Замминистра промышленности Ставрополья: Об индустриальном парке, браунфилде и деньгах
Замминистра энергетики, промышленности и связи рассказал о том, зачем Ставрополью частные инфраструктурные проекты
В Ставрополе ведется работа по созданию первого в крае регионального индустриального парка на базе остановившегося производства (brownfield-парка). Курирует этот проект новый заместитель министра энергетики, промышленности и связи края Рустам Мингазов, ранее работавший в лидирующем по развитию индустриальных парков Татарстане.
В интервью порталу ЮГА.ру замминистра энергетики, промышленности и связи Рустам Мингазов рассказал о том, зачем Ставропольскому краю частные инфраструктурные проекты, как привлечь в регион большие деньги и что придется ради этого переделать.
В Ставрополе завод "Автоприцеп-КамАЗ" прекращает свое существование, но остается промышленной площадкой для новых предприятий. Что вообще здесь происходит?
– В 1971 году в Ставропольском крае был запущен завод автоприцепов, который принадлежит КамАЗу. В связи с рядом объективных факторов – и, прежде всего, сложившейся конъюнктурой рынка – было принято решение о создании на базе завода Ставропольского краевого индустриального парка "Мастер" (по аналогии с Камским индустриальным парком "Мастер" в Татарстане). На текущий момент первая очередь завода уже подготовлена, и работы по реконструкции производственного помещения начались.
В свое время в Набережных Челнах была схожая ситуация: КамАЗ постепенно переезжал на новые площади, а высвобождавшиеся старые производственные помещения было решено реконструировать – и на этой базе создать КИП "Мастер". Благодаря слаженной работе, он постепенно вырос до крупнейшего индустриального парка России, а когда будет сдана шестая очередь – станет крупнейшим и в Восточной Европе. Это успешный опыт и пример для всех регионов, который возможно тиражировать. В частности, в Ярославской области командой КИП "Мастер" на базе Тутаевского моторного завода был создан Тутаевский промышленный парк "Мастер", который к настоящему времени заполнен на 100%.
Важно понимать, что в Ставрополе у КамАЗа имелось несколько вариантов: можно было просто снести завод, продать металлоконструкции и землю, например, под застройку жилого комплекса и забыть про промышленность. Но руководство компании и правительство края пришли к соглашению не создавать социальное напряжение и с учетом успешного опыта Татарстана приступить к созданию индустриального парка. И от этого решения все остались только в выигрыше, оно является оптимальным.
Сколько денег будет потрачено на оборудование парка? И когда ожидать его открытие?
– К реконструкции первой очереди уже приступили. Завершение работ планируется на I квартал 2016 года. Сроки очень сжатые, так как оперативность и качество – это ключевые принципы работы команды КИП "Мастер".
Мы рассчитываем привлечь 200 млн рублей из средств федерального бюджета по программе Минэкономразвития России. Кроме того, в реконструкцию первой очереди непосредственно татарстанский КИП "Мастер" вложит более 200 млн рублей. И эти средства правильно рассматривать как прямые инвестиции непосредственно в инфраструктуру Ставропольского края.
Ходит байка, что завод автоприцепов построили у нас по ошибке: тогда существовало два Ставрополя – Ставрополь Кавказский здесь и Ставрополь-на-Волге, нынешний Тольятти, и их якобы перепутали. Так ли это?
– Я отношусь к этой истории как к смешному мифу. В Советском Союзе планированию уделялось большое внимание, и я не верю, что на уровне госуправления могла возникнуть такая ошибка.
Кроме того, я не вижу объективных причин, почему завод было бы правильнее построить в Тольятти. Сельское хозяйство развито именно в южной части страны, и размещать для аграриев производство автоприцепов логично именно там, где они более всего востребованы.
К тому же, если уже говорить о Тольятти, то почему именно там, а не, скажем, в Набережных Челнах? Города расположены не так далеко друг от друга, но тогда производство логичнее было бы разместить в Набережных Челнах, а не в Тольятти.
Поэтому не может быть абсолютно никаких сомнений относительно правильности расположения завода автоприцепов в Ставропольском крае.
Тем не менее, аграрный юг больше не нуждается в автоприцепах?
– К сожалению, конъюнктура рынка такова, что спрос на автоприцепы значительно упал по ряду причин. Кроме того, нужно понимать, что у любого завода есть определенный жизненный цикл, а у любого проекта – та грань, после которой он становится неактуальным. И я очень рад, что мы вдохнем вторую жизнь в эти цеха путем создания индустриального парка.
На заводе "Автоприцеп-КамАЗ" трудились порядка 500 человек, что будет с ними? Ведь производство не работает.
– За два года ни один человек не был уволен или сокращен с завода, сейчас рабочие заняты тем, что готовят площадку индустриального парка для последующей реконструкции. Мы рассчитываем, что эти кадры будут интересны потенциальным резидентам парка: у сотрудников накоплен определенный опыт, есть ряд уникальных компетенций, которые никому не выгодно терять.
