Деловой туризм – пожалуй, самый молодой сектор на рынке туристических услуг России, и потенциал его развития без преувеличения огромен. Но возможно ли реализовать его в полной мере, и в какие сроки это произойдет?
Многие эксперты считают деловой туризм одним из наиболее перспективных направлений развития отрасли.
-Бизнес-туризм способствует развитию других видов туризма. Чем больше деловых контактов имеет регион и чем больше он привлекает к себе внимание иностранного бизнеса, тем выше его возможности по расширению спектра въездного туризма, – уверена руководитель бизнес-клуба "Формула" Изабелла Хабаху.
По мнению генерального директора компании "Аэро-Альянс" Анатолия Голощапова, это направление активно продвигается на государственном уровне, а также на уровне здравниц, туристических и авиационных компаний, поскольку проведение бизнес-мероприятий выгодно всем участникам процесса. Во-первых, руководству предприятий. Выездное корпоративное мероприятие говорит о высоком статусе фирмы. Во-вторых, туристическим компаниям, которым корпоративные клиенты сразу обеспечивают большой заказ. И, наконец, отелям тоже выгодно привлекать корпоративных туристов. Особенно в межсезонье, чтобы снять проблему заполнения.
Показательно, что в трудные для отрасли времена на Черноморском побережье меньше всего просели именно те средства размещения, которые изначально были ориентированы на проведение деловых мероприятий, либо сумели быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям.
- Основные потребители в сфере бизнес-туризма – крупные корпорации, которые сохранили финансовую устойчивость и не отказались от проведения различных конференций, конгрессов и бизнес-тренингов, – поясняет генеральный директор туристической компании "Л-КИМ" Людмила Евграфова. – Кроме того, на проведение бизнес-мероприятий не влияют климатические условия, поэтому чаще всего их проводят в межсезонье, когда отели на побережье могут принимать большие делегации и обслуживать их на высоком уровне.
В результате, несмотря на сокращение числа отдыхающих, туроператоры и отели, занимающиеся организацией деловых мероприятий, понесли наименьшие потери. Неудивительно, что многие из них и сегодня делают ставку на развитие именно этого направления. По словам Анатолия Голощапова ("Аэро-Альянс"), курорты Краснодарского края готовы проводить корпоративные мероприятия любого уровня: от конференций или презентаций одной компании до серьезных международных конгрессов. Многие из них располагают собственными конгресс-залами, оборудованными по последнему слову техники, некоторые приспосабливают уже имеющуюся инфраструктуру для деловых мероприятий.
Время и место
Решающим фактором в развитии бизнес-туризма эксперты считают инвестиционную привлекательность региона. И тут, казалось бы, Краснодарскому краю нет равных. Уже не первый год Краснодар лидирует в рейтингах городов, наиболее комфортных для ведения бизнеса, олимпийская стройка привлекает в Сочи новых инвесторов, а число деловых связей с другими регионами России продолжает расти. Транспортная инфраструктура края также выгодно отличает от соседей.
- В Краснодарском крае бизнес-туристы останавливаются по многим причинам, – отмечает Изабелла Хабаху. – В Краснодаре находится краевая администрация, где проходит согласование всех проектов, реализуемых на территории региона. Также здесь вполне успешно действует пока единственная, но достаточно известная в стране выставочная площадка "КраснодарЭКСПО". Кроме того, в Сочи традиционно проводится международный инвестиционный форум.
Тем не менее, в России о таком явлении как бизнес-туризм пока можно говорить только применительно к Москве или Санкт-Петербургу. В других регионах страны деловой туризм все еще находится на этапе становления. И Краснодарский край, увы, не исключение.
И уж совсем неправильно было бы называть Краснодар деловой столицей региона. Крупных мероприятий, за исключением тех, что проводит уже упомянутый "КраснодарЭКСПО" в городе не проходит, и, как выяснилось, проходить не может.
- Попробуйте снять гостиницу, когда в городе проходит агропромышленный форум, – предлагает генеральный директор маркетингового агентства PR&M Group Даниил Шепетина. – Это практически невозможно. Сейчас в Краснодаре работает примерно два процента от необходимого городу количества гостиниц. Очень мало, чтобы говорить о существовании в городе бизнес-туризма.
Не удовлетворяет потребностям делового туризма и площадь имеющихся в городе средств размещения. Большинство краснодарских гостиниц, безусловно, способны принимать небольшие группы, включая бизнесменов, приезжающих в город для решения своих деловых вопросов. Но вот к проведению сколько-нибудь массовых мероприятий Краснодар не готов.
- Стоимость размещения в крупных гостиницах здесь очень высока, – свидетельствует Людмила Евграфова ("Л-КИМ"). – Далеко не каждая компания обладает бюджетом, позволяющим останавливаться в городе. При этом подавляющее большинство гостиниц просто не способно принимать делегации по 100-150 человек. Нет отелей, обладающих достаточным номерным фондом разной ценовой категории.
