Или тяжелая копейка, это уж кому как повезет.
На заработки некоторые кубанские студенты отправляются в места отдаленные и даже экзотические - например, на Соловецкие острова. Еще на БАМ: Дмитрий Цветков, Николай Черницын и Дмитрий Иванник (на фото) недавно отбыли в Иркутскую область, чтобы поработать в составе Всероссийского студенческого строительного отряда "БАМ - 2004". Но большинство наших земляков не уезжают так далеко, предпочитая таежной романтике заработки под южным солнцем. К середине июня на сезонных работах были заняты более 6 000 студентов вузов Краснодарского края. В это число включены только участники организованных студенческих отрядов, не считая тех, кто трудоустраивается самостоятельно. К сожалению, ни те, ни другие не застрахованы от опасности встретиться с недобросовестным работодателем.
До недавнего времени рынок труда на сезонных работах складывался стихийно, стройотряды советских времен, летние лагеря труда и отдыха канули в лету вместе с социалистической экономикой. Сегодня все это снова востребовано, уже при участии комитетов по делам молодежи и кадровых агентств. В крае работу по трудоустройству молодежи уже несколько лет координирует молодежная биржа труда.
Руководитель биржи Виктор Абросимов рассказал, что сезон летнего трудоустройства открывается еще в апреле - уже в это время на побережье начинается ремонт баз отдыха, нужны штукатуры, плотники, электрики, сантехники. Затем заезжают отдыхающие - значит, поступают заявки на поваров, кухонных рабочих, спасателей, вожатых, медработников и всевозможных массовиков-затейников. Уже в мае первые студенческие трудовые отряды отбывают на побережье.
В этом году администрацией края принято постановление о поддержке студенческого трудового движения, которое рекомендует вузам корректировать учебные планы в соответствии с планами трудоустройства. Совет ректоров Краснодарского края и Адыгеи эту идею поддержал. Если студент успешно освоил курс, он обращается в деканат с заявлением, что для него есть работа по направлению биржи труда. Ему разрешается свободное посещение и свободная сдача сессии.
Однако студенческим отрядам на побережье не всегда рады, конкуренция за рабочие места в сезон очень высока. На черноморские курорты стремятся, например, небогатые мамы из всей России, у которых есть единственный шанс оздоровить свое чадо на море - это отработать сезон на базе отдыха бесплатно, за койку и стол.
Когда представитель педагогического отряда или просто студент-одиночка обращается к директору базы отдыха или детского лагеря, при разговоре о зарплате тот зачастую впадает в недоумение - за что платить, вы же здесь отдыхаете? Если оплата все же предусматривается, то в договоре может быть хитро обойден вопрос вычетов. Обещали, допустим, зарплату вожатого 4 тысячи рублей, а на руки выдают полторы, остальное высчитали за проживание и питание. Еще минус стоимость полотенец, книжек и мячиков, которые детишки неизбежно теряют.
А некоторые руководители вообще пытаются "кинуть" сезонных работников. Виктор Абросимов упомянул о нескольких случаях, когда по итогам сезона на молодежную биржу труда обращались представители педотрядов - поток закончился, вожатые взяли билеты, а директор развел руками - денег нет. Уехали, не получив расчет, ждали-ждали денег, а потом начали жаловаться. Правда, среди обратившихся с жалобами на работодателей не было учащихся и студентов из Краснодарского края - возможно, недобросовестные руководители не хотят связываться с теми, кому не надо долго ехать за деньгами.
Не меньше проблем и у тех, кто пытается заработать на уборке урожая. В последние годы в крае активно возрождаются лагеря труда и отдыха, где работают и студенты, и школьники, и учащиеся профтехучилищ или техникумов. В прошлом году в ЛТО даже был установлен рекорд Южного федерального округа по сбору яблок - ученик училища собрал 2 тонны за смену. Но руководители сельхозпредприятий тоже не очень любят раскошеливаться, если речь идет о сезонных рабочих.
Представитель комитета по делам молодежи Белгородской области Андрей Шоков, приехавший недавно на ярмарку молодежных вакансий в Анапу, рассказал, что во многих случаях работодатель даже не хочет оговаривать условия оплаты. Например, в молодежном лагере под Дагомысом, где студенты занимаются уборкой фундука, при заключении договора было сказано: мы не знаем, сколько орехов вырастет, сколько они будут стоить, поэтому все будет решаться в конце лета. Вы работайте, а мы посмотрим. В одном из хозяйств Калининского района предложили условия - проживание в бараке, двухъярусные нары, оплата 180 рублей в день минус 50 за питание, норма - 40 килограмм крошечных огурчиков за смену. Дорога за свой счет, из программы отдыха - один выезд на Азовское море. Имеет ли смысл ехать за таким счастьем из Белгорода?
Проблема "свои или чужие" в сезонном трудоустройстве одна из самых острых. Речь идет даже не о мигрантах-нелегалах, которые готовы работать за копейки. Большинство здравниц на побережье принадлежит собственникам из других регионов. В последнее время и сельхозпредприятия Кубани активно меняют хозяев. Когда возникает вопрос - кому дать возможность заработать и отдохнуть, предпочтение отдается молодежи из своего региона.
Впрочем, так происходит не всегда. Многие руководители колхозов предпочитают иметь дело с местными учебными заведениями - с ними проще договориться о натуральной оплате. Всем выгодно - колхоз реализует продукцию, училище списывает деньги на удешевление питания. Невыгодно только учащимся, зарплата которых растворяется где-то в дебрях бухгалтерских расчетов, а отыскать "улучшение питания" в столовской тарелке не представляется возможным.
Производительность труда в этом случае стремится к нулю, и основной деятельностью в лагере труда и отдыха становится, естественно, всеобъемлющий отдых. Но и против этого хитрые директора нашли противоядие. От учебных заведений требуют предоплату за проживание и питание: оплатите, а потом можете хоть целый день на солнышке лежать. И тут уже администрация школы и училища должна ломать голову, как вернуть затраченные деньги и заставить своих подопечных работать.
Такие вот сложности ожидают тех, кто хочет летом что-нибудь заработать и тех, кому работники нужны на сезон. Казалось бы, проще всего все противоречия уладить цивилизованно - платить достойную зарплату и навести порядок в организации труда. Только это сейчас мало у кого получается.