Пять лет на страже границы: уроки и выводы

1 июля 2003 года исполняется ровно 5 лет с того момента, как пограничники-северокавказцы приступили к охране морских биологических ресурсов на трех морях юга России. Накануне этой даты своими взглядами на данную проблематику поделился заместитель начальника Морской охраны Северо-Кавказского регионального управления Пограничной службы РФ капитан 1 ранга Александр Летов.

Общеизвестно, что сохранение и приумножение водных биоресурсов - это и сбережение богатств животного мира страны, и обеспечение продовольственной и экологической безопасности страны. Откровенная ориентация на интенсивное использование природных ресурсов, как для пополнения бюджета, так и в интересах теневой экономики, становиться реальной угрозой национальной безопасности.

Эти негативные процессы характерны и для Юга России. Объектами непродуманного, порой откровенно хищнического использования природных ресурсов стало и уникальное рыбное стадо Азово-Каспийского бассейна. Данные моря являются одними из важнейших рыбохозяйственных водоемов России, представляющие вместе с прилегающими прибрежными участками и водосборной площадью целостную геоэкосистему, по обилию и разнообразию биоресурсов, в том числе ценных пород рыб, не имеет себе равных в мире.

Выполняя Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 950 " О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 года № 90 " О реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 950 " с июля 1998 года СКРУ ПС РФ в кратчайшие сроки организовало соответствующие структуры и охрану морских биоресурсов Азовского, Черного и Каспийского морей.

Передача ФПС РФ функций охраны морских биологических ресурсов внесло разлад в налаженный механизм обогащения за счет хищнеческого истребления запасов морских биоресурсов на Каспийском и Азовском бассейне, вызвало отчаянное противостояние со стороны как отдельных властных структур, так криминальных структур в целом. Деятельность подразделений СКРУ проходила и проходит в сложной политической, экономической и оперативной обстановке, сложившейся в Северо-Кавказском регионе. Если вспомнить обстановку в 1998-99 годах на Каспийском и Азовском морях, то она прежде всего характеризовалась, таким варварским видом браконьерской деятельности, как траление донными тралами с использованием крупных, средних и малотоннажных промысловых судов, которые под чистую "выгребали" все подряд и являлись одним из основных факторов резкого уменьшения запасов морских биоресурсов (в частности осетрового стада). Слабо был организован государственный контроль за ведением морского промысла, освоением выделенных квот, активно развивалось браконьерство с использованием малых быстроходных плавсредств. Запасы морских биоресурсов в Каспийском и Азовском морях постоянно  снижались.  По данным мониторинговых наблюдений, это также было обусловлено сокращением эффективности естественного воспроизводства, снижением объемов искусственного воспроизводства, высокой интенсивностью промысла, ухудшением условий обитания вследствие загрязнения морей. Например, за период 1990-2000 г.г. вылов осетровых в Азовском море снизился в 10 раз, количество особей сократилось с 15 млн. (в 1995 г.) до 4 млн. экземпляров (в 2000г.). Объемы легального промысла осетровых в Каспийском море снизились с 28 тыс. тонн до 337 тонн в 2000г. При этом экосистема Каспия, Азова и Черного моря испытывает огромную экологическую нагрузку из-за катастрофического загрязнения моря нефтью и нефтепродуктами, сбросом неочищенных и необеззараженных хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, общим ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в регионах. Например, Азово-Черноморье первым среди российских морей испытывает весь негативный комплекс антропогенного воздействия, включая вселение водных биологических объектов из Атлантики. В навигацию 2001г. через Азово-Донской подходной канал проследовало более 7 тыс. единиц транспортного флота типа "река-море", из них около 2 тыс. единиц это нефтеналивной танкерный флот, экологически наиболее опасный. Перевезено 5.1 млн. тонн нефтепродуктов, что составляет 64% от всего объема перевозок. Такое количество судов отрицательно сказалось на безопасность судоходства. Отмечаются факты столкновения судов. Последнее столкновение привело к загрязнению водной поверхности Таганрогского залива сырой нефтью и серьезным экологическим нарушением.

По мнению командования регионального управления необходимо разработать совместно с представителями Министерства водного транспорта комплекс мероприятий по надлежащему санитарно эпидемиологическому и экологическому контролю судов (в особенности нефтеналивных) на Каспийском и Азово-Черноморском бассейне.

Наша наука в условиях недофинансирования, к сожалению, зависима от рыбодобывающих организаций, которые зачастую укрывают истинные объемы вылова морбиоресурсов во время съемок, а порой прикрываясь научно-исследовательскими рейсами занимаются браконьерством. К примеру отсутствие специализированных научных судов, не позволяет на законных основаниях поставить вопрос о ликвидации донных тралов и траловых установок на рыбодобывающих промысловых судах, используемых наукой. Или Правила спортивного и любительского рыболовства РФ действуют фактически без изменений с 1972 года. В связи с этим и по другим причинам "назрела" необходимость проведения независимой межгосударственной экспертизы состояния рыбных запасов и среды их обитания. По прежнему остается нерешенным вопрос о введении лицензирования для физических лиц местного населения прибрежных районов на лов рыбы в рамках действующего законодательства, тем более, что в связи с возрастанием активности и эффективности рыбоохранных мероприятий ФПС РФ растет и социальная напряженность в прибрежных районах. На сегодняшний день необходимость  рассмотрения  этого  вопроса  признают практически все.  Может стоит в рамках имеющегося положительного опыта других
государств всерьез и комплексно рассмотреть, это как альтернативу только запретительным мерам. В таких условиях, не смотря на трудности в становлении структур СКРУ ПС РФ по охране морских биоресурсов, несовершенства правовой базы, наша служебная деятельность в 1998-2003 годах позволила: вскрыть более 13 тыс. крупных нарушений природоохранного законодательства, взыскать штрафов на общую сумму более 4,5 млн. руб. и за предъявленный ущерб около 40 млн. руб., конфисковать морепродуктов на 12 млн. руб. У нарушителей изъято: 1,1 тыс. тонн морепродуктов (из них: осетровых - 613 тонн, икры осетр. - 3,3 тонны), более 3 тыс. км. рыболовных сетей, более 810 тыс. шт. браконьерских крючьев, свыше 5 тыс. ед. плавсредств и около 5,3 тыс. рульмоторов.

