Алексей Морсин: О системе мониторинга задолженности компаний и победе над "плохими" долгами
Ухудшение ситуации в экономике в России, по опыту, первым делом приводит к волне неплатежей: крупные компании экономят деньги, а у мелких оказывается все меньше возможностей платить по накопившимся счетам.
В интервью порталу ЮГА.ру директор проекта "Мониторинг платежей" группы "Интерфакс" Алексей Морсин рассказал о том, как компания может превентивно бороться с появлением "плохих" долгов и зачем нужно проверять платежеспособность партнеров по бизнесу.
Сейчас часто вновь можно услышать про кризис неплатежей. Так ли это на самом деле?
– Последний пик неплатежей в нашей стране пришелся на конец 2000-х. В начале 2010-х ситуация выправилась, и какое-то время все было спокойно. Но в последние год-два мы опять все чаще слышим слова "кризис" и "рост неплатежей". Данные Росстата сигнализируют о росте дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и, что тревожит, росте просроченной ее части – особенно по итогам 2013 года.
В Краснодарском крае за период с октября 2011 по сентябрь 2014 года Росстат зафиксировал рост дебиторской задолженности более чем на 60%, а просроченной – свыше 40%. И хотя пока уровень просроченной задолженности в крае сравнительно невысокий (на 1 сентября 2014 года 3,5% против среднероссийского уровня в 6,9%), поводов для оптимизма немного.
Собранная нами в рамках проекта "СПАРК-Мониторинг платежей" статистика также показывает, что в 2013 и начале 2014 года ситуация с неплатежами в России ухудшилась. Так, с ростом задержек платежей в прошлом году столкнулись 55 % опрошенных нами компаний. А в 2014 году ухудшение платежной дисциплины констатируют почти все опрошенные финансовые руководители.
Сильнее всего на рост просрочек жалуются компании малого бизнеса. По сложившийся традиции, малый бизнес в большей степени завязан на отсроченный способ оплаты, чем крупный. Крупным компаниям легче диктовать условия при заключении контракта и настаивать на своевременной оплате.
Рост неплатежей меняет поведение компаний?
– Не сильно. Вот, например, половина опрошенных компаний не видит ничего ужасного в работе с необязательными деловыми партнерами и готова терпеть такое положение дел. Из числа опрошенных нами бизнесменов 46 % готовы закрыть глаза на регулярные просрочки со стороны старых клиентов.
Многие компании готовы подолгу ждать положенной оплаты, притом почти 30 % – свыше месяца. То есть поставщики, по сути, бесплатно кредитуют своих недобросовестных партнеров.
Но есть и обратная сторона Луны: 43 % опрошенных нами бизнесменов заявили, что работать с опаздывающими с оплатой клиентами не станут ни при каких условиях. И тут возникает тема: как же постепенно добиваться того, чтобы твои клиенты всегда (или почти всегда) платили в срок.
И как же это можно сделать?
– Надо сказать, что о том, как же дисциплинировать своих контрагентов, бизнесмены начали задумываться уже давно. Они вынесли уроки из кризиса 2008 года и не хотят повторения снежного кома неплатежей, которые могут похоронить под собой не одну успешную в настоящее время компанию.
Многие опрошенные нами компании пытаются что-то изменить в установленной практике расчетов с клиентами. Так, почти пятая часть респондентов в 2013 году стали чаще работать на условиях предоплаты, которые не дают бизнес-партнеру формальных возможностей для отсрочек платежей. В договорах чаще стали прописывать пени и другие штрафные санкции за несвоевременное погашение задолженности, все более широкое распространение получает факторинг.
Заметно, что компании стали серьезнее относиться к проверке своих контрагентов, но обычная проверка на "благонадежность" не всегда является достаточной. При казалось бы разнообразии источников данных для проверки контрагентов (различные платные сервисы и бесплатные типа Единого федерального реестра сведений о банкротстве) просроченная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков продолжает расти. На мой взгляд, недостаточно источников именно о финансовом положении контрагента для оценки риска работы с отсрочкой платежа.
А как же финансовая отчетность?
– Финансовая отчетность многое может сказать о компании. Но она сильно запаздывает (минимум на два квартала), охватывает лишь часть всех действующих компаний. Кроме того, на практике финансовая отчетность отражает лишь возможность компании расплатиться по своим обязательствам, но не желание сделать это своевременно и в полном объеме. Можно навести справки о потенциальном партнере у контрагентов. Однако бизнесмену в любом случае придется довериться мнению незнакомых ему людей и решать для себя проблему "верить – не верить".
В этих условиях все большую популярность набирают специальные сервисы по мониторингу платежей. В 2013 году ими пользовались 25 % опрошенных нами компаний, но в ближайшем будущем их планируют использовать 33 % компаний.
