Пища для инвестиций
Флагманом развития промышленночти Краснодарского края традиционно остается пищепром
Благоприятные климатические и экономические условия привлекают в промышленность Краснодарского края все больше инвестиций. Флагманом развития традиционно остается пищепром.
В последние десять лет в АПК региона вложено более 130 млрд. рублей, и возможности отрасли практически безграничны. В крае выращиваются все традиционные плодовые культуры. Регион занимает первое место в России по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе – по производству семян подсолнечника, меда, яиц, мяса скота и птицы, третье – по объему производства молока и овощей. Мощная сырьевая база наряду с относительно недорогой рабочей силой дают возможности для развития существующих производств и создания новых конкурентоспособных предприятий.
По оценкам экспертов, кризис 2008-09 годов показал, что пищевая и перерабатывающая отрасли пострадали намного меньше, чем другие сферы экономики.
- Для инвестора, который диверсифицирует свои вложения с точки зрения риска и доходности, эти отрасли могут быть интересными, – считает генеральный директор компании "Крахмальный завод Гулькевичский" Сергей Клыков. – В нашем регионе созданы хорошие условия для горизонтальной и вертикальной диверсификации и получения дополнительной добавочной стоимости и прибыли. Люди испытывают потребность в еде всегда. Просто в зависимости от финансовой ситуации меняют структуру потребления.
Согласен с этим и управляющий директор Дивизиона Юг компании "Юнимилк" Александр Федченко. По его словам, российская пищевая перерабатывающая отрасль обеспечивает половину потребностей населения страны в продуктах питания, остальную долю рынка занимает экспортная продукция. Поэтому потенциал развития российской пищевой перерабатывающей отрасли велик.
Устоять на рынке
В Краснодарском крае пищевая промышленность развита неравномерно, поэтому конкурентное давление не одинаково. К примеру, рынок производства овощных консервов еще не пересыщен, несмотря на большое число консервных заводов. А вот конкуренция в молочной отрасли достаточно сильная, отмечает Александр Федченко ("Юнимилк"). У крупнейших производителей молочной продукции налажены эффективные контакты с поставщиками, поэтому они могут позволить себе использовать только качественное молоко и отказываться от сырья с примесями, в том числе – антибиотиками. Современное высокопроизводительное оборудование дает возможность не экономить на снижении себестоимости в ущерб качеству.
В выгодном положении оказались нишевые компании, крепко удерживающие свои позиции десятилетия. Одно из таких предприятий – "Крахмальный завод Гулькевичский". По словам его руководителя Сергея Клыкова, на сегодняшний день предприятие загружено полностью, его производственные мощности работают круглосуточно, несмотря на то, что конкуренция в отрасли достаточно высокая, и зачастую некоторые компании используют демпинговые схемы. Удерживать позиции в таких условиях помогает высокая репутация надежного поставщика.
- Компания отказалась от концентрации на крупных клиентах, – рассказал Сергей Клыков. – Когда доля одного покупателя, даже очень известного в мировых масштабах, превышает четвертую часть оборота, коммерческие риски как по объемам, так и по ценам высоки. Сегодня у нас сбалансированная структура продаж по всем продуктам. Работаем как с конечными потребителями, так и с трейдерами. Прежде всего, это кондитерская, целлюлозно-бумажная, пивоваренная, пищевая, текстильная, комбикормовая промышленность, животноводство.
Завод показывает лучшую норму рентабельности и ликвидности в отрасли. При том, что фактически инвестиционная программа реализуется за счет собственных средств.
- Разумеется, как и любое предприятие, работающее на сельскохозяйственном сырье, мы кредитуемся "короткими деньгами" на закупку кукурузы. Таким образом, в течение сентября-декабря мы обеспечиваем себя сырьем на весь сезон", – добавил Клыков.
Чтобы войти в отрасль производства крахмала и патоки с нуля, то есть построить новый завод, по оценкам Сергея Клыкова, необходимо не менее 2 млрд. рублей. Реальный объем инвестиций зависит от объемов переработки, наличия площадки, возможностей присоединения к электрическим сетям и газопроводам, выбора отечественного или импортного оборудования.
Для создания небольшой локальной компании нужны не столь большие инвестиции, говорит Александр Федченко ("Юнимилк"). Но и стоимость этой компании будет равна лишь стоимости материальных активов. Для появления добавленной стоимости нужен бренд. Чем сильнее бренд, тем выше стоимость компании и ее привлекательность для инвесторов. Например, есть крупнейшие мировые предприятия, которые не имеют собственных производственных площадок, но владеют сильными брендами и являются лидерами отрасли.
Долгосрочные контракты с отдельными заводами позволяют им избежать проблем и издержек, связанных с производством. При этом, по словам Федченко, для профессиональных инвесторов выгоднее вложить деньги в готовый бизнес: "Строить новую большую компанию интересно, но это требует значительных ресурсов и времени. Плюс нужно собрать и сплотить эффективную управляющую команду а это непросто, и часто не удается".
У самой компании "Юнимилк" планы развития на рынке региона амбициозные и долгосрочные. В текущем году компания завершит проект реконструкции молочного комбината "Лабинский", который будет производить широкий ассортимент продукции под брендами "Простоквашино", "Био-баланс", "Актуаль", детское питание "Тёма".
- Крахмальный завод Гулькевичский" также заявляет о масштабных планах. "Для нас перспективы однозначные – реконструкция и автоматизация предприятия, увеличение мощностей, внедрение новых технологий, освоение выпуска новых продуктов. Мы ясно ставим цель стать самым технологичным и современным предприятием в отрасли, с высокой репутацией на международном рынке. Разработаны соответствующие бизнес-планы, ведется работа с европейскими партнерами по инжинирингу и поставкам оборудования. Постоянное развитие – наше кредо, – говорит Сергей Клыков.
Факторы сдерживания
Одной из проблем, мешающих развитию пищепрома и других видов промышленности в Краснодарского крае, эксперты называют недостаточность энергетических ресурсов. Региональные подстанции забиты, новые не строятся, пропускная способность газопроводов ограничена.
- Фактически для реализации планов расширения производства нам нужно строить собственный газопровод, переходить на газотурбинные установки. То, что во всем развитом мире считается прерогативой государства, у нас отдается на откуп самому бизнесу. В результате темпы роста промышленности серьезно сдерживаются. Правда, последние переговоры с газовиками позволяют надеяться на позитивные сдвиги, – отметил Сергей Клыков ("Крахмальный завод Гулькевичский").
Среди других проблем – нехватка квалифицированных кадров. Компании задействуют различные программы обучения, пытаясь нивелировать последствия разрушения системы профтехобразования и снижения качества высшего технического образования. Одним из способов решения проблемы кадров производители считают замену оборудования на высокотехнологичное, что должно снизить влияние человеческого фактора и повысить рост производительности труда. Но для многих заводов это пока дорогое удовольствие. Стоимость человеческого ресурса и системы управления определяют значимую долю в стоимости компании. При создании новой компании такого преимущества может и не быть.
Место для роста
Для развития всех секторов пищевой промышленности есть множество возможностей. К примеру, высоки перспективы растениеводческой отрасли. В регионе есть резервы для повышении урожайности и экономической эффективности производства продукции. Для этого необходимо внедрять современные сбалансированные системы земледелия, восстанавливать и повышать плодородие почв, развивать мелиорацию земель, модернизировать машино-тракторный парк, считают эксперты.
Объемы производства овощей в Краснодарском крае ежегодно возрастают на 10%, но это далеко не полностью обеспечивает спрос населения и перерабатывающей промышленности – они должны быть увеличены минимум в полтора раза. В краевом департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности признают, что это сложная задача, которую необходимо решать с учетом индивидуальных особенностей овощеводческих хозяйств. Более 60% овощей сейчас производится в малых формах хозяйствования, тогда как до 90-х годов 75% приходилось на крупные сельскохозяйственные организации.
В департаменте считают, что главной проблемой в пищепроме региона является недостаточное использование мощностей. По оценкам экспертов, на предприятиях, где уделяют внимание развитию собственной сырьевой базы, мощности используются на 70% и более. Хорошим катализатором развития и продвижения продукции на иногородние рынки сбыта может стать создание региональной закупочной сети, которая должна охватить все районы и поселения Краснодарского края.
***
Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".
"Бизнес-журнал" – самое массовое всероссийское деловое издание, адресованное предпринимателям, управляющим собственникам компаний и топ-менеджерам. "Краснодарский "Бизнес-журнал" выпускает ООО "Издательский дом "НьюМэн".
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»
Краснодарцев приглашают на кринж-пати, где будут смотреть «Дневники принцессы» и «Дряные девчонки»
В Краснодаре на «Солнечном острове» пройдет бесплатный забег. Когда и как присоединиться
В парке «Краснодар» на кустарниках появилась «ягода привидения»
На курортах Краснодарского края начнут штрафовать уличных музыкантов
«Начните уже перерабатывать». Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы