Борис Титов: Об Абрау-Дюрсо, моде на вино и общественной деятельности
Владелец шампанского дома "Абрау-Дюрсо" и известный общественно-политический деятель Борис Титов намерен возродить традиции российского виноделия и создать холдинг по производству премиальных вин.
Борис Титов – успешный политик и удачливый бизнесмен. Глава общественной организации "Деловая Россия" и один из лидеров "крестового похода" предпринимателей против повышения налоговых ставок и социальных взносов. Член Общественной палаты РФ и председатель инвестиционно-промышленной группы компаний SVL, которая в 2006 году приобрела 58% акций старейшего российского завода по производству игристых вин "Абрау-Дюрсо". Как признается сам предприматель, в виноделии он не профессионал, но в влюблен в него всей душой, и винный завод стал для него не просто бизнесом, а делом жизни.
Почему вы решили приобрести именно "Абрау-Дюрсо", а не какое-либо другое винное предприятие?
- Потому что "Абрау-Дюрсо" – самый старый винный российский бренд, который появился еще в 1870 году. Для любого предпринимателя обладать таким активом – большая честь. Можно иметь десяток маленьких винодельческих предприятий. Но когда владеешь одним большим, да еще таким, как "Абрау-Дюрсо", это огромное конкурентное преимущество. Но, с другой стороны, это и колоссальная ответственность. Именно по "Абрау-Дюрсо" во многом судят о состоянии винодельческой отрасли в России в целом.
В истории этой торговой марки бывали разные периоды. Пик, я считаю, пришелся на десятые годы XIX века, и связан он с именем французского винодела Виктора Дравиньи. Он сделал шампанское по французским традициям, но с русской душой, которое начали пить при дворе императора Николая II и которое пьют до сих пор. Лучшим отечественным шампанским "Абрау-Дюрсо" было и в советские времена, когда считалось дефицитным товаром. Серьезнейший провал случился в начале 90-х годов. Проблемы с финансированием, сырьем, общая экономическая неустроенность, приватизация – все это привело к резкому упадку бренда. "Абрау-Дюрсо" просто перестали считать хорошим шампанским.
Но в последние несколько лет мы все делаем для того, чтобы восстановить его доброе имя и известность. В 2010 году на международном конкурсе International Wine&Spirit Competition (IWSC) в Лондоне наши вина получили две бронзовые медали. В этом году они получили уже четыре награды. То есть нашу торговую марку признали на Западе. Как в свое время Николай II, мы пригласили лучших французских виноделов и с их помощью полностью реконструировали производство. Сегодня оно совершенно другое, чем еще два года назад. От сбора винограда и отжима его на прессах до хранения и выдержки. Даже резервуарное шампанское, производимое по французской технологии, тоже стало совершенно другим – более высокого качества. Наше шампанское сейчас гораздо лучше, чем, например, итальянские образцы. И мы не боимся об этом открыто говорить.
Многие виноделы отмечают в России появление моды на вино. Вы с ними согласны?
- Мне очень приятно осознавать, что в России существует мода на вино и оно пробивает себе дорогу на международные рынки. Россия в этом смысле отстала от европейских стран. Потребление вина в нашей стране стоит на третьем месте после крепких алкогольных напитков и пива. Хотя все должно быть как раз наоборот: вино и пиво – на первом месте, крепкие напитки – на третьем. Так происходит во Франции, Англии, Голландии. Так должно быть и в России. В отличие от крепкого алкоголя, который действительно приносит вред и приводит к алкогольной зависимости, слабоалкогольные напитки совершенно другие. Вино пьют не для того, чтобы напиться и снять стресс, а чтобы получить удовольствие. Спирт, который есть в вине, – это не дистиллят, не ректификат, он – естественного брожения.
И все же, судя по последним тенденциям (повышение акцизов на пиво, ограничение продаж спиртного), алкогольный бизнес в России – занятие весьма рискованное...
- Государству просто нужно очень правильно выстраивать антиалкогольные кампании. Так уж устроена человеческая природа, что нам всегда нужны какие-то антидепрессанты. Запрещаете одно – значит, давайте какую-то легальную альтернативу. Иначе люди найдут другие, неправильные и даже изуверские, способы снять напряжение. Во многих цивилизованных странах виноделы вообще не платят налогов и государство их стимулирует. У нас же все наоборот. Вся социальная риторика, понимание того, что хорошо, а что плохо, в России очень примитивны. И это приводит к неправильным результатам. Если вдуматься, то резкое усиление контроля за употреблением алкогольных напитков – мера абсолютно правильная. Только вводить ее нужно против крепкого алкоголя, а не против вина. Потому что вино – продукт полезный. Например, "Абрау-Дюрсо" в годы войны развозили по всей стране как лекарство.
