Сожжены шпаргалки, забыты пятаки «на счастье», и школьные учебники годятся теперь, разве что, на память. Школьные экзамены позади, в том числе эксперимент по ЕГЭ – новинка последних двух сезонов, кошмарный сон выпускников, родителей и учителей. Разбор полетов по единому государственному экзамену еще предстоит, и общего настроя всех причастных к новшеству нет – одни считают, что совершен революционный прорыв в системе образования, другие говорят только: дело ясное, что дело темное.
Директор чего?
Директор краснодарской гимназии № 23 Марият Ачмиз идею ЕГЭ поддерживает и на это же настраивает своих выпускников. В прошлом году сдавать единый экзамен решили 15 человек из 125 выпускников. Экзамен был трудным, но сдали все, и сдали прекрасно, семерым итоги ЕГЭ пригодились на вступительных экзаменах, хотя по два предмета пришлось сдавать дополнительно. В этом году к ЕГЭ начали привыкать, и добровольцев, желающих сдать единый экзамен, в гимназии стало намного больше. Однако полной ясности в процессе проведения ЕГЭ все равно не было. «Временами я не могла понять, чем я руковожу и где директорствую, - делится впечатлениями Марият Хаджибиевна. – Всех перетасовали, смешали, перепутали. Моих выпускников отправили в одну школу, учителей – принимать экзамены – в другую, а мне нужно было разорваться, чтобы держать наших детей под контролем и еще встретить тех, кто приехал сдавать ЕГЭ в помещение нашей гимназии, разместить, обеспечить безопасность и решить еще тысячу проблем. Нам говорят – территориальной отдаленностью от заинтересованной школы и вуза достигается объективность в оценке знаний. Я всей душой за объективность, но не могу не отметить, что система получилась громоздкой. Действительно, она надежна, знания выпускников оцениваются полно и разносторонне, но портят картину, как всегда, детали».
Когда мы едины
Этой весной среди учителей ходил анекдот (а может, чистая правда?) о том, как новый министр образования России Андрей Фурсенко во время телевизионного эфира не смог объяснить, в чем смысл единого экзамена. Единый – значит, одинаковый по всей стране – так министр понял суть новшества. Российские выпускники, их родители и учителя в отличие от министра успели усвоить, что единый экзамен к тому же – выпускной и он же вступительный в институт. Ректор Кубанской медицинской академии Борис Ермошенко, сторонник ЕГЭ, вполне доволен студентами, которые в прошлом году поступили в академию с сертификатами единого экзамена. В прошлом году для них предназначалась половина бюджетных мест в этом вузе. Нынешний бюджетный набор – стопроцентно «егэшный». Ректор убежден, что будущее нашего образования – за единым экзаменом, а нынешние трудности – просто болезни роста. Однако, поступать нужно прямо сейчас. Для кубанских абитуриентов, решивших штурмовать московские институты, итоги ЕГЭ остаются системой уравнений, в которой неизвестных больше числа уравнений. Примет ли Москва наши сертификаты или сочтет их завышенными? Хватит ли мест в общежитиях? Не будут ли престижные московские вузы искать способы уклониться от приема провинциалов?
Лабораторная работа по борьбе с коррупцией
В этом году Краснодарский край участвует в эксперименте по сдаче единого государственного экзамена в числе 64 регионов России. Начало эксперимента в 2003 году проходило не без осложнений: в некоторых школах родители писали протесты во все инстанции, оспаривая решение ввести экспериментальный экзамен без их согласия. Доказать свою правоту тогда не удалось, но и сейчас многие учителя и родители возмущаются – а почему нас не спросили? Почему не была проведена общественная экспертиза проекта ЕГЭ, почему он не обсуждался и не корректировался на собраниях родителей и педагогических коллективов, почему не было широкой дискуссии в СМИ? Многие учителя уверены, что тестирование вообще не свойственно российскому образованию и менталитету, что субъективный фактор на экзамене должен присутствовать – только в общении лицом к лицу экзаменатор может оценить уровень подготовки выпускника. «Очень обидно, что нам не доверяют и пытаются заменить педагога компьютером, - рассказывает учительница одной из краснодарских школ. - Что плохого, если я подойду к ученику, если вижу, что он растерялся? Почему обязательно надо подозревать учителя в коррупции?»
