Портал ЮГА.ру и краснодарская газета "Бизнес-совет" продолжают совместную рубрику "Бизнес-советы". В ней бизнесмены будут делиться опытом своей работы, а приглашенные эксперты расскажут о наиболее важных аспектах предпринимательской деятельности.
Александр Галицкий – в прошлом разработчик программного обеспечения для советских космических кораблей и один из "праотцов" WiFi- и VPN технологий, а ныне со-основатель и управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners, член совета Фонда "Сколково".
В интервью для проекта "Бизнес-советы" А. Галицкий рассказал о том, что нужно знать начинающему бизнесмену и к чему стоит быть готовым.
Как сейчас обстоят дела с IT-индустрией в России и отечественным рынком технологий?
– В России, как и во всем мире, в сфере IT-технологий наблюдается безусловный рост. Сейчас появилось новое поколение программистов, инженеров и бизнесменов, которые никогда не жили в условиях плановой экономики Советского Союза и абсолютно свободны в своих воззрениях на жизнь и бизнес. Именно с ними я связываю будущее нашей страны.
Что касается роста рынка высоких технологий, то лишь в "Сколково" за последние несколько лет появилась тысяча новых компаний и реализованных стартапов. Это очень хороший результат, даже если не все они впоследствии станут успешными или вообще выживут.
Дело в том, что в российском обществе существует стереотип, согласно которому стоит только открыть свою фирму – и тебя с распростертыми объятиями ждет успех и процветание. И весь окружающий мир ждут от тебя этого. Это далеко не так. Бизнес – это очень жесткая конкурентная борьба, в которой выживают единицы.
Если из тех тысяч, появившихся благодаря "Сколково", фирм на рынке останутся несколько десятков состоявшихся на мировом рынке, то это будет просто замечательным результатом деятельности этого центра.
Что нужно знать начинающему предпринимателю?
– Если человек собирается начать свой бизнес, то ему надо много изучать в Интернете и много читать. Тут дело не только в различных учебниках и пособиях, хотя и они бывают весьма полезны. Нужно интересоваться тем, как выстраивали свой бизнес известные компании с подобной бизнес-моделью. В Интернете можно найти массу рассказов о том, как начинали и развивали свои компании известные предприниматели, как они решали те или иные бизнес-задачи.
Поэтому, если ты создаешь компанию, ты должен смотреть на аналоги успешных бизнесов, которые уже кто-то построил и на этой основе разработать модель развития. Сейчас в Интернете можно найти практически любую информацию, в т.ч. связанную с построением бизнеса и развитием той или иной известной компании. Из этого никто особенной тайны не делает. Зато вы сможете понять, как ребята строили свою компанию, как достигали успеха, как решали возникшие проблемы.
Какие качества могут повысить шансы бизнесмена стать успешным?
– Необходимо, прежде всего, научится терпению и последовательности. Это основное из того, чего не хватает нашим предпринимателям. Они очень торопятся сразу получить прибыль от вложенных в проект денег, тогда как иногда для этого надо подождать несколько лет. Но зато и отдача будет намного выше.
Из-за своего стремления поскорее заработать наши предприниматели часто начинают ломать вполне работоспособный и перспективный бизнес. Иногда для того, чтобы бизнес начал приносить прибыль, нужно некоторое время. Не надо распыляться, сконцентрируйтесь на поставленной цели и упрямо идите к ней. В тоже время, важно не быть упрямым в своих ошибках.
Если вы поняли, что ваша идея не работает, то постарайтесь спокойно проанализировать сложившуюся ситуацию и попытаться ее изменить. Может быть, причина пробуксовки кроется в маленькой детали, которую вы не проработали. Может быть, надо немного изменить бизнес-модель или подход к продвижению товара или услуги. Причин неудач бывает много. Главное – не рубить с плеча и спокойно попытаться спасти ситуацию.
А если все равно не помогает, то вам стоит всерьез задуматься о закрытии этой фирмы. В современном бизнесе очень важно научится быстро распознавать бесперспективность того или иного направления. В таком случае необходимо решительно его закрывать и искать другую более интересную, более многообещающую идею и пытаться ее реализовать.
В одном из своих интервью вы как-то сказали, что надо делать ошибки иначе ничему не научишься. От каких ошибок, совершенных вами в начале вашей карьеры, вы могли бы предостеречь начинающих бизнесменов?
– Могу только предостеречь от совершения действительно непростительных в бизнесе вещей – это бесчестное отношение к своим деловым партнерам или сотрудникам.
Остальные ошибки в бизнесе могут быть даже весьма полезными. Самое главное, воспринимать их не как великие трагедии, а как суровые уроки жизни. В идеале, конечно, лучше учится на чужих ошибках, а не на своих, но правда жизни такова, что самостоятельно совершенные ошибки "учат" намного эффективнее.
В чем, по-Вашему, кроется секрет успеха?
– Секрета успеха как такового нет. Просто надо для себя обозначить конечную цель своей предпринимательской деятельности. Например, если ты открываешь кофейню, то необходимо для себя решить изначально уровень своих амбиций, какую часть рынка ты хочешь "поглотить" (улицу, район города, весь город, страну или несколько стран) и выстраивать под это всю свою бизнес-модель.
Именно цель будет диктовать тебе необходимые средства и ресурсы, а также пути развития твоего бизнеса. В соответствии с тем, каких высот бизнесе ты собираешься достичь, надо выстраивать стратегию развития своей компании и рассчитывать свои силы. Это как в беге. На коротких дистанциях есть своя тактика борьбы, которая абсолютно не подходит марафонцам.
Смотрите также
Дмитрий Лопатин: О солнечных батареях, косых лучах и "деревне стартапов" (интервью)