Дмитрий Лопатин: О солнечных батареях, косых лучах и "деревне стартапов"
2-3 июня в Москве пройдет конференция стартапов Skolkovo Startup Village. На суд инвесторов, экспертов из науки и бизнеса будут представлены проекты из десятков городов нашей страны.
Самые технологичные, актуальные и перспективные разработки в биомедицине, ИТ, энергетике и других областях были отобраны в рамках инновационного роудшоу Russian Startup Tour, которое завершилось в конце апреля. Это был масштабный совместный проект Фонда "Сколково", Федерального агентства по делам молодежи, Российской венчурной компании (РВК) и Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Роснано) в российских регионах.
Дмитрий Лопатин из Краснодара представит на Skolkovo Startup Village в Москве уникальные печатные солнечные батареи. Накануне мероприятия участник Russian Startup Tour рассказал порталу ЮГА.ру, как делать лучшие в мире солнечные батареи, а также о том, почему проектом больше интересуются иностранцы.
Дмитрий, расскажите, пожалуйста, с чего начинался Ваш проект?
– Я несколько лет проработал в Краснодаре на заводе по производству солнечных батарей для спутников "Сатурн", где познакомился с этой отраслью. В определенный момент у меня созрела идея по повышению эффективности солнечных батарей, снижению затрат на их производство. Так и родился наш проект. В 2010 году я выиграл первый грант на разработки.
Что представляет из себя Ваше изобретение? В чем его уникальность?
– Сегодня рынок наводнен кремниевыми солнечными батареями, а лидером в производстве является Китай. Мы разработали принципиально другую технологию – печать солнечных батарей. Ближайшим аналогом нашей установки является, пожалуй, струйный принтер. В установку кладется стеклоткань или пластик, после чего происходит напыление нескольких слоев батареи.
Батареи обладают рядом преимуществ. Во-первых, они гибкие – значит, их можно прикрепить к одежде или палатке. Кроме того, они легкие, что позволяет использовать их в авиации. Но самое основное отличие в том, что наши батареи очень эффективно работают в косых солнечных лучах (т.е. на рассвете и закате), их не нужно передвигать. Соответственно, возрастает полезное время использования.
Какие аналоги есть сегодня на рынке? Что отличает вас от конкурентов?
– Есть две компании, которые разрабатывают подобную технологию, – в США и Австралии. Нашу установку отличает то, что мы используем ультразвук и электрическое поле, благодаря этому при нанесении чернил создаются капли меньшего размера. По показателю однородности покрытия наши показатели лучше, чем у обеих компаний.
Как Вы попали на Startup Village?
– В 2013 году мы уже участвовали в Russian Startup Tour и были отобраны для участия в Startup Village. За год наша технология была доработана, и сейчас мы представим готовый продукт.
Благодаря участию в Startup Village, нас пригласили участвовать в Форуме открытых инноваций. Там мы познакомились с индийскими инвесторами, которые очень нами заинтересовались и дали толчок для ускоренного развития.
Мы ведем переговоры более полугода. С российской стороны нас инвестирует казанский венчурный фонд. Они софинансируют проект и помогают нам взаимодействовать с индийскими инвесторами.
В этом году после участия в Russian Startup Tour мы получили предложение выйти на рынок Бразилии. Но это обсуждение пока на начальной стадии.
Почему больше энтузиазма проявляют иностранные инвесторы?
– В России не так высока потребность в нашем продукте. В первую очередь, из-за достаточно небольшой стоимости электроэнергии. Тем не менее, солнечные батареи – очень эффективное решение для нашего крайнего Севера. Во время полярного дня батареи там можно было бы установить вертикально.
Какие возлагаете надежды на Startup Village в этом году?
– Мы надеемся познакомиться с инвесторами и с потенциальными покупателями. Сегодня мы готовы отдавать малые партии продукта, но для заказчика необходимо большое количество товара в короткие сроки. Поэтому мы ориентируемся на одновременный поиск рынков сбыта и средств, чтобы масштабировать производство.