Интересно, какова сейчас доходность винного производства?
EBIDTA и выручка у нас составила 32%, и мы считаем это очень хорошим показателем. Одним из самых высоких в винной отрасли. Все-таки масштабное инвестирование дает на выходе очень хорошие результаты.
Объект туризма
В 2010 году шампанский дом "Абрау-Дюрсо" и галерея отелей Cronwell Hotels & Resorts открыли первый в России винный тематический бутик-отель "Империал", ставший первой частью курортного комплекса, возводимого в селе Абрау-Дюрсо. В чем заключалась идея создания этого проекта?
- В развитии винного туризма. И своей цели мы, можно сказать, достигли. С момента открытия отель уже успели посетить около 120 тысяч туристов. По этому показателю "Абрау-Дюрсо" занимает первое место в мире. Ни во Франции, ни в Испании, ни в Латинской Америке – нигде нет такого, чтобы на одном объекте винного туризма побывало такое число посетителей за один год. Хотя ту же Францию посещают миллионы туристов.
Наша задача – отойти от туризма одного дня, когда люди приезжают всего на несколько часов, и привлекать туристов на несколько дней. Для нас такие люди очень важны. Потому что, во-первых, они становятся лояльными к торговой марке, во-вторых, в будущем это наши "амбассадоры", которые всем расскажут о полученных в Абрау эмоциях, и, в-третьих, они приносят больше всего прибыли.
Поэтому мы решили развивать не просто винодельческое хозяйство, а целый комплексный проект. Он включает в себя много различных услуг: собственно отдых в бутик-отеле с европейским сервисом, питание в ресторанах, которых у нас на территории комплекса уже три, катание на лодках, джипинг, конные прогулки. Если туристы приедут сюда на день-два – хорошо. Но если они останутся здесь на неделю – для нас еще лучше. Для таких людей мы планируем построить здесь объекты жилой недвижимости: одно- и многоэтажные дома.
На какую категорию туристов вы рассчитываете?
- Элитная категория туристов ездит отдыхать за границу и готова за это платить сумасшедшие деньги. Поэтому конкурировать с Лазурным Берегом Франции или Карибскими островами мы не будем и на элиту не ориентируемся. Наша целевая аудитория – средний класс. Те, кто может выбирать места для отдыха на свой вкус, но при этом предпочитают проводить досуг в России. На таких людей в первую очередь и рассчитано наше вино и все наши туристические программы. Именно для среднего класса мы и должны построить трех- и четырехзвездочные отели, бассейны, оборудовать чистые пляжи с нормальными лежаками и удобными входами в воду. Пусть средний класс в России пока еще очень мал, но со временем, я уверен, он будет расти. А вместе с ним вырастем и мы сами.
Как показывает практика, далеко не все винные компании заинтересованы в продвижении своего бренда посредством винного туризма. Как вы думаете, почему?
- В продвижении бренда с помощью туризма заинтересованы те винные компании, которым нечего скрывать на своем производстве. Которые делают вино из собственного винограда, активно развивают свои хозяйства. Направление винного туризма развивает, к примеру, "Фанагория". "Вина Кубани" построили целое шато и принимают туристов там. Уже второй винный комплекс строит компания "Русский Азов". Все они ориентируются на то, что их будут посещать люди. А есть хозяйства, которым просто нечего показать. Кто-то находится в отсталом технологическом состоянии. Кто-то разливает в бутылки импортные винные материалы и продает как российское вино. Чем больше лишних глаз, тем выше риск, что их технологические схемы раскроют. Понятно, что в туристах такие хозяйства не заинтересованы и водить их к себе не хотят. А мы хотим.
Деловые связи
Параллельно с ведением бизнеса Борис Титов активно занимается общественной деятельностью. Так, в 2000 году предприниматель был избран членом бюро правления и вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), где в 2002-2005 годах возглавлял комиссию по этике. В 2003 году Титов стал сопредседателем, а в мае 2004 года – председателем общероссийской общественной организации "Деловая Россия", где в качестве руководителя вошел в состав нескольких государственных и общественных институтов.
Помогает ли вам в бизнесе ваша активная общественная деятельность?
- Могу сказать совершенно однозначно: да, помогает. Многие считают, что общественная деятельность – это дополнительная нагрузка и надо заниматься чем-то одним. Но если бы у меня не было того кругозора, который есть сейчас и который я получаю в рамках "Деловой России": знаний о состоянии экономики страны в целом, налоговой системе, проблемах бизнеса в разных отраслях экономики, – то мне и с "Абрау-Дюрсо" было бы намного сложнее. А сейчас мне легче выстраивать этот проект, потому что я знаю больше других. У меня больше друзей, больше знакомств и, честно скажу, больше связей. В том числе и в высших государственных кругах. Поэтому общественная работа идет вместе с бизнесом параллельно, и они друг другу помогают.