Уверен, что временной разрыв между остановкой работ и запуском новых производств будет минимальным, и пока все говорит об этом. Создание СКИП "Мастер" вызывает серьезный ажиотаж в бизнес-среде. Более того, уже есть три предприятия, запустившие собственные производства на площадях завода и ожидающие завершения реконструкции первой очереди – для последующего переезда уже на отремонтированные площади.
Есть и потенциальные резиденты, которые понимают преимущества "браунфилдов", и сейчас мы ведем с ними активные переговоры.
А что это за предприятия? И будет ли СКИП "Мастер" узконаправленным индустриальным парком?
– На текущей стадии анонсировать конкретные предприятия было бы преждевременно. По закону, не существует серьезных ограничений по вхождению в индустриальный парк, любое предприятие может разместить там свое производство. И мы рады всем инвесторам и потенциальным резидентам.
Основываясь на тех объектах, которые уже есть на территории завода (например, отличный покрасочный цех), мы понимаем, что эта площадка будет особенно интересна машиностроителям, в том числе производителям сельскохозяйственной техники.
СКИП "Мастер" будет уникальным для Ставропольского края – впервые браундфилд, впервые частный индустриальный парк. Необходимо ли менять заведенные в регионе порядки?
– На уровне регионального законодательства создание браунфилд-парков, частных парков и управление ими не предусмотрено. Все эти аспекты необходимо приводить в соответствие с федеральным законодательством и создавать равные условия для работы государственных и частных индустриальных парков.
Это не только наша позиция, к такому же выводу пришли федеральный Минпромторг и Ассоциация индустриальных парков России. Они изучили лучшие мировые практики и ситуацию в субъектах федерации и разработали для десяти пилотных регионов, включая Ставропольский край, дорожную карту по дальнейшей стратегии развития индустриальных парков.
Кроме того, федеральные коллеги рекомендуют нам развивать правительственный орган, специализирующийся на инвестициях – недавно созданную Корпорацию развития Ставропольского края. Также нам рекомендовали развивать систему "одного окна" для инвесторов, разработать стратегию продвижения региональных индустриальных парков и так далее.
Мы согласны с рекомендациями, и для нас очень важно, что наше понимание направления дальнейшего развития совпадает с видением компетентных федеральных структур.
Вы приехали в Ставрополь из Татарстана, где индустриальные парки развиты намного сильнее. Скажите, что побудило вас переехать в менее развитый в плане инвестиций регион?
– В Республике Татарстан я работал в специализированном государственном органе, отвечающем за привлечение инвестиций в регион. Начинал со специалиста в этом ведомстве, со временем мне доверили ключевое направление по работе с иностранными инвесторами.
Но на определенном этапе развития мне захотелось новых вызовов, и, получив предложение из Ставропольского края, я ответил согласием. С 23 июля я назначен заместителем министра энергетики, промышленности и связи.
Тяжелее всего было оставить команду, которая была там создана. В целом, в России ситуация со специалистами в сфере работы с инвесторами достаточно тяжелая, потому что ни один университет не готовит кадры с набором компетенций, которые необходимы в этой работе. Это и знание экономики, и финансов, и строительства, и энергетики, и основ международных отношений. Поэтому я очень ценю команду, которая была сформирована и выращена в Татарстане и которая обладала этими уникальными навыками. Но я верю, что мы еще успеем поработать вместе в будущем.
На ваш взгляд, что предстоит поменять на Ставрополье, чтобы добиться схожих результатов?
– Почему Татарстан настолько успешен в плане инвестиций? В республике в этом направлении выстроена комплексная работа, в которой участвуют множество государственных и частных структур, зачастую конкурирующих между собой. Существует специализированный государственный орган в лице Агентства инвестиционного развития, но вместе с тем в привлечении прямых инвесторов задействованы и другие ведомства: министерства промышленности, экономики, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства, аппарат главы республики и другие.
В каждом индустриальном парке, будь он частный или государственный, есть собственная управляющая компания, которая занимается в том числе и поиском потенциальных резидентов. Колоссальное количество людей и структур занимаются выполнением поставленной главой республики задачи по привлечению инвесторов, и эта работа приносит желаемый результат.
Ставропольский край уже достиг определенного развития, но необходимо усиливать комплексный подход. Невозможно силами лишь одной государственной структуры достигнуть такого же результата.
Когда я приехал сюда, был приятно удивлен количеством индустриальных парков: успешным опытом в Невинномысске, развивающимися проектами в Буденновске и Георгиевске. Но практика показывает, что региону не надо гнаться за количеством парков: пока мы не можем задействовать достаточные ресурсы для их развития, лучше сконцентрироваться на нескольких ключевых.
Можно ли ожидать, что управление какими-то парками перейдет от Корпорации развития Ставропольского края к новым управляющим компаниям?
– Сложившаяся система сейчас работает, и ломать ее на корню будет неправильно. Допускаю, что мы должны дать возможность некоторым нашим паркам создать собственные управляющие компании – но ни в коем случае не навязывать эти решения.
Тем не менее, мы к этому рано или поздно придем – невозможно эффективно управлять таким количеством индустриальных парков силами одной корпорации в ее нынешнем виде и с имеющимися сейчас ресурсами.
