Антон Смертин, Оксана Ефименко

"Сочи-2007" – съезд победителей

20-23 сентября проходил Международный инвестиционный форум "Сочи-2007" – презентационное мероприятие уже выигравшей в олимпийской гонке страны, которой еще предстоит победить две свои главные беды

"Супер!" — как всегда был краток президент РФ Владимир Путин, покидая экспозицию Краснодарского края на VI Международном инвестиционном форуме "Сочи-2007". Самая крупная выставочная площадка заняла 3,5 тыс. квадратных метров, на которых разместились 65 наиболее масштабных проектов из 1200 представленных Кубанью. Примеру президента последовали 8 600 участников и гостей, сделав павильон самым посещаемым — по сути, здесь были все зарегистрированные в эти дни в Сочи.

Инвестиционное "окно" призвано было продемонстрировать выход края на качественно иной уровень — не казачья окраина, но действительно конкурентоспособный на мировой арене регион, привлекательный для вложения средств и играющий далеко не последнюю роль во всемирной инфраструктурной сети. То есть место, где проводить Олимпиаду не только эффектно, но и эффективно. И впечатление произвести удалось: экспозиция оказалась лишена всякого местного колорита вроде казаков с подсолнухами, а оформление павильона сочетало хайтековую лаконичность и хорошо заметный для ценителей привкус больших денег.

Таким же — максимально продуманным и высококлассным — устроители пытались сделать и сам форум. Тем более что в этом году он впервые поменял название на "Сочи", а олимпийский брэнд, ставший национальным проектом России, обязывает если не соответствовать, то хотя бы производить соответствующее впечатление.
"Съезд победителей" был организован, как минимум, неплохо. Участники жили и работали на фактически изолированной территории от Морпорта до "Жемчужины", вход на которую был только через специально сооруженные КПП по предъявлению бейджа. Выставочные павильоны располагались вокруг порта, пленарные заседания проходили в концертном зале "Фестивальный", а конференции в Зимнем театре. Жизнь внутри периметра была почти идиллической: пустые, тщательно убранные аллеи и пляжи, на которых были расставлены чайные домики и 800 девушек в красном, готовых помочь-показать-рассказать.
Впрочем, по ту сторону это выглядело несколько иначе, ведь форум серьезно изменил жизнь сочинцев. И пока не масштабными проектами реконструкции летней столицы России, а незапланированными выходными, пробками и ограничением даже пешего передвижения. Местным жителям и отдыхающим все происходящее, вероятно, казалось высадкой заморского десанта, который высадился с моря, закрепился на побережье и удерживает под контролем часть города и ряд важнейших зданий, отданных под заседания полевых штабов.

Между тем, "внутри" обсуждались проблемы и решались вопросы, жизненно важные для всей страны "снаружи". Одной из ключевых тем инвестиционного форума стала как раз инфраструктура, потому что даже пресловутые сочинские пробки появились все же не столько из-за VIP-мероприятий. Исполняющий на тот момент обязанности министра экономики, развития и торговли РФ Герман Греф очень точно назвал две новые беды России: инфраструктуру и менеджмент. "Ни один инвестор не станет вкладывать деньги в регион с неразвитой инфраструктурой и слабым менеджментом", - отметил он.

Остроту проблемы озвучил и президент РФ Владимир Путин, по-ленински сформулировавший, что "совершенствование инфраструктуры — это ключевой фактор развития экономики и повышения благосостояния граждан". "Инвестиционная привлекательность Юга России постоянно растет, но при этом остаются и факторы сдерживания. Это, прежде всего, нехватка готовых площадок для развития, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой", — заявил глава государства. Были перечислены и ключевые моменты: модернизация транспортной инфраструктуры: техническое переоснащение портов и гражданских аэродромов, реконструкция автомобильных дорог и строительство новых магистралей.
И временами даже святая святых современной России — Олимпиада 2014 года — начинала казаться всего лишь предлогом для того, чтобы развернуть, наконец, на юге России нормальные транспортные, энергетические и коммуникационные сети. "Мы хотим, чтобы этот повод был использован для сооружения самой современной инфраструктуры, причем не только спортивной", — отмечал В. Путин, и становилось ясно, что уж такой-то повод что-нибудь построить наша страна не упустит.

В перспективе, нарисованной первым вице-премьером Сергеем Ивановы, реализация задачи развития инфраструктуры позволит устранить существующие транспортные и энергетические ограничения, а также реализовать глобальные конкурентные преимущества России, которая является одним из самых крупных и перспективных мировых рынков.
Проекты звучали сладкоголосно. К 2010 году будет построено 4 тыс. км новых автомобильных дорог, в дальнейшем это число составит 10-12 тыс. км ежегодно. Будет интенсивно развиваться железнодорожное сообщение, инвестиции в этом секторе в ближайшие годы составят 11 трлн. рублей, причем 75% из этой сумы составят вложения частных инвесторов. Поднимется в горние дали сфера авиаперевозок и все окутает сеть речных и морских портов, чему будет способствовать активно институт особых экономических зон.