Что это за системы и как их данные можно применять на практике?
– Например, "Мониторинг платежей" группы "Интерфакс" позволяет сейчас оценить уровень финансовой обязательности десятков тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей из разных регионов России. В том числе, кстати, и более тысячи компаний Краснодарского края. И эта цифра растет.
Суть проекта – в налаживании процесса обмена данными между компаниями-участниками о том, вовремя ли их контрагенты оплачивают текущие счета. Эти сведения агрегируются и затем превращаются в рейтинг платежной дисциплины компании или индивидуального предпринимателя. В системе не раскрывается, кто предоставил данные, кто чей плательщик, не раскрываются сведения об отдельных платежах. Таким образом, компания-участник может не беспокоиться за сохранность своей клиентской базы, даже если к обмену данными подключились и конкуренты.
Разными черными списками в наше время уже мало кого удивишь…
– Согласен. Именно поэтому мы пошли по принципиально иному пути. Прежде всего, мы не делим компании на "черные" и "белые", у нас гораздо больше "оттенков".
Мы используем шкалу рейтинга от 1 до 100, значения окрашены для удобства восприятия в цвета светофора. Чем выше значение индекса, тем своевременнее компания оплачивает выставленные ей счета. Задача – показать реальное поведение компании как плательщика.
Кроме того, данные в системе обновляются ежемесячно, и мы можем наблюдать, как меняется во времени ситуация в компании, стабильна ли платежная дисциплина, нет ли тревожных тенденций.
При этом важны и нюансы – за что именно и как компания платит. Например, при ближайшем рассмотрении может оказаться, что компания своевременно оплачивает лишь небольшие по сумме счета. Или по-разному платит своим поставщикам. Поэтому система дает разбивку на платежи в зависимости от их размера и отраслевой принадлежности и показывает, по какой из групп счета были оплачены в срок, а где была просрочка и на какой период. В наших материалах отчетливо видно, как одним поставщикам платежи идут в срок в большинстве случаев, а кто-то дожидается своих денег.
Такое отображение платежной дисциплины помогает бороться с распространенной практикой приоритезации платежей. Вы можете под разными надуманными предлогами получать свои деньги с задержкой, скажем, в месяц. В то время как другой поставщик (может быть, даже и ваш конкурент) будет получать оплату своевременно. И ни одна финансовая отчетность это вам не покажет.
Не позавидуешь компании, оказавшейся с индексом в красной зоне или уличенной в практике приоритезации – ведь об этом смогут узнать другие ее партнеры…
– Некоторые участники проекта специально предупреждают своих контрагентов о своем участии в системе "Мониторинг платежей". Информация о неоплаченных или не вовремя оплаченных счетах становится известной бизнес-сообществу и может повредить деловой репутации компании. Это некий "воспитательный" момент: если компания знает, что информация о задержках платежей станет достоянием гласности, она сто раз подумает, прежде чем отложить в дальнюю папку счет за газ.
Вы ориентировались на западную практику или искали свой путь?
– Такие методы уже давно и широко используются в мире как превентивная мера. Благодаря специализированным системам информация о просрочках становится известной другим участникам рынка. И компании из боязни попасть в черный список неплательщиков до последнего стремятся избежать просрочек по обязательствам.
В Западной Европе практически во всех странах действуют программы по обмену платежной информацией. В США доступны данные о платежной дисциплине не только практически всех действующих в стране компаний, но и даже граждан: насколько исправно они платят за электроэнергию. Эти сведения часто используют кредитные организации, чтобы понять, пунктуален ли потенциальный заемщик в выплатах.
То же самое можно сказать об Италии, где система сбора информации о платежах за водоснабжение помогает заработать гражданам позитивную кредитную историю. В Индии и во многих других странах компании, участвующие в обмене платежной информацией, чтобы усилить этот психологический эффект, даже размещают на своих счетах специальные стикеры с надписью, что сообщают данные о платежах.
Простое размещение на выставляемых счетах стикера, оповещающего о том, что информация о допущенной просрочке может "попасть в базу" и повлиять на репутацию компании, оказывает достаточное воздействие на многих нерадивых контрагентов.
Получается, что такие профилактические меры могут улучшить ситуацию с неплатежами в целом и снизить уровень просроченной "дебиторки" в отдельном регионе…
– Да, система мониторинга платежей решает сразу две задачи. Компании получают сведения о платежной дисциплине контрагентов, что позволяет им оценить свои финансовые риски. И, кроме того, это серьезный вклад в борьбу с просрочками платежей для экономики в целом. Поэтому мы и призываем компании активнее обмениваться данными о платежной дисциплине.