Мнение «свыше»
О радостях и печалях ЕГЭ мы решили поговорить с человеком, который знает о едином экзамене все. Или почти все. Михаил Астапов, исполняющий обязанности руководителя департамента образования и науки Краснодарского края, в начале проведения эксперимента по ЕГЭ возглавлял региональный центр обработки информации и лично отвечал за проведение экзамена в крае. Итак, комментарий от первого лица:
«При всех сложностях и проблемах введение ЕГЭ – настоящий прорыв, революция в итоговой аттестации и вступительных экзаменах. Все сомнения по поводу единого экзамена вполне понятны и имеют право на существование. Выскажу свое мнение: если мы хотим объективности в оценке знаний – ЕГЭ необходим. Если объективность не обязательна – в силу разных причин – тогда ЕГЭ отвергается. Я не уверен, что в России судьба ЕГЭ будет безоблачной. Но то, что это прогрессивно – несомненно.
Когда мне говорят о личном общении выпускника и экзаменатора – я всегда сомневаюсь в добросовестности этих слов. И дело не в том, что мы не доверяем учителям. Мы должны разорвать цепочку – тот, кто учит, сам себя и оценивает. Он не может быть объективным. Вообще учителя – это зачастую наиболее непримиримые противники ЕГЭ. Не все заинтересованы в объективной оценке знаний учеников. Многие родители против ЕГЭ по той же причине. Они уже решили обеспечить поступление ребенка в ВУЗ каким-то обходным путем. А эта система ломается.
Что касается «перетасовки» школ, учителей и учеников во время ЕГЭ. Опасения учителей понятны. Переезд детей, особенно в сельской местности, их безопасность – все это нужно обеспечить, и это сложно. Но другого пути нет. Постепенно мы привыкнем к новым требованиям. Менее всего взволнованы сами выпускники, у них уже есть опыт пробных экзаменов. Дети говорят: нам никто не помогает, но никто и не мешает, можно показать все, что знаешь. Списать невозможно, не верьте, если вам такое рассказывают. Вариантов огромное количество, утечка информации исключена. Я заявляю ответственно – ни одного случая использования готовых ответов в крае не было. Шпаргалки, может быть, пытались проносить, но там – только формулы, которыми еще надо суметь воспользоваться. Вообще нельзя не признать, что созданная система аттестации очень надежная, хотя и громоздкая. Задания, например, доставляют в сопровождении сотрудников милиции. Это – дополнительные сложности, но и гарантия сохранности всех документов.
Когда говорят об общественном мнении, о широкой дискуссии и экспертизе, об эксперименте и добровольности, я всегда спрашиваю – а почему вы раньше не протестовали, например, против обязательного сочинения или математики? В прежние времена, когда можно было написать на два, а получить три, вопросов никто не задавал. Как только стало понятно, что оценивать будут объективно, народ всполошился. Что касается дискуссии в СМИ – в прошлом году противников ЕГЭ в крае было гораздо больше, чем сейчас. На Кубани к ЕГЭ настроены более лояльно, чем в России. Это может быть связано с особой позицией московских вузов. Но и они перестают противиться единому экзамену. У них, как и везде, своя шкала оценки баллов в зависимости от конкурса, но я бы не стал говорить о том, что они предвзято относятся к провинциалам. Кстати, и у нас в крае среди «рекордсменов» ЕГЭ есть ребята из небольших городов и станиц, в прошлом году они без проблем поступили в московские вузы.
Некоторые родители, наслушавшись разного про ЕГЭ, срочно забрали детей в техникумы, колледжи или даже перевели на домашнее обучение. Это их право. Но при поступлении в институт ЕГЭ обойти все равно невозможно. Даже если абитуриент окончил школу несколько лет назад, без итогов ЕГЭ его не примут. Нужно обратиться в приемную комиссию вуза, и там объяснят, где и как сдать экзамен».
Глас народа
Денис согласился рассказать о своих впечатлениях по ЕГЭ на условиях полной анонимности: экзамен сдан, но аттестата пока нет, поэтому мало ли что. К обязательному ЕГЭ по математике готовился добросовестно, в школе много раз решал пробные задания. И все равно экзамен застал врасплох: и тесты показались не такими, как на уроках, и все варианты ответа почему-то были на одно лицо – попробуй, выбери правильный. «Дело не в том, что я растерялся в незнакомой обстановке,– объясняет Денис,– любой выпускник настраивает себя на то, что вступительные экзамены придется сдавать незнакомым людям. Сами задания оказались сложными, хотя учителя предупреждали, что такое может быть: в школе проходили тему одной строкой, а тут она в полном объеме. Многие одноклассники погорели именно на сложных заданиях – начали с них, застряли, а потом на остальное не хватило времени. Хорошо хоть двойки в этом году не ставят. Но самое смешное: кое-кто из привыкших списывать, сумел списать и во время ЕГЭ. Кто-то договорился, что ему решат одноклассники, а кому-то диктовали ответы по сотовому телефону, причем прямо в классе».
Не получилось создать одинаковые условия для экзаменуемых. Виной тому человеческий фактор – везде есть люди, свои и чужие, с их пониманием чести и уровня необходимой строгости. В одних школах учитель мог выгнать с экзамена за поворот головы в сторону соседа, в других – помочь ответить на сложные вопросы. Рассказывают, что выпускникам лицея при одном краснодарском ВУЗе, учителя открыто помогали сдавать ЕГЭ по химии, чтобы повысить в глазах общественности значимость спецподготовки своего учебного заведения. Однако, и в таком единстве учителей и учеников на «едином», пятерок в результате оказалось не слишком много – около 20 процентов.
На примере оценок наугад взятого выпускника, можно судить об уровне подготовки школьников на Кубани – он не производит впечатления слишком высокого. Так, на ЕГЭ по Биологии он набрал 66 баллов (из 100) и получил рейтинг 91 процент. Это означает, что всего 1 ученик из 10 осилил более, чем две трети сложности экзаменационного задания. Аналогично, по Русскому языку – его 64 балла соответствуют рейтингу 86 процентов, а по Химии – 75 баллов дают рейтинг 93% – значит, лишь семеро из ста смогли ответить правильно на три четверти вопросов и больше (по сложности, а не по количеству). И это с учетом того, что они выбрали Биологию (Русский, Химию…) в качестве предметов, которые знают лучше других. Ну что ж, значит так и есть в действительности, и в ВУЗы по результатам ЕГЭ справедливо пройдут лучшие в сдаче тестов ЕГЭ, а не просто богатые. Последние пойдут учиться на коммерческие отделения, поддержат слабые ВУЗовские бюджеты – уже польза.
Без дырки нет и бублика
Там, где появляется что-то новое и непонятное, где нагнетаются страсти, и растет людское волнение, всегда возникают они – лохотронщики. Если в пору школьных экзаменов вы выглядели как задерганный, замученный учебой выпускник, к вам возле школы или в кинотеатре мог подойти человек шпионской наружности, по виду – отягощенный знанием государственной тайны, готовый ее недорого продать ввиду сложных жизненных обстоятельств. Он нарочито маскировался бы под прохожего, хотя все в нем выдавало, без сомнения, человека необычного. Он предложил бы вам, дрожащему от волнения выпускнику, ответы на вопросы ЕГЭ по Математике и любым другим предметам, а, получив деньги, исчез бы в никуда. Надо ли говорить, что вы купили бы дырку от бублика?
Среди школьников быстро распространились сведения о новых «очень полезных сайтах». На страницах подобного сайта обычно сообщалось о том, что его автор, в составе группы, например, из шести специалистов, как раз и занимался составлением вопросов ЕГЭ для всей страны, и если вы перечислите на указанный счет 500 рублей, то станете седьмым человеком в стране, которому известны правильные ответы. Не ищите их более в безбрежной Сети – ни тех сайтов, ни денег, которые им перечислили, уже нет и в помине.
Вместо эпилога
Так все-таки, экзамен – это праздник, не всегда праздник, или вовсе не праздник? Особенно – единый государственный в порядке эксперимента. Каким он все-таки будет у нас? Через два года станет ясно: с 2006 года ЕГЭ войдет в «штатный режим». К тому времени учителя привыкнут к бланкам тестов, ученики перестанут бояться экзаменационной машины, а министр образования выучит задачу ЕГЭ наизусть. Возможен и другой вариант: эту идею отвергнут, и будет предложена совершенно новая концепция экзаменов. Ясно одно – к прежней системе оценки знаний мы уже не вернемся.