никто не разрабатывал.
За реальную стоимость
Сейчас работу автошкол контролирует департамент образования и науки, который обязан следить не только за собственно учебным процессом, но и выдает лицензию на открытие учебного заведения либо продлевает уже существующую. По словам Владимира Лыгина, недавно был опубликован приказ департамента образования и науки, где расписан регламент предлицензионной проверки, принятия документов, оформления для лицензирования, а также регламент проверок. Там же определены и сроки проверок, которые должны быть согласованы с прокуратурой.
- Согласно законодательству, они могут проходить раз в три года, – говорит директор автошколы "Перекресток" Николай Мясоедов. – Но бывают и внеплановые проверки. ГИБДД, в свою очередь, в оперативном порядке имеет право контролировать свою часть работы: техническое состояние автомобилей, наличие обученного персонала. Все остальное – как и у всех коммерческих организаций: проверки Роспотребнадзора и Санэпидемнадзора, пожарной инспекции.
На сегодняшний день стоимость обучения в краснодарских автошколах колеблется от 13 500 до 20 000 рублей. По оценке Владимира Лыгина, такую ситуацию нельзя назвать нормальной. Если внимательно изучить экономическую составляющую учебного процесса, то за 13 500 рублей качественно обучить вождению невозможно. Цены эти – демпинговые.
Неоднократные совещания, которые пытались проводить некоторые автошколы с целью выработки единой программы и стоимости обучения (в свое время принимали решение остановиться на 18 000 рублей), никаких результатов не принесли. Во время обучения автошколам приходится чем-то жертвовать – либо количеством теоретических учебных часов, либо количеством часов вождения. И такая ситуация достаточно распространенная: водители-инструкторы очень часто не отрабатывают положенные часы вождения, что отражается на качестве обучения. По мнению специалистов, 17 000-18 500 рублей – реальная цена для того, чтобы учащийся получил всю программу в полном объеме.
В зависимости от режима, в котором организация строит свою работу, сроки обучения в автошколе варьируются от 1,5 до 2 месяцев. Сегодня это 106 учебных часов и 50 часов вождения. "Если мы будем давать 4 часа теории в день и заниматься 5 дней в неделю, получается 5,5 недели, – комментирует Владимир Лыгин. – Плюс согласование сдачи экзаменов в ГИБДД. Если занятия проводятся по три часа в день, процесс обучения увеличивается".
Благие намерения
В Краснодаре насчитывается порядка 50 предприятий, которые занимаются обучением водителей. Как отмечают эксперты, многие из них после вступления в силу нововведений, скорее всего, уйдут с рынка, поскольку не смогут позволить себе приобрести весь комплекс для аккредитации автошкол. В итоге конкурентная ситуация на рынке снизится, а стоимость обучения поползет вверх. После того как нововведения вступят в силу, по оценкам Владимира Лыгина (Центр обучения специалистов автомобильного транспорта), она может вырасти на 10-15%. Кто же выиграет от новой системы подготовки водителей?
- Хочется верить, что в первую очередь выиграют наши ученики, которые получат более качественное образование, – комментирует Николай Мясоедов ("Перекресток").
Радует то, что после прохождения аккредитации автошколы будут нести персональную ответственность за объективную оценку полученных водителями знаний. Сейчас ответственность за водителя-новичка, который попал в ДТП, в течение двух лет после обучения несет автошкола, хотя права при этом выдает ГИБДД.
Все требования относительно аккредитации еще не прописаны законодательно. Например, неизвестно, как будет приниматься экзамен на автодроме; загадкой также остается и то, кто именно будет выдавать водительское удостоверение – автошколы или же ГИБДД. В конечном итоге цели аккредитации автошкол – снижение гибели людей на дорогах, воспитание культуры безопасного вождения, повышение качества обучения. Но будут ли эти цели достигнуты и в какие сроки – покажет будущее.
Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".
"Бизнес-журнал" – самое массовое всероссийское деловое издание, адресованное предпринимателям, управляющим собственникам компаний и топ-менеджерам. "Краснодарский "Бизнес-журнал" выпускает ООО "Издательский дом "НьюМэн".