Улыбались пилоты НАТО широко и снисходительно, когда слушали русского инструктора: "Подождите, пока катер наберет скорость. Вам будет трудно. Когда станет совсем трудно, отстегивайтесь!".
Упражнение "протаскивание" гости решили выполнить вместе с нашими курсантами, так как данный элемент подготовки пилотов один из многих, изобретенных и используемых только в России. Имитируется ситуация, когда летчик, приводняясь, не успевает вовремя отстегнуть парашют, и его ветром тащит за куполом. В этом положении главное – не захлебнуться, суметь спасти дыхание от потоков воды и освободить себя от опасного буксира. Звучит понятно, на деле же оказывается просто невыполнимо.
Леонид Пустовалов, начальник специального центра подготовки летного состава ВВС РФ объясняет:
- Самое главное, это отличие в подготовки наших летчиков и иностранцев. У нас есть такие программы, которые они не проходят.
Один за одним, четверо иностранцев освобождаются от тяги буквально после двух-трех секунд движения по воде. Лишь у одного пилота получается продержаться более десяти секунд, и то, как выясняется потом, по прозаической причине – он просто не сумел раскрыть карабин. Выходя из воды, гости восхищенно говорят "That’s great!", "Cool!" и по-русски: "Хорошо!". На лицах уже совсем другие улыбки.
Представители НАТО впервые посещают Специальный центр подготовки летного состава ВВС России. Таких в России существует всего пять. Задача делегации – оценить уровень организации тренировок, виды упражнений и их сложность. В программе первого дня прыжки с вертолета, дрейф на надувном плоту и подъем пилотов из воды вертолетом и катером. Пилоты НАТО внимательно наблюдают за действиями наших пилотов и обсуждают увиденное.
-Очень хорошая организация, – говорит подполковник ВВС НАТО Рэй Добсон. – Студенты действительно учатся выживать. Может быть, я когда-нибудь тоже решусь так прыгнуть.
Шторм не помеха. Наоборот, условия, наиболее приближенные к возможным реальным, хоть и привносят сложности, но идут на пользу курсантам. Устоять на ногах на линии прибоя невозможно, поэтому после двух трех попыток ботинки полны песка, глаза – воды, шлемы – мелких ракушек.
После просмотра нескольких упражнений высокомерной снисходительности у гостей явно поубавилось, появился интерес к происходящему. Каким образом распаковывается надувной плот, как подается сигнал, сколько пилот может так дрейфовать в ожидании помощи.
Отдельным днем в программе подготовки приземление в горно-лесистой местности. Отрабатывается сразу несколько задач: освобождение от купола, запутавшегося в ветвях деревьев, марш-бросок в десять километров, разбивка лагеря, выход на связь, создание опознавательной разметки для вертолета поддержки и эвакуация. Гости, не желая ударить лицом в грязь, решили идти на место проведения тренировок вместе со всеми – пешком, вероятно, чтобы показать, что они тоже выносливы и смелы.
Только один этап подготовки пилотов решили не показывать – боевую подготовку. НАТО, хоть пока и не противник, но далеко не союзник России. На вопрос чеха, обращенный к молодому бойцу: "На чем летаешь?" курсант, лучезарно улыбаясь, ответил "Изделие 49". И, тем не менее, в рамках заданных высокими командирами свобод, наши стараются общаться как можно более открыто и дружелюбно. Еще бы! Если представители Северо-Атлантического Альянса дадут высокую оценку увиденному, то возможно в скором времени центры подготовки пилотов НАТО и России начнут регулярный обмен курсантами. В будущем, не исключено и подписание документа об оказании помощи пилотам, в случае падения самолетов. Подобные соглашения уже существуют и действуют в отношении терпящих крушение подводных лодок.
И, тем не менее, взаимодействие военных специалистов армий потенциально противоположных лагерей, пожалуй, не являются пока признаками интеграции государств. На данный момент это еще попытки померятся силами, хотя бы на таком вот, учебном уровне. Именно поэтому бесшабашные лица наших парней, радующихся шторму, у американцев и чехов в памяти останутся надолго.