В Ставрополе часто говорят, что город неудачно расположен: плохо работает железная дорога, неудобная автомобильная логистика. Здесь действительно возможно создать успешное производство?
– Готовясь к переезду, я долго изучал регион, и ситуация казалась действительно сложной. Но на месте я убедился, что край богат и культурно, и человеческим потенциалом, и ресурсами. Здесь отличная география, отличные пейзажи, развита промышленность – проблема в том, что мало кто об этом знает на федеральном и международном уровне.
Теперь мне удивительно, что люди считают Ставропольский край тупиком, невыгодным с точки зрения географического положения. Если посмотреть на карту, можно заметить, что в радиусе 500 километров от границ края расположены не только российские регионы, но и Европа, и Азия, и Средний Восток. Недалеко от нас есть два моря. Мы находимся на уникальной территории. Это колоссальный рынок для инвесторов. Поэтому государству важно грамотно распорядиться этими уникальными географическими возможностями и направить свое внимание на развитие инфраструктуры.
Успех региона в инвестиционном плане во многом зависит от того, как мы будем преподносить инвесторам свою территорию. А для этого самим жителям края следует с соответствующим уважением относиться к своей земле и гордиться своим местоположением, родным Ставропольем.
И как же нам нужно себя преподносить?
– Мы разработали стратегическую программу инвестиционного развития. Учитывая активную конкуренцию регионов за инвестиции, было бы недальновидно раскрывать все пункты нашей стратегии, но основана она на следующем…
Инвестиционный процесс принято делить на три стадии: продвижение региона, привлечение инвесторов и сопровождение проектов.
Если брать первый этап, то в Ставропольском крае есть множество уникальных производств, лидеров российского и мирового рынка, которые производят не имеющих внутри страны, а часто и за рубежом, аналогов. Это такие компании, как "Монокристалл", "Ставролен", "Арнест", Невинномысский Азот" и другие. Они могут образовывать вокруг себя целый кластер, так как их продукция используется в качестве компонентов на других смежных производствах. Здесь наша задача – продвигать промышленный и инвестиционный потенциал Ставрополья, представляя эти истории успеха, искать компании, которые могут сформировать дополнительные звенья таких кластеров в цепочке добавленной стоимости.
Рынок Юга России – это такая вишенка на торте, сегодня он не настолько конкурентен, во многих сферах есть свободные ниши. Дальновидные компании, особенно иностранные, которые уже вошли в регионы центральной части России, регионы Приволжья и Урала, где сформирован достаточно большой рынок и активный спрос, сейчас доросли до определенных масштабов и готовы развиваться, завоевывая новые рынки сбыта внутри нашей страны. И здесь Юг России выглядит очень привлекательным для них.
Важно, чтобы сейчас Ставропольский край предложил таким компаниям поддержку и показал, что, вложив сюда инвестиции, они получат доступ к множеству рынков, которые находятся в радиусе 500 километров от наших границ.
На Юге есть Краснодарский край, который получает огромное количество внимания на федеральном уровне, как с ним конкурировать?
– Внимание на федеральном уровне зависит и от нас в том числе, и в этом плане я уже вижу положительные сдвиги. От Минпромторга России и от других федеральных ведомств мы неоднократно слышим, что значительно возросла активность Ставропольского края, регион активно участвует в федеральных программах.
Но инвестору не настолько важно, сколько субсидий ты привлекаешь из федерального бюджета, важен инвестиционный климат в регионе, оперативность решения возникающих вопросов и прохождения обязательных процедур – и тут тоже наша прямая работа, моя в том числе.
Конечно, Краснодарский край, Ростовская область – сильные конкуренты, но внимания инвесторов на юге хватит на всех. Среди наших преимуществ, во-первых, инфраструктура, во-вторых, доступные энергомощности, в-третьих, множество потенциальных поставщиков и развитый рынок и, в-четвертых, кадровый потенциал. В Ставрополе находится один из десяти российских федеральных вузов, СКФУ, и качество местных кадров отмечают многие наши промышленники. Вместе с тем, нам есть куда расти, и многое еще предстоит сделать.
Энергомощности – это, конечно, министерство энергетики, промышленности и связи, но инфраструктурой заведует больше Минэкономразвития, кадрами – краевое и федеральное министерства образования, кто из ведомств должен быть флагманом инвестиционного развития?
– Флагман у нас один – это губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Он определяет, в каком направлении мы движемся, и соответственно, под его началом работают все ведомства, складывается единая политика и решаются важные стратегические задачи.
В этой политике развитие промышленности имеет приоритет, как один из ключевых факторов развития экономики и социальной сферы. Исходя из этого, все ведомства должны вкладывать силы в инвестиционное развитие региона.
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Что и как продавать на маркетплейсах в 2024–2025 годах. Репортаж с бизнес-завтрака Альфа-Банка в Краснодаре Экономика |
Краснодарцев приглашают послушать поэзию Ахматовой
В Краснодаре в кино показывают триллер «Конклав» про Ватикан
В Краснодаре состоится лекция о Гражданской войне в России
В Краснодаре покажут спектакль по мотивам басен Крылова
В Краснодарском крае ввели штраф за парковку автомобилей на клумбах и газонах