Сенатор Паланкоев: О новом "газовом пути" в Турцию и перспективах российско-турецкой интеграции
Совет сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией (ССВУ), который прошел 1 декабря в Анкаре в присутствии президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, оказался весьма результативным для обеих стран и вызвал мировой резонанс. Одной из сенсаций встречи на высшем уровне стал объявленный В. Путиным отказ России от реализации проекта газопровода "Южный поток" и перенаправление "трубы" в Турцию.
Кроме того, лидерами двух стран был подписан большой пакет документов, определяющий точки укрепления торгово-экономического сотрудничества и задающий новый вектор геополитической конъюнктуры.
В своем интервью председатель Российско-турецкого делового совета и член Комитета по международным делам Совета Федерации Ахмет Паланкоев рассказал о перспективах развития взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
Ахмет Магомедович, как Вы оцениваете прошедшее заседание ССВУ и подписанные соглашения с точки зрения перспектив развития российско-турецких отношений?
-Визит проходил в очень дружественной, теплой атмосфере. По его итогам было подписано 5 меморандумов, а также 3 других соглашения. Эти договоренности очень значимы для Турции и России и нацелены на позитивный эффект в политических, торгово-экономических и в любых других отношениях между нашими странами.
Возможно ли создание политического альянса между Турцией и Россией в свете последних политических событий (ситуация на Украине и экономические санкции)? Насколько это может положительно отразиться на развитии межгосударственных отношений наших стран?
– Турция ведет последовательную прагматичную политику, краеугольным камнем которой является экономика. Экономики наших стран взаимозависимые и дополняемые, они нужны друг другу. От сотрудничества мы получаем очень хороший экономический эффект. Соответственно, такая позиция оказывает влияние на политику и другие секторы.
Что касается санкций, есть такая пословица: "Свято место пусто не бывает". Освободившиеся ниши будут заниматься турецкими, китайскими и латиноамериканскими поставщиками. Найдутся и другие страны, которые будут заполнять эти ниши, это естественный процесс. Россия будет искать альтернативы, это понятно всем.
Как Вы оцениваете проект по прокладке трубопровода из России в Турцию и дальнейшее создание на турецкой территории "газового хаба" для потребителей Южной Европы? Какой экономический и геополитический эффект ожидает Россия от подписания данного соглашения?
– Для России это возможность продавать газ не только в Турцию, но и другим европейским странам. Это также посыл со стороны России о том, что мы не собираемся шантажировать Европу непоставками газа, несмотря на определенные действия наших партнеров. Это хорошая возможность и для Европы, если у них возникнет такая потребность.
Для России появление такого хаба будет являться выходом на дополнительные рынки сбыта и увеличит возможности реализации нашего газа. На мой взгляд, это очень грамотное политическое решение.
Турция является одним из ведущих торговых партнеров России, занимая второе место после Германии во внешней торговле. Растут и взаимные инвестиции. Какие инфраструктурные проекты запланированы на ближайшее время? И какие соглашения по этому направлению были подписаны в ходе визита?
– Если оценить взаимоотношения Турции и России за сравнительно небольшой период 10-15 лет, то можно увидеть, как мы перешли от торговли кожаными изделиями на высокотехнологические проекты, которые ведут за собой развитие в области науки и технологий. У нас идет глубокая интеграция на серьезном уровне.
Самое важное принятое сейчас решение – это остановка работ по "Южному потоку". Россия планирует увеличивать мощности и строить дополнительные газотранспортные магистрали. По моей информации, Турция уже давно предлагала нам такие варианты. Она прагматично хочет стать крупной транспортной державой. На фоне сегодняшней политической ситуации выигрывает турецкая сторона. Для России это также лучший вариант для продажи и транспортировки газа.
Другой огромный проект с серьезными инвестициями – строительство атомной станции "Аккую" в Турции. Его не зря называют проектом века. Кстати, "Аккую" является самой крупной инвестицией в истории двух государств и одной из крупнейших в мире. Проект открывает глобальный потенциал – помимо укрепления экономик, он дает возможность колоссального обмена опытом между нашими странами, развитию науки, созданию рабочих мест.
Российско-турецкий деловой совет принимает участие в работе по данному направлению?
– Российско-турецкий деловой совет будет всячески содействовать этим процессам. Естественно, это межгосударственный проект, но будет появляться много сопутствующих направлений, в которых мы будем полезны. Мы можем дать консультации, оказать помощь в подборе кадров.
Конечно, основным объемом работ будет заниматься "Росатом", но, как показывает опыт, будут возникать и сателлитные проекты. Поэтому мы будем активно задействованы и в этом вопросе.
В ходе визита обсуждались и вопросы кредитно-финансовой сферы. Какие перспективы есть у расширения торговли в национальных валютах между финансовыми учреждениями – как в Турции, так и в России?
-Российская сторона осуществила сделку по приобретению крупного турецкого сетевого банка Denizbank и еще 4 других финансово-кредитных учреждений. Это очень глубокий и серьезный уровень взаимодействия. Такое сотрудничество в банковской сфере и расширение торговли в национальных валютах обеспечит большую стабильность туристической лире и российскому рублю. Как мы сегодня видим, это очень актуальная и своевременная мера.
А в каких еще областях у наших стран есть возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества?
– В настоящее время в Турции с участием российских инвесторов функционируют проекты в различных отраслях: собираются автомобили ГАЗ, производятся строительные материалы, бытовая техника. Турецкие бизнесмены вкладывают средства в развитие проектов на российской территории, процесс идет с наращиванием оборотов.
Со своей стороны, Российско-турецкий деловой совет осуществляет активную поддержку в области межнационального взаимодействия, а также в проведении различных мероприятий и форумов, в работе по сопровождению российских и турецких компаний, в консультациях и поиске партнеров.
Помогает ли рост деловых связей более тесным контактам в области культуры и образования?
– Любой всплеск деловой активности дает эффект развития в культурной и образовательной сферах. Так, в начале 2014 года в Анкаре открылся Российский центр науки и культуры, а в Москве состоялась 10-я Всероссийская Олимпиада по турецкому языку, в ноябре в Анталии прошел Российско-турецкий форум общественности.
Все эти мероприятия свидетельствуют об успешном развитии культурно-гуманитарных и дружеских связей наших стран и о переходе двусторонних отношений на качественно новый уровень.
Смотрите также: