Управляющий директор ТМТП: Об успешном развитии в кризис и начале масштабного проекта
Управляющий директор ТМТП Юрий Матвиенко рассказал о секретах успеха компании в непростых экономических условиях
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" – одна из крупнейших стивидорных компаний России. Здесь тесно взаимодействуют различные виды транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный.
Ведущими экспортерами и импортерами грузов, проходящих через Туапсинский порт, являются страны Средиземноморского бассейна, Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. Ежегодно ТМТП может обрабатывать до 20 млн. тонн грузов. Грузооборот ОАО "ТМТП" за 6 месяцев 2015 года составил 7,8 млн тонн, что на 16% больше аналогичного показателя прошлого года.
В 2015 году порт планирует почти в 2 раза увеличить объем финансирования программы развития – с 309,2 млн рублей до 589,5 млн рублей. Причем финансирование будет осуществляться за счет собственных средств компании.
В интервью порталу ЮГА.ру управляющий директор ТМТП Юрий Матвиенко рассказал о секретах успеха компании в непростых экономических условиях.
Юрий Викторович, недавно Туапсинский морской торговый порт объявил о расширении инвестиционной программы. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Расширение инвестиционной программы, в основном, связано с решением руководства ТМТП и UCL Holding о начале нового масштабного проекта, направленного на увеличение пропускной способности порта. В рамках проекта планируется расширение и модернизация складских площадок, а также приобретение дополнительной техники для обработки грузов, которые переваливаются в порту. Реализация проекта увеличит производственную мощность порта и позволит расширить номенклатуру обрабатываемых грузов. Реализация проекта рассчитана на 2 года.
Увеличение мощности порта и новые логистические схемы работы с грузовладельцами также позволят привлечь дополнительные грузопотоки ведущих российских экспортеров.
Другие направления программы развития ТМТП предусматривают приобретение нового перегрузочного оборудования и машин внутрипортовой механизации для обеспечения растущего грузооборота компании, развитие портового флота за счет строительства нового многоцелевого бункеровочного судна, модернизацию грузовых районов порта. На Нефтеналивном районе обновляется система автоматического пожаротушения, на сухогрузном районе ведутся работы по техническому перевооружению системы электроснабжения Широкого мола.
Сегодня ваша компания предоставляет полный спектр услуг по перевалке нефтеналивных и сухих грузов, соотношение которых в структуре грузооборота компании в 2014 году составило 51% и 49% соответственно. Как удалось увеличить грузооборот Туапсинского порта в I полугодии 2015 года на 16%?
– Действительно, грузооборот ОАО "Туапсинский морской торговый порт" за 6 месяцев 2015 года составил 7,8 млн тонн, что на 16% больше аналогичного показателя прошлого года. Рост грузооборота обусловлен увеличением объема перевалки сухих грузов на 2% до 3,3 млн тонн. В частности, за 6 месяцев 2015 года в порту перегрузили 1,4 млн тонн угля, что на 5% больше аналогичного показателя 2014 года. Перевалка черных металлов в сравнении с январем-июнем прошлого года выросла на 21% до 1 млн тонн. Объем перевалки нефтеналивных грузов вырос на 30% – до 4,5 млн тонн.
В целом, объем экспортных грузов, формирующих основную часть грузопотока "ТМТП", вырос на 17% до 7,6 млн тонн. Хотя, объем импортных грузов снизился на 5% до 0,2 млн тонн, из них перевалка сахара-сырца составила 0,1 млн тонн, плодоовощных грузов около 0,1 млн тонн. В структуре грузооборота компании доля экспорта составила 97%, импорта – 3%.
С января по июнь 2015 года в порту обработано 423 транспортных судна (из них 214 сухогрузных и 209 нефтеналивных) и 45,4 тыс. железнодорожных вагонов.
Как Вы оцениваете перспективы перевалки сыпучих грузов, в частности – зерна из Геленджика и строительство терминала в Анапе? Смогут ли выдержать дорожная сеть городов-курортов такую транспортную нагрузку?
– Не думаю, что в городах-курортах с таким развитием туристического бизнеса возможно строительство зерновых терминалов. Отсутствие возможности расширения автодорожной инфраструктуры, полное отсутствие железной дороги, в частности в г. Геленджик, ставит под большое сомнение данную информацию. Правильнее было бы закончить строительство Шаумянского тоннеля, что позволит полностью задействовать мощности Туапсинского порта по перевалке зерна. В перспективе реализация проекта порта Тамань решит проблему дефицита пропускной способности портов России на Черном море на многие десятилетия вперед.
Каким образом сказались ограничения экспорта сельхозпродукции из стран Евросоюза на загрузке портовых мощностей?
– В структуре грузооборота ОАО "ТМТП" доля экспорта составляет 98%, доля импорта – 2%. Импортная сельхозпродукция в общем объеме грузооборота составляет 1%. Исходя из этого, а также фактических результатов ОАО "ТМТП" в 2014 году (13,1 млн т, рост 7%), мы можем говорить о том, что влияние санкций на деятельность порта незначительно. В основе это сельскохозяйственная продукция Турции.
В этом году поток сельхозпродукции, обрабатываемый на наших причалах, вырос, но полагаем, что это не вызвано экономической ситуацией, это перераспределение традиционных объемов между терминалами в Черноморских портах РФ.
Каков же потенциал ваших портовых мощностей, и есть ли острая необходимость развивать малые терминалы?
– Порт Туапсе ОАО "ТМТП" в силу рельефа и зажатости территории порта городской инфраструктурой имеет территориальные ограничения для развития. В настоящее время развитие Сухогрузного района практически исчерпало свой потенциал, поэтому в таких условиях развивать малые терминалы не имеет смысла.
Менеджмент компании позиционирует порт как универсальный, программа технического перевооружения отражает эту концепцию. Поэтому мы готовы обрабатывать большинство грузов по широкой номенклатуре, и даже малыми партиями. В сложившейся экономической ситуации развитие малых терминалов под моногрузы может складываться только на замкнутой логистической цепи владельцами потока грузов и в целом нецелесообразно.
В Туапсе часто возникают вопросы по городской экологии. Какие программы выполняет порт по снижению или компенсации нагрузки на город?
– ОАО "Туапсинский морской торговый порт" всегда готово к конструктивному сотрудничеству и объединению усилий для получения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды на территории города, использования данной информации в целях оперативного и стратегического планирования
природоохранной деятельности органов власти и хозяйствующих субъектов.
Туапсинский морской торговый порт занимал и занимает ответственную социальную позицию и неизменно демонстрировал серьезный подход к реализации различных экологических и природоохранных программ.
ОАО "ТМТП" – единственный субъект в порту, которое не только ведет хозяйственную деятельность на всех причалах, но и содержит экологический флот и аварийно-спасательное формирование для локализации и ликвидации загрязнения морской среды.
В сфере охраны окружающей среды ОАО "ТМТП" реализован ряд масштабных экологических проектов.
Например, на причалах порта закончено строительство системы ливневой канализации, оснащенной современными очистными сооружениями, работающими в автоматическом режиме, что позволило полностью прекратить сброс неочищенных ливневых сточных вод в Черное море с Широкого мола.
Кроме того, завершено строительство пылешумозащитного экрана высотой 6 м, проходящего по северо-восточной границе тыловых территорий сухогрузного района нашего порта и северо-восточной границе промплощадки судоремонтного завода. Реализация этого проекта позволила защитить территории жилой застройки по улице Горького от шума, создаваемого предприятиями акватории морского порта Туапсе, и одновременно снизить вынос неорганической пыли на городскую территорию на 20%.
Для обеспечения пылеподавления при погрузо-разгрузочных операциях с углем за счет сил и средств предприятия был осуществлен вынос угольных площадок на дальние рубежи причального фронта. Кроме того, изменена сортность угля в пользу более крупного, внедрено его орошение стационарной системой водозащиты. Эта система состоит из генераторов водяного тумана, установленных по периметру угольного склада и работающих в автоматическом режиме. Эффективность пылеподавления до 80%.
Проведена большая научная работа по численному моделированию распространения угольной пыли в атмосфере, проанализированы почвы на территории города на предмет выявления источников загрязнения.
По результатам исследований учеными Кубанского Государственного университета сделан однозначный вывод о превалирующем вкладе автотранспорта в загрязнение городских земель углеродсодержащими компонентами.
Для мониторинга показателей качества атмосферного воздуха на границе предприятия и постоянного круглосуточного контроля над соблюдением нормативов предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ Обществом установлены два поста экологического мониторинга.
Посты работают в автоматическом режиме, оснащены приборами производства США, Франции, Финляндии и России, сертифицированными Росстандартом. Информация, получаемая в виде таблиц, графиков среднесуточных, почасовых измерений с выполнением карт розы ветров в ежедневном режиме передается в администрацию Туапсинского района.
Какие социальные программы поддерживает и выполняет ТМТП?
– Социальный пакет компании – один из самых значительных, как по перечню, так и по размеру расходований. Всего на социальные расходы 2014 году направлено 34,2 млн рублей. Гарантией работы этого пакета служит коллективный договор. Традиционно – это программа ДМС, не только для работников порта, программа дополнительного пенсионного обеспечения, дополнительная помощь многодетным семьям, семьям с низким уровнем доходов. Расходы по коллективному договору в 2014 году составили 27,9 млн рублей.
В компании действует положение о реальном повышении уровня заработной платы, размер выплат по данному положению прогрессивный и зависит от темпов роста показателя ИПЦ.
Ежегодно формируются средства социального комитета – органа действующего на основе паритета и взаимодействия с профсоюзными организациями. В этом органе в одинаковом количестве представлены все профсоюзные организации и представители администрации. Комитет распределяет средства на материальную помощь остро нуждающимся, закупку санаторно-курортных путевок, за счет этих средств финансируется спортивная программа порта.
Что касается благотворительности, то традиционно она адресная и ориентирована на детские учреждения города и детей инвалидов. В 2014 году на эти цели направлено 1,5 млн рублей.
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу. Самое главное о сенсационной научной находке Культура |
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
В Ейске шестилетние Варя и Маша Мирошниченко нуждаются в дорогостоящем лечении. Как им помочь?
Краснодарцев приглашают посмотреть и обсудить с экспертом аниме «Ариэтти из страны лилипутов»
Краснодар и Ростов-на-Дону вошли в рейтинг городов с самой дешевой арендой на Новый год
Из Сочи на Шри-Ланку самолеты теперь будут летать каждый день
Pixar выпустила первый трейлер «Студии сновидений» с героями «Головоломки»
Авторская поэзия и живая музыка. В Краснодаре состоится концерт «Na рифмы»