Борис Титов: Для выхода из кризиса надо развивать экономику, иначе мы все постепенно будем угасать
В Сочи с рабочим визитом побывал уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Он провел встречу с местными предпринимателями, которые озвучили бизнес-омбудсмену главные проблемы, мешающие развитию малого и среднего бизнеса на побережье в современных экономических условиях.
В эксклюзивном интервью порталу ЮГА.ру Борис Титов рассказал о своем отношении к попыткам Минфина сократить с 2017 года финансирование программы помощи малому и среднему бизнесу, о помощи ростовскому предпринимателю Юрию Осипенко, а также об инициативе законодательно ужесточить наказание для силовиков за давление на бизнесменов.
Борис Юрьевич, Минфин рассматривает возможность сокращения программы поддержки малого и среднего бизнеса со следующего года почти в три раза. Как Вы к этому относитесь и как прокомментируете эту инициативу?
– Два раза отрицательно. Первый раз, потому что он и так мало выделяет денег на развитие малого и среднего бизнеса, хотя эти деньги – одни из самых эффективных. Они знают, что была построена система Минэкономразвития, когда эти деньги имели реальное направление и поддерживали институты при совместном софинансировании с регионами по конкретным направлениям. Там были кластерные центры, центры по защите бизнеса. В общем, эти деньги очень мизерные, но они все-таки работали. Первое, что плохо – этих денег очень мало. А совсем плохо то, что даже на кризисе правительство думает о том, чтобы урезать еще и бизнес. Весь мир, все государства, когда приходит кризис, начинают бизнесу помогать. Они понимают, что бизнес – это тот инструмент, который выведет их из кризиса и решит их проблему. У нас же все наоборот. У нас главное – это бюджет страны, бюджет государства. Он должен быть надежно защищен, а вокруг хоть трава не расти. Что там с бюджетами бизнеса или что там с бюджетами людей – государство волнует значительно меньше. Нужно полностью менять этот приоритет. Надо развивать экономику, для того чтобы людям точно можно было найти выход из кризиса. Иначе мы все постепенно будем угасать.
Какие шаги Вы предпринимали для гуманизации уголовного законодательства?
– В том пакете, который сейчас предложен, мы принимали непосредственное участие. Надо сказать, что хотя это движение вперед правильное, любые решения, которые бы улучшали условия для бизнеса, нас радуют, но они носят очень косметический характер. Никаких кардинальных изменений не произошло. То, что предлагали мы, было более кардинальным, чем то, что предложено рабочей группой. Например, замена статьи 159.4 УК РФ (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) на новую (Мошенничество в рамках предпринимательской деятельности) бессмысленно, потому что они меру наказания оставили такой же, как и по общей 159. По большому счету, это отписка. Мы считаем, что все должно быть строже. Кстати, результат по 2016 году будет виден позже.
К примеру, незаконное уголовное преследование в бизнесе уже есть. Вы можете прокомментировать дело ростовского предпринимателя Юрия Осипенко?
– Это просто безобразие. Вопиющее нарушение закона. Он 6 лет и 4 месяца сидит в СИЗО до вынесения приговора. Это выходит за все допустимые рамки. Он уже выиграл дело, есть факт, который говорит о том, что система судебная очень зависима, она не является достаточно эффективной. Мы ему, естественно, будет помогать. Сейчас, в результате нашего вмешательства, суд начал очень активно двигаться, с Осипенко сняли одну из статей. Вы представляете? Через 6 лет ему изменили обвинение, причем убрали 159. А оставили ту, которая связана с растратой и вообще к нему не имеет никакого отношения!
– Одним из Ваших предложений было ужесточить наказание для силовиков за давление на бизнесменов. Как Вы думаете, они реально будут работать?
– Мы надеемся. Есть же прокуратура, которая является одним из самых серьезных органов, который защищает бизнес. У прокурора будет возможность возбуждать административные дела по нарушению процессуальных вопросов: обыски, арест вещественных доказательств и прочее. Кроме того, будет предусмотрена и уголовная ответственность для тех, кто незаконно возбуждает уголовные дела.
Партия Роста, которую Вы возглавляете, выступает за возврат выборов мэра. Какие еще нововведения и запреты в планах?
– Комитет против запретов работает. Еще очень много вопросов необходимо решить. Например, провести инвентаризацию лишних запретов, которые напринимала эта Дума, и поставить их на отмену. Надо создать систему на будущее. По аналогии с той системой, которая существует в экономике. Существуют меры, без которых не может быть принят ни один закон. Такую же систему можно ввести и в законах, которые тем или иным образом ограничивают права граждан. Без мнения общественных организаций такие законы принимать нельзя, и вот эту систему мы будем предлагать ввести в работе Государственной думы.
Весной Москву "потряс" обвал так называемых самостроев, и Вы выступали в некоторых случаях против этого. И практически сразу после Москвы власти Сочи приняли решение произвести снос незаконных жилых домов. Будете ли Вы выступать в защиту предпринимателей курорта?
– Конечно, буду. Если есть законные права, документы – никто не имеет права сносить и нарушать закон. То же самое мы говорим о Москве. Сейчас мы воспользовались полномочием приостанавливать решения муниципальных властей. Мы предписали не сносить один из объектов в Москве из списка 100 новых. Хотя бы 1 пока. Но предписание выписали. То же самое мы можем делать и по объектам Сочи. Если есть документы – приходите к нам. Мы должны провести юридический анализ, и у нас есть в руках этот инструмент. Мы можем предписание городских властей приостановить до решения суда.