Как росли цены с 2016 по 2021 год. Мы сравнили чеки из «Магнита»
Журналист Юга.ру обнаружила у себя, можно сказать, исторический документ — большую пачку чеков на покупки в краснодарских магазинах сети «Магнит» за 2016 год. Располагая такой находкой, мы решили провести собственные подсчеты того, насколько выросла инфляция за эти 4,5 года.
Сравнение цен 2016, 2021 и 2023 годов можно посмотреть здесь.
Цифра, которую мы в итоге вычислили, получилась не очень-то похожей на ту, что озвучивает правительство, — и это при том, что нашлись товары, которые с 2016-го не то что не подорожали, но даже упали в цене! Впрочем, обо всем по порядку.
Как мы вели подсчет
Имеющиеся в распоряжении редакции чеки от 2016 года датируются августом, октябрем и декабрем.
Цены в 2021 году мы смотрели в трех магазинах: двух придомовых «Магнитах» по адресам: Бульварное кольцо, 7/1, Линейная, 19, а также в гипермаркете на Артюшкова, 2. Стоимость некоторых товаров пришлось проверять в сетевом онлайн-приложении для покупок.
Из чеков 2016 года мы прежде всего брали в сравнительную таблицу продукты первой необходимости: молоко, вермишель, подсолнечное и сливочное масло, чай, куриное мясо.
Потом мы дополнили таблицу товарами, которыми многие из нас пользуются ежедневно или практически каждый день: кефир, овсяные хлопья, творог, стиральный порошок, зубная паста и т.п.
Товары, проданные по акции, мы из наших расчетов исключили.
В каждом случае мы обращали внимание на количество граммов в единице товара. Упаковка некоторых продуктов (в основном молочных) за 4,5 года уменьшилась в объеме, хотя нашлись и такие, у которых увеличилась. В этих случаях мы пересчитывали стоимость товара так, чтобы сравнивать цены за одну и ту же массу.
Хотя граммовка в чеке указывается не всегда — например, нам не известно, менялось ли количество чая в пирамидках от Lipton, который занял в нашей таблице весьма примечательное место.
Цены на фрукты и овощи мы приводим отдельно, поскольку это сильно зависит от сезона. Например, некорректно сравнивать стоимость картофеля в августе с мартовской, когда после зимы еще ничего толком не успело вырасти.
Как можно заметить, в 2021-м существует возможность тратить на продукты даже меньше, чем в 2016-м. Но только если вы способны питаться исключительно 1,5‑процентным молоком и обезжиренным творогом. Ну, еще иногда можно пить не изменившийся в цене зеленый чай с ароматом мандарина. Зато пить можно из чисто вымытой посуды — спасибо «Ушастому няню».
Сильнее всего выросли расходы у тех, чья диета состоит из «Кока-колы» с горошком под сырным соусом и кто при этом одевается строго в черное. Такая потребительская корзина за 4,5 года подорожала примерно в 2,2 раза.
Если же брать среднее арифметическое по всем пунктам нашей таблицы, то рост цен на продукты с 2016 по 2021 год составил 47%.
Что по этому поводу говорит «Магнит»
В пресс-службе «Магнита» поясняют, что стоимость товаров на полках складывается из цены поставки от производителей, сложности логистики, покупательной способности в регионе и востребованности определенной категории товаров. Также на конечную цену могут влиять конкурентная среда в заданном месте и сезонные колебания для некоторых групп — например, овощей и фруктов.
«Мы обеспечиваем приемлемые цены в том числе за счет собственной логистики и активного сотрудничества с локальными производителями. Это дает нам возможность меньше тратить на логистику, а значит, предлагать покупателям интересные цены», — заявили в пресс-службе.
По словам представителей ретейлера, компания не заинтересована в росте цен и «держит наценки на социально значимые товары на минимальных или нулевых уровнях».
Что по этому поводу говорит экономист
Александр Полиди, профессор, доктор экономических наук, партнер консалтинговой компании «Арка-групп» объясняет, что любая динамика цен — это взаимодействие спроса и предложения:
— Если цены растут, здесь может быть фундаментально два фактора: или увеличившийся спрос, или ограничение предложения — неурожай, скажем, либо какие-то санкционные вещи, с которыми мы были хорошо знакомы в 2014–2015 году, когда инфляция разогналась до двухзначных чисел.