Немалая часть этих благ, разумеется, коснется и Сочи. "Будет создана новая транспортная инфраструктура, включающая 200 км новых дорог, развязки, тоннели, мосты и виадуки", — рассказал вице-премьер правительства РФ Александр Жуков. По словам первого вице-губернатора Краснодарского края Александра Ремезкова, непосредственно в Сочи планируется построить 10 транспортных развязок, две из которых уже строятся. "Кроме того, новая улица — "дублер" Курортного проспекта позволит избежать проблем с пробками, которые ощутили и участники форума", — добавил он.
Но это все мелочи в сравнении "Проектом двадцать-четырнадцать": 250 олимпийских объектов объединены в приморский и горный кластеры в Имеретинской низменности и на Красной Поляне. Причем на подавляющее большинство объектов уже есть инвесторы, среди которых крупнейшие российские компании "Интеррос" и "Газпром", а это значит, что работа по их сооружению ведется уже не только на бумаге. Причем частные инвесторы не только активно вкладывают в олимпийское строительство, но и пытаются "оттеснить" от него государство, экономя тем самым бюджетные средства. Так, на 15 крупных спортивных объектов (от санно-бобслейной трассы до Ледовой арены) будет потрачено 30 млрд. рублей. "Первоначально 18 млрд. рублей из этой суммы будут выделены из бюджета, однако рост интереса инвесторов к строительству спортивных сооружений, скорее всего, приведет к тому, что государственные расходы будут снижены за счет привлечения частных средств", — рассказал Александр Жуков.
Кажется, что государство и бизнес на сочинском форуме окончательно продемонстрировали правила игры, по которым они планируют жить в дальнейшем. Власть дает частным инвесторам возможность хорошо заработать на крупных проектах, гарантируя определенные преференции, а бизнесмены патриотично вкладываются в эти самые проекты, постепенно превращая страну в более комфортное для жизни место.

Форум "Сочи-2007" принято громко хвалить на публику и порой поругивать в кулуарах — скорее, уже по привычке, нежели из-за действительно серьезных огрехов. Но ожидаемый эффект был достигнут. Местные власти остались довольны возможностью доказать свою эффективность и привлечь в регион инвестиции, федеральные — максимально использовали возможность продемонстрировать рост российской экономики. Дело за малым: убедить население всей страны, и в частности, жителей Сочи в том, что все это делается для их светлого будущего. А сделать это с помощью форума уже не получится. Пора работать.

Итоги: цифры и буквы
Международный инвестиционный форум "Сочи-2007" собрал 8 тысяч 826 человек, включая представителей СМИ и участников выставок. В работе форума, приняли участие руководители 5 иностранных делегаций, включая 7 министров, 1 вице-премьера, 1 госсекретаря и 18 послов; 4 и.о. министра и 2 и.о. вице-премьера правительства России, 38 глав субъектов РФ, около 50 руководителей крупнейших российских и иностранных компаний и 800 представителей СМИ.
Общая выставочная площадь составила более 40 тыс. кв. метров, на которых разместились 39 стендов российских регионов и 200 стендов отдельных компаний. Всего в рамках форума было подписано 169 инвестиционных соглашений и протоколов о намерениях на общую сумму 560 млрд. рублей, или 22,2 млрд. долларов. Кроме того, в рамках IV Российско-китайского инвестиционного форума, который прошел в Сочи 20 сентября, было подписано 9 соглашений на общую сумму 1,12 млрд. долларов.
Большинство подписанных контрактов в той или иной степени касались Олимпиады-2014 года, но и в целом желающих вложить деньги в проекты Кубани стало заметно больше нежели в прошлом году. Краснодарский край подписал 132 соглашения и протокола о намерениях на общую сумму в 17 млрд. долларов.
Для сравнения: в 2006 году форум для Краснодарского края собрал 36 соглашений на 63 млрд. рублей; руководители отраслевых департаментов и комитетов — 33 соглашения на 34 млрд. рублей; главы муниципалитетов — 58 соглашения на 43 млрд. рублей. Хотя эти показатели и превышали итоги всех четырех предыдущих форумов, теперь для олимпийского региона они были бы явно недостаточны.

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |

Штурм парламента и отставка президента. Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии Общество |

Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |

Что и как продавать на маркетплейсах в 2024–2025 годах. Репортаж с бизнес-завтрака Альфа-Банка в Краснодаре Экономика |

Все статьи

Главные новости

В Краснодаре состоится лекция о Гражданской войне в России

В Краснодаре покажут спектакль по мотивам басен Крылова

В Краснодарском крае ввели штраф за парковку автомобилей на клумбах и газонах

В Краснодаре утвердили «Этический кодекс» горожанина

Жители Краснодара смогут увидеть в небе стыковку космического корабля

В Краснодаре кофеен в два раза больше, чем в Ростове-на-Дону

Лента новостей