Практически невозможно найти гостиницу, где можно было бы поселить президента компании, топ-менеджеров да и рядовых сотрудников. Именно поэтому многие крупные деловые мероприятия проходят на Черноморском побережье, где отели, особенно в межсезонье, предлагают весьма неплохое соотношение цены и качества. При этом, даже с учетом стоимости доставки делегации к месту размещения, бюджет мероприятия серьезно сокращается.
В то же время качество обслуживания во многих гостиницах здесь оставляет желать лучшего. Не хватает и квалифицированного персонала.
- Непонятно, почему в Краснодарском крае считают, будто только на топовых позициях требуется знание иностранного языка, – удивляется Людмила Евграфова. – Когда мы принимаем иностранные делегации, найти, допустим, официанта со знанием английского языка становится большой проблемой. В Москве же и Санкт-Петербурге эта проблема уже решена естественным образом. У нас же люди со знанием иностранных языков официантами работать не идут.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются туроператоры и их клиенты при организации бизнес-туров – несовершенство налогового законодательства. Так, проведение семинара, согласно действующему законодательству, является обучающим мероприятием. Поэтому затраты на его проведение должны облагаться НДС. Между тем, деятельность туроператоров налога на добавленную стоимость не предусматривает. И для того, чтобы бухгалтерская отчетность заказчика и исполнителя в итоге совпадала, операторы вынуждены добавлять 18% к стоимости турпродукта.
Такая схема понятна далеко не всем, и небольшие компании зачастую сами берутся за организацию выездных деловых мероприятий. Как правило, это обходится им дороже, чем при сотрудничестве с туроператором, утверждает Людмила Евграфова ("Л-КИМ"). Но подобные проблемы уже начали решаться на государственном уровне, и есть вполне обоснованная надежда на то, что уже в ближайшее время законодательство и реалии бизнес-туризма будут, наконец, соответствовать друг другу.
Создать инфраструктуру
Несмотря на очевидную привлекательность бизнес-туризма, решить инфраструктурные проблемы, мешающие его развитию, будет не так просто. Анатолий Глощапов ("Аэро-Альянс") убежден, что, например, краснодарскому аэропорту необходимы реконструкция, которая позволила бы увеличить поток пассажиров, а также организация более удобного транспортного сообщения с отдельными районами. Людмила Евграфова один из путей решения проблемы видит в создании отдельного бизнес-района по типу парижского Дефанс, где сосредоточились бы крупные отели, специально адаптированные для проведения корпоративных мероприятий, а также офисы крупных компаний, имеющие партнеров по бизнесу за пределами региона, в том числе и за рубежом.
Частично проблему размещения крупных делегаций может решить строительство в Краснодаре отеля "Мариотт", которое планируется закончить в течение двух лет. Но далеко не все эксперты считают его расположение в центре города удачным именно с точки зрения потребностей бизнес-туризма: офисы компаний, работающих поблизости можно пересчитать по пальцам одной руки, да и крупных выставочных площадок в центре Краснодара не наблюдается.
В основе большей части изменений должна лежать именно частная инициатива, убеждены эксперты. Ярким примером того, что случается с бизнес-мероприятием, когда за его организацию берется государство, служит международный инвестиционный форум в Сочи.
Никто не спорит с тем, что форум – уникальная возможность привлечь средства в экономику региона и реализовать массу интересных и действительно необходимых бизнесу проектов. При этом из года в год организаторов не смущает тот факт, что инфраструктура города совершенно не предназначена для проведения мероприятий такого масштаба. Чего стоит один только транспортный коллапс, в который Сочи ежегодно погружается на все три дня, в течение которых здесь заключаются инвестиционные соглашения. Такое положение дел не устраивает ни участников форума, ни жителей города. Однако проблема не решена до сих пор.
- Я считаю, что для успешного развития бизнес-туризма необходимо соблюдение двух условий: частная инициатива и наличие площадок для проведения мероприятий, – уверен Даниил Шепетина (PR&M Group). – В идеале площадками тоже должен управлять частный бизнес.
Предсказать, когда именно произойдут позитивные сдвиги, способные вывести бизнес-туризм в Краснодарском крае на новый уровень, не может никто. Скорее всего, ситуация будет развиваться естественным образом. Если регион найдет, что предложить крупному бизнесу, тот сюда охотно будет приходить. А, это, безусловно, повлечет изменения в экономике края, в том числе и в сфере развития делового туризма.
***
Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".
"Бизнес-журнал" – самое массовое всероссийское деловое издание, адресованное предпринимателям, управляющим собственникам компаний и топ-менеджерам. "Краснодарский "Бизнес-журнал" выпускает ООО "Издательский дом "НьюМэн".