Ярослава Гуляева

Что производят из нефти на Кубани и когда на заправках появится местный бензин?

© Фото пресс-службы Ильского НПЗ

Юга.ру узнали, что происходит с нефтью, прежде чем готовые нефтепродукты попадут к потребителям

Юга.ру посетили Ильский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) и узнали, куда ведут трубопроводы и когда на заправках Краснодарского края появится местный бензин.

Ильский НПЗ принимает и хранит нефть, перерабатывает ее и отгружает для вторичной переработки готовые нефтепродукты: бензин газовый стабильный, мазут, дистиллят газового конденсата, низкозастывающее топливо. Завод работает круглосуточно, производственная мощность — 6,6 млн тонн нефти в год.

Предприятие расположено в 45 км от Краснодара, дорога из центра города заняла всего 40 минут. Попасть на территорию можно только с пропуском, а выходить на объекты — после инструктажа по технике безопасности. Заместитель технического директора по промышленной безопасности, охране труда и охране окружающей среды Виталий Осипов рассказал о правилах для работников и посетителей Ильского НПЗ. Например, одежда должна быть застегнута на все пуговицы, чтобы на ней не осталось развевающихся частей, которые могут захватить движущиеся механизмы. К оборудованию запрещено прислоняться, как и взаимодействовать с ним, если это не входит в обязанности работника. Для нас построили максимально безопасный маршрут, но каску все равно попросили надеть — это обязательное требование.

Первая остановка — приемо-сдаточный пункт, с которого начинается путь нефти по заводу.

Приемо-сдаточный пункт © Фото пресс-службы Ильского НПЗ

Основная часть сырья — от 5,5 млн тонн ежегодно и 700 тонн каждый час — поступает по трубопроводам из разных регионов России. Это удобнее, экологичнее и выгоднее, чем автомобильный или железнодорожный транспорт, потому что сокращает выбросы и исключает испарения легких фракций нефти, неизбежные при сливе из цистерн. А еще нефтепроводы обеспечивают стабильный приток сырья, так как доставка не зависит от погодных условий и человеческого фактора.

Трубопровод проходит через установки приемо-сдаточного пункта, где автоматически измеряется количество поступающей нефти и проверяется ее качество. Принцип такой же, как у счетчиков воды в квартирах, но важных показателей больше. Это и плотность, и фракционный состав, и вязкость. Прием нефти контролируют операторы в здании рядом с пунктом. На их мониторах — основные технологические параметры и схема приема, которая обновляется в реальном времени. Если что-то пойдет не так, операторы внесут корректировки в процесс.

После приема нефть отправляется по трубам в сырьевые резервуары, чтобы отстояться. Всего на Ильском НПЗ 53 резервуара в семи резервуарных парках, их общая вместимость — 271 тыс. куб. метров. Примерно столько поместилось бы в 1,6 млн ванн.

Резервуары © Фото пресс-службы Ильского НПЗ

Из резервуаров углеводородное сырье направляют на первичную переработку. Мощность 6,6 млн тонн нефти в год обеспечивают шесть установок. Самая маленькая, АТ-1, производит до 120 тыс. тонн нефтепродуктов в год, а самые большие — АТ-5 и ЭЛОУ АТ-6 — до 1,8 и 3,6 млн тонн соответственно.

Перед первичной переработкой нефть очищают от воды и солей. Затем постепенно нагревают ее с 15°C до 350°C. Чтобы запустить печь, используют природный газ, а потом переключаются на углеводородный газ собственной выработки — тот, что выделяется в процессе разделения нефти. Поэтому его не приходится сжигать ни в газовых факелах, ни в трубе (над ней даже нет дыма). В случае аварии газ отведут в широкую колонну термоокислителя и сожгут внутри без выбросов в атмосферу.

В самой высокой металлической колонне горячую нефть делят на компоненты в процессе ректификации. В верхней части колонны отбираются легкие газовые и бензиновые фракции, из средней части отводят дизельные фракции, а снизу остается мазут. Сотрудник завода сравнил этот этап производства с огромным и технологичным самогонным аппаратом.