При этом сейчас, по словам эксперта, наблюдается несколько парадоксальная ситуация.
— С одной стороны, идет сокращение спроса, потому что реальные располагаемые доходы населения не растут уже семь лет. Поскольку они не растут, то и не должны расти цены на продукты питания, так же?
Однако в связи с тем, что люди оказались в изоляции из-за коронавируса, очень много денег не потратилось. Люди не развлекались, никуда не выезжали, не ходили в кинотеатры и театры и меньше занимались спортом. То есть в структуре расходов доля непищевых расходов снизилась. Соответственно, доля пищевых расходов увеличилась.
Другими словами, хотя количество денег у людей и снизилось, возможность их потратить сократилась. Образовавшаяся из-за этого денежная масса стала условно избыточной и начала давить на потребительский рынок. Также сказались затруднения в логистике из-за пандемии и удаленка. Из-за того, что многие работники стали питаться дома, они начали покупать полуфабрикаты для готовки, тем самым увеличивая спрос на эти продукты.
Реальные располагаемые доходы жителей России — это так называемые деньги «на руках», оставшиеся после обязательных платежей в виде налогов, сборов и процентов по кредитам, с учетом инфляции. По данным Росстата, в 2016 году они упали на 4,5% (по сравнению с предыдущим годом), в 2017 году упали на 0,5% по сравнению с 2016-м, в 2018-м повысились на 0,1%, в 2019-м выросли на 1%, а в 2020-м упали на 3,5%.
При этом, как писал РБК, по итогам 2020 года реальные располагаемые доходы отстали на 10,6% от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов. А число россиян, находящихся за гранью бедности и живущих на доходы меньше прожиточного минимума, с 2016 года увеличилась на 200 тыс. человек и достигло 19,6 млн.
— Нет никакого злого умысла у торговых сетей, они просто так реагируют на обстоятельства, вот и всё. То есть в этом виноваты пандемия и болезнь, хроническая структурная болезнь российской экономики, — резюмирует Полиди.
Что по этому поводу говорит правительство
В 2016 году президент России Владимир Путин назвал рост цен на продовольствие временным явлением. Во время прямой линии глава объяснял, что повышение стоимости во многом является «рукотворным результатом»:
«Потому что мы в качестве ответных мер на санкции запада ввели ограничения на ввоз продуктов питания из-за границы».
Президент добавил, что «постепенно, по мере насыщения рынка российским, отечественным продовольствием, будут снижаться и цены». И отметил, что уже замечает, как цены стабилизируются.
Официальная инфляция в России с 2016 по 2020 год колебалась следующим образом:
2016 год — 5,4%,
2017 — 2,5%,
2018 — 4,3%,
2019 — 3%,
2020 — 4,9%.
Чтобы узнать общую инфляцию за период с 2016 по начало 2021 года, нужно не складывать эти цифры, а высчитывать процент от процента (ведь, скажем, за 2018 год цены выросли на 4,3% относительно цен 2017 года, а не 2016-го).
Таким образом, за пять лет официальный рост инфляции составил 21,74%.
В разговоре с журналистом Юга.ру Александр Полиди также напомнил о ситуации осенью 2020 года, когда в стране резко поднялись цены на сахар (72,5%), подсолнечное масло (23,8%) и муку (12,9%). Тогда президент России Владимир Путин возмутился повышением стоимости и потребовал экстренно решить ситуацию. После этого Минсельхоз и Минпромторг вмешались в рынок и договорились о заключении соглашений по сдерживанию цен между производителями и розничными сетями. Полиди отмечает, что такая регуляция рынка тоже имеет свои последствия:
— Продавцы вынуждены компенсировать эти выпадающие доходы тем, что делают наценку в других местах. Допустим, рост цен на подсолнечное масло они охладили, вместо этого выросла цена на оливковое масло или животное. Это все механизм саморегуляции. И чем больше государство вмешивается, тем больше дисбаланса здесь возникает.
При этом, даже несмотря на меры властей, в марте цены на сахар и масло все равно выросли. После этого в стране решили продлить заморозку стоимости сахара еще на два месяца, а подсолнечного масла — до октября.