Как мне помогает в общественной работе "Абрау-Дюрсо"? Благодаря этому проекту я не отрываюсь от реального бизнеса и остаюсь действующим бизнесменом. И это дает мне возможность хорошо чувствовать, какие процессы происходят в экономике, как сегодня идет регулирование бизнеса, чем и как российский бизнес живет.
То есть связи облегчают ведение бизнеса в России?
- Связи облегчают ведение бизнеса везде, во всем мире. Если у тебя выстраиваются нормальные партнерские отношения с руководителем региона или руководителем муниципалитета, это всегда помогает.
Национальный приоритет
В 1991 году Титов совместно с рядом российских и английских партнеров основал компанию по торговле, инвестициям в логистику и производству продукции нефте- и газохимии Solvents and Lubricants. В дальнейшем предприятие выросло в инвестиционно-промышленную группу компаний SVL, основной бизнес которой был связан с производством минеральных удобрений и которая на сегодняшний день является основным владельцем бренда "Абрау-Дюрсо".
Какие предприятия входят в возглавляемую вами группу компаний SLV помимо винного завода?
- Сейчас мы полностью вышли из бизнеса, связанного с минеральными удобрениями, с нефтепродуктовой и химической логистикой. Практически отказались от бизнеса по производству базальтопластиков. Недавно сделали management buy-out на Тверьполиэфире. Менеджмент выкупил у нас фабрику. Мы решили полностью сосредоточиться на аграрной отрасли. Точнее, на двух ее направлениях – птицеводстве и виноделии.
У нас в активе ржевская птицефабрика, которую мы поднимали с нуля, и сегодня она одна из лучших по качеству мяса птицы в России. Мы очень довольны. Что касается виноделия, то "Абрау-Дюрсо" не единственный наш актив. Мы приобрели и другие винодельческие хозяйства. В Геленджике – "Лазурную ягоду", во Франции – шато д'Авиз. Присматриваемся к винным предприятиям в Хорватии. Мы хотим создать винный холдинг, который занимался бы производством высококачественных премиальных вин. Это очень серьезные перспективы, к ним мы и движемся.
Не появится ли в этом случае внутренней конкуренции между предприятиями холдинга в ущерб "Абрау-Дюрсо"?
- Нет, потому что они будут дополнять друг друга. Если мы говорим об активах в Хорватии, то это в основном регулярные источники качественного сырья для нас. Мы не можем в России полностью себя обеспечить виноградниками. "Лазурная ягода" – сегмент столовых вин премиального качества. Шампань – технологический трансфер. Мы там делаем органическое вино, совершенно другой сегмент, очень для нас интересный. Ну а "Абрау-Дюрсо" – это, как я уже говорил, национальный российский бренд с большими традициями и историей. И этим все сказано.
Борис Титов,
владелец и председатель совета директоров компании "Абрау-Дюрсо".
Родился в 1960 г. в Москве.
В 1983 г. окончил экономический факультет МГИМО по специальности "экономист-международник". В том же году стал работать во внешнеторговом объединении "Союзнефтеэкспорт" как специалист по поставке технических масел, нефти и нефтехимических товаров на Дальний Восток и в Латинскую Америку.
В 1989 г. занял пост начальника департамента химии совместного советско-голландского предприятия "Юралс".
В 1991 г. – исполнительный директор группы компаний Solvalub (позднее – SVL Group). Со временем компания расширила сферу своей деятельности, превратившись в инвестиционно-торговую группу, работающую на рынке нефтепродуктов, агро- и нефтехимии, сжиженных газов. Вскоре после своего создания Solvalub, в частности, построила химический терминал в Вентспилском порту, а в 1994 году приобрела порт Кавказ.
В 1996 г. как исполнительный директор группы компаний Solvalub был избран ее президентом, а в 1999 году стал председателем объединенного правления ОАО "Интерхимпром".
2001-02 гг. – президент "Агрохимической корпорации "Азот".
С 2008 г. председатель совета директоров "Абрау-Дюрсо".
Общественно-политическая деятельность:
2000 г. – член бюро правления и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в 2002-05 гг. возглавлял комиссию по этике.
2003 г. – сопредседатель, а с 2004 года председатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
В 2005 г. был избран членом Общественной палаты РФ.
В 2007 г. был избран членом высшего совета партии "Единая Россия".
Женат, воспитывает сына и дочь.
Свободно владеет английским и испанским языками.
Хобби: теннис, дайвинг, судовождение, путешествия.
***
Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".
"Бизнес-журнал" – самое массовое всероссийское деловое издание, адресованное предпринимателям, управляющим собственникам компаний и топ-менеджерам. "Краснодарский "Бизнес-журнал" выпускает ООО "Издательский дом "НьюМэн".