Портал ЮГА.ру и краснодарская газета "Бизнес-совет" представляют новую совместную рубрику "Бизнес-советы". В ней местные бизнесмены будут делиться опытом своей работы, а приглашенные эксперты расскажут о наиболее важных аспектах предпринимательской деятельности.
Со своими правилами ведения бизнеса знакомит Елена Троян – совладелица сети ресторанов Madyar Collection.
– Когда мы только открывали свой первый ресторан "Мадьяр", у нас было очень мало профессиональных знаний о бизнесе, в котором мы начинали работать. Нашим главным учителем был журнал "Ресторатор".
– Несмотря на всю важность теории, практика всегда готова дать ей хороший пинок под зад.
– Часто близкие родственники становятся партнерами по бизнесу. В нашей ситуации это имело только положительные стороны, мы до сих пор являемся одной дружной командой единомышленников.
– Сейчас намного проще вести бизнес хотя бы потому, что визитов различных проверяющих организаций стало в разы меньше, и о них нам сообщают заранее. А вот когда мы начинали бизнес, в течении дня могло быть сразу несколько разных проверок, причем происходили они внезапно и в самый разгар работы.
– Сейчас это звучит весьма странно, но, взяв на работу опытных поваров и официантов для нашего первого ресторана, мы при этом не наняли высокопрофессиональных товароведов, технологов и бухгалтеров. И это потом аукнулось.
– Если для открытия ресторана ты используешь только свои деньги, то даже в этом случае надо относится к ним с такой бережливостью, словно ты их взял в банке под большой процент. Прежде чем открывать свой бизнес, надо рассчитать все, пусть даже самые незначительные расходы.
– У обывателей существует мнение, что держать ресторан – это очень легкое и надежное дело. На самом деле, согласно статистике, это один из самых рискованных видов бизнеса.
– Многое в ресторанном бизнесе зависит от атмосферы заведения, которую создают мелочи: плавность хода входной двери, движения официанта, музыка, основной цвет в оформлении зала, сезонные предложения… И это далеко не полный перечень из той сотни незаметных на первый взгляд посетителя ресторана мелочей, которые в конечном итоге и определят, придет он сюда в следующий раз или нет.
– Нельзя держать ресторан в качестве вторичного бизнеса. Слишком много он отнимает внимания, времени и сил.
– Нельзя останавливаться, всегда надо что-то совершенствовать или улучшать, начиная от меню и заканчивая тренингами для персонала. Если двигаться в ногу со временем, то ресторан может оставаться популярным не один десяток лет.
– На протяжении всего рабочего дня и даже перед сном я все время думаю о наших ресторанах и о том, что можно было бы в них улучшить.
– Нынешняя молодежь хочет много и сразу. Так не бывает – по крайней мере, в наших ресторанах. Чтобы стать менеджером, ты должен сначала поработать официантом, а потом уже дорасти до управляющего.
– Я разбираюсь во всех процессах, происходящих в ресторане и, в принципе, запросто могу встать хоть за барную стойку, хоть за официанта или повара с удовольствием отработать смену. Другое дело, что у меня нет на это столько свободного времени.
– Чтобы тебя не подставляли твои деловые партнеры, надо просто всегда быть с ними честным, как, впрочем, и со своими подчиненными. Мы придерживаемся этого правила все 14 лет, которые прошли с открытия нашего первого ресторана. Нет ни одного человека, который мог бы обвинить нас в нечистоплотности.
– В своих работниках я, прежде всего, ценю честность и, как это ни странно звучит, доброту. На мой взгляд, только добрые отношения между людьми могут принести им успех.
– Уверена, что жизнь – как бумеранг, и если ты совершил нехороший поступок, то это все равно аукнется: рано или поздно, не тебе – так твоим детям.
– Все должно происходить вовремя. Мы в достаточно зрелом возрасте открыли свой первый ресторан. Я считаю, что это помогло нам совершить намного меньше ошибок, чем их могло бы быть в принципе.
– Очень люблю готовить и принимать гостей. Наверное, поэтому мне так нравится ресторанный бизнес. Я не считаю минуты и часы, проведенные на работе. Мне здесь комфортно. По-моему, если тебе очень нравится тот бизнес, которым ты занимаешься, то тебя ждет успех.
Справка
Ресторан "Мадьяр" был открыт в Краснодаре в 2001 году. В настоящее время сеть ресторанов и кафе Madyar Collection включает 22 заведения ("Мадьяр", "Don Bazilio", "Джо+Маруся", "Gray Goose", "Пиноккио Джан", "Мерси Баку" и другие) и 6 кулинарий "Патрик и Мари". Летом 2013 года ресторан итальянской и паназиатской кухни "Porto Cervo" был открыт на Сейшельских островах.