Установка ЭЛОУ АТ-6 © Фото Ярославы Гуляевой, Юга.ру
Термоокислитель на установке ЭЛОУ АТ-6 © Фото Ярославы Гуляевой, Юга.ру
Установка ЭЛОУ АТ-6 © Фото Ярославы Гуляевой, Юга.ру

Готовые продукты снова попадают в резервуарный парк, а после проверки качества и паспортизации партии нефтепродукта — на авто- или ж/д эстакаду, по которой отгружают основные объемы. Она обслуживает 60 вагонов-цистерн одновременно. Налив проводят закрытым способом, чтобы пары углеводорода не попадали в атмосферу.

Штат цеха по сливу и наливу нефтепродуктов самый большой на заводе — 130 человек. Их график зависит от плана по разгрузке и загрузке вагонов, но ж/д эстакада работает круглосуточно и без выходных. Объект оснащен автоматическими системами. Например, при аварийной утечке нефтепродуктов работы на эстакаде остановятся в автономном режиме, при возгорании активируется система пожаротушения.

На каждой установке есть операторная. Оттуда сотрудники контролируют весь процесс переработки, загрузку установок, следят за показаниями приборов.

За всей производственной линией наблюдают еще и в диспетчерской. На большие мониторы выводят всю схему завода в реальном времени: насколько заполнены резервуары, как перемещается сырье и продукция между резервуарными парками, сколько переработано нефти. Отсюда диспетчеры координируют все подразделения.

Еще одна важная служба — лаборатория. Там изучают пробы сырья и оформляют паспорта качества нефтепродуктов. За день сотрудники проводят около 600 испытаний на массовую долю серы, механические примеси, вязкость и другие качественные характеристики. Пока мы рассматривали оборудование, в лабораторию зашел водитель с корзиной проб, в ней по небольшим стеклянным бутылкам разлиты нефтепродукты разного цвета.

Технологический цех — все операторы завода © Фото пресс-службы Ильского НПЗ
Сотрудник лаборатории на ж/д эстакаде © Фото пресс-службы Ильского НПЗ
Лаборатория © Фото пресс-службы Ильского НПЗ

Экология

Сточные воды проходят многоступенчатую очистку, после которой попадают в искусственный пруд на территории предприятия. Он настолько чистый, что там обитают рыба и мелкие земноводные. Живые микроорганизмы в водоеме доочищают стоки, прежде чем их сбрасывают в местную реку.

Кроме того, на границе санитарно-защитной зоны и вблизи оборудования регулярно мониторят воздух.

Когда на Кубани начнут производить бензин?

Главный инженер Ильского НПЗ Валерий Манченко рассказал, что на заводе с 2018 года реализуют программу модернизации. В рамках первого этапа запустили ЭЛОУ АТ-6. К 2024 году завод планирует построить комплекс по производству автобензинов и ароматических углеводородов мощностью 1,52 млн тонн в год. Сейчас в Краснодарском крае нет такого производителя, поэтому топливо для автомобилей ввозят из других регионов.

«После открытия комплекса Ильский НПЗ сможет обеспечить регион автомобильными бензинами АИ-92 и АИ-95 высокого класса Евро-5, продуктами нефтехимии, сжиженным газом, а после 2026 года — еще и дизелем. Для обслуживания установки и других объектов модернизации создадут около тысячи рабочих мест», — добавил Манченко.

Версия страницы для ПК

Свежие статьи

«Галочка, беру?» Цветные ценники, редкие находки и очереди в примерочные — обзор краснодарских секонд-хендов Общество |

Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |

Штурм парламента и отставка президента. Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии Общество |

Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |

Что и как продавать на маркетплейсах в 2024–2025 годах. Репортаж с бизнес-завтрака Альфа-Банка в Краснодаре Экономика |

Все статьи

Главные новости

В Краснодаре состоится лекция о Гражданской войне в России

В Краснодаре покажут спектакль по мотивам басен Крылова

В Краснодарском крае ввели штраф за парковку автомобилей на клумбах и газонах

В Краснодаре утвердили «Этический кодекс» горожанина

Жители Краснодара смогут увидеть в небе стыковку космического корабля

В Краснодаре кофеен в два раза больше, чем в Ростове-на-Дону

Лента новостей