Если вспомнить предолимпийский Сочи лет десять назад, то одной из первых же всплывающих в памяти картин будет очень длинная пробка. Еще совсем недавно перегруженные дороги были острой проблемой как для местных жителей, так и для городских властей. Решение этого вопроса стало одним из главных при подготовке к Олимпиаде, и организаторы Игр успешно справилась с задачей, применив современные технологии и подарив в итоге сочинцам и гостям города развитую и качественную дорожную инфраструктуру.
– Раньше весь центр стоял – все центральные наши улицы. С большими трудностями добирались. Пробки, постоянные опоздания. Я ездила из Адлера на работу в Сочи. И когда начиналась пробка, выходила из машины и пешком шла. Полгорода, считай, пешком проходила! – вспоминает жительница Сочи Вера Семенова
Ее слова точно характеризуют тот образ Сочи, который сложился до начала подготовки к главному событию мирового спорта 2014 года – XXII Зимним Олимпийским играм. Еще совсем недавно город задыхался в пробках. Сказывались и рост числа частных автомобилей, и отсутствие эффективной системы общественного транспорта, и изношенность дорожной сети. Транспортная проблема, в свою очередь, тянула за собой множество других. Зажатый между морем и горами город не мог полноценно развиваться из-за "острой транспортной недостаточности".
Не удивительно, что именно эта проблема стала одной из главных для организаторов Игр-2014. Для того, чтобы превратить Сочи в город-курорт мирового уровня, им предстояло решить вопрос доступности спортивных сооружений и зон отдыха, избавить город от смога бесконечных пробок, наладить работу общественного транспорта.
Справиться с этими и другими проблемами можно было лишь задействовав весь накопленный мировой опыт. В результате, на российскую почву в районе Сочи бережно перенесли самые передовые и прогрессивные технологии в сфере строительства дорог и управления автомобильным движением.
По сложности эта задача не уступала возведению с нуля спортивных объектов Олимпиады. Зато сегодня город может быть примером для всей страны. Эту работу выполнили АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр" и его ведущий подрядчик – ЗАО "Нефтегазоптимизация".
Среди ноу-хау, внедренных в Сочи, – система управления транспортными потоками с автоматизированной системой управления дорожным движением и логистический транспортный центр. Кроме того, были успешно применены наработки других олимпийских столиц. Так, на период проведения Игр в Сочи были введены "олимпийские" дорожные полосы, предназначенные для движения имеющего соответствующие разрешения транспорта. Также появились и временные дорожные знаки с олимпийской символикой, которые будут демонтированы уже после Паралимпиады.
Схема организации движения в городе была разработана с учетом особенностей маршрутов следования и возможности роста количества пешеходов в период проведения и после окончания Игр. Учли ее разработчики и работу транспортно-пересадочных узлов на основных железнодорожных станциях Сочи и его окрестностей. Внедрение этой схемы позволило уменьшить время ожидания городского пассажирского транспорта и время поездки, поставив под контроль потоки транспортных средств и пешеходов.
В наиболее доступных и благоприятных для водителей местах были организованы перехватывающие парковки в местах пересадки на общественный транспорт. Его работу в Сочи стоит отметить особо, ведь новая и современная транспортная схема предполагает активное применение железнодорожного транспорта и канатных дорог.
Жители черноморского курорта оценили все это в полной мере.
– Не было раньше этих дорог здесь, все раньше ехало через центр. И какой это курорт, если все в дыму, в выхлопных газах? Теперь все намного цивилизованней у нас, – поделился сочинец Вячеслав Курбатов.
Также пользу и удобство нововведений заметили и искушенные загранкомандировками спортсмены и тренеры. Известный российский фигурист Илья Авербух, делясь личными впечатлениями от Игр, заявил, что благодаря строительству новых дорог и тоннелей в Сочи "все летает".
– Мне кажется, что это все будет жить, это все будет работать, это все будет идти вперед! – сказал спортсмен.
Эти слова в полной мере отображают ситуацию. Ведь Сочи не просто избавился от пробок на время проведения Олимпийских игр, не просто решил проблему многолетнего транспортного коллапса. Опыт превращения Сочи из задыхающегося в пробках города в современный мегаполис с продуманной и удобной транспортной системой – это одно из важнейших составляющих "олимпийского наследия", тот уникальный опыт, который вся Россия должна вынести из подготовки к одному из важнейших мировых спортивных событий.
Опыт, накопленный в Сочи, может стать для всей России примером и образцом для подражания, который говорит о том, что желание изменить жизнь к лучшему, помноженное на современные технологии и подходы, может принести такой положительный результат.