Служебная деятельность по охране морских биоресурсов и организации гос. контроля в этой сфере позволила прекратить на Каспийском и Азовском морях массовое траление донными тралами, организация государственного контроля за промыслом морских биоресурсов и выбором квот позволила оценить истинное положение в этой области и в целом стабилизировать обстановку по сохранению морских биоресурсов. Наши оценки подтверждают выводы доклада "Состояние биоресурсов Волго-Каспия" на юбилейной сессии КаспНИРХ 15-16 января 2003 года, где было сказано, что в связи с активизацией рыбоохранной деятельности и улучшением условий формирования запасов осетровых, как популяции наиболее подверженной браконьерскому промыслу, снижение численности популяций осетровых рыб прекратилось. Более того, в последние два-три года отмечается увеличение численности этих рыб. Об этом свидетельствует то, что возросли: уловы осетровых рыб в исследовательских орудиях лова в море и промысловые уловы речных закидных неводов, увеличился заход этих рыб в водотоки дельты реки Волги. Увеличились пропуск осетровых рыб на нерестилища и концентрация осетровых рыб на нерестилищах. Возросла интенсивность и эффективность нереста этих рыб, увеличилось количество скатывающихся личинок.

Таким образом, то, о чем высказывались многие специалисты на протяжении ряда лет, подтвердилось. Впервые за последние 40 лет весной 2002 г. проведена Комплексная межгосударственная Всекаспийская морская экспедиция по оценке состояния запасов осетровых рыб, включая акваторию у Иранского побережья. В состоянии запасов осетровых в Каспийском море отмечены позитивные изменения. Результаты проведенной экспедиции показывают, что численность осетровых в море (без Ирана) в 2002 г. увеличилась по сравнению с 2001 г.: белуги с 9,4 до 11,6 млн. экз.; осетра - с 24,4 до 33,4 млн. экз.; севрюги - с 14,8 до 15,6 млн. экз. Увеличился процент зрелых рыб, которые реально могут зайти в реки для размножения в 2003 г.: белуги - с 14,8 (2001 г.) до 20,6 % (2002 г.); осетра и севрюги соответственно с 1,2 до 1,8 % и с 2,2 до 10,5 %.

Есть позитивные изменения и в численности взрослых осетровых особей, стабилизируется качественная структура мигрирующих на нерест производителей осетровых. Современное состояние запасов осетровых позволило предварительно оценить общий допустимый улов этих рыб на 2004 год в объеме 1,014 тыс. тонн. Состояние других видов водных биоресурсов в меньшей степени зависит от состояния их охраны (одной из задач ФПС РФ) и в основном связаны с факторами среды обитания и производственной деятельности человека и т.д.

Служебная деятельность подразделений СКРУ ПС РФ в выполнении задач по охране морских биоресурсов с 1998 года постоянно находиться под пристальным вниманием региональных и местных органов власти, различных контролирующих органов, Правительства России. Есть непосредственная резолюция Президента России, утверждающая выводы Счетной палаты РФ (Проводила в 2001-2002 году комплексную проверку ГМИ СКРУ ФПС РФ по их деятельности в охране морских биоресурсов). Вот лишь основные из них: отсутствие четкого разграничения функций между ФПС, Госкомрыболовством И МВД России в сфере государственного контроля за добычей морских биоресурсов наносит серьезный ущерб бюджету России. Администрации субъектов Российской Федерации ЮФO должны оказывать помощь государственным морским инспекциям СКРУ ФПС РФ материальными, финансовыми и др. средствами на охрану морских биоресурсов, однако на деле результат крайне низкий. Территориальные подразделения Госкомрыболовства РФ продолжают осуществлять функции охраны морских биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне России, что противоречит действующему законодательству, Указу президента и постановлениям Правительства России.
Учитывая эти и другие выводы, а также обстановку складывающаюся в ЮФО, Межведомственная комиссия по пограничной политике Совета безопасности Российской Федерации в сентябре 2001 года приняла решение, в котором было определено ФПС РФ, совместно МВД, Госкомрыболовством, ГТК, ФСБ России и аппаратом ППП России в ЮФO с 2002 года охрану морских биоресурсов производить на основе плана совместных действий по охране биоресурсов Азовского, Черного и Каспийского морей и государственному контролю в этой сфере, что и было претворено в жизнь. Создана и действует рабочая группа по координации в сфере охраны водных биоресурсов в ЮФО. Эти меры в 2002-2003 годах позволили в вопросах координации и взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны морских биоресурсов Каспийского, Азовского и Черного морей достичь определенного прогресса. В тоже время, отмечаются факты, когда отдельные органы исполнительной власти (в частности в Краснодарском крае) в вопросах охраны морских биоресурсов по-прежнему не придерживаться законодательной базы РФ, а иногда идут с ней в разрез. Как пример можно привести Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов Краснодарского края от 4 апреля 2003 года, в котором в нарушении действующей нормативной правовой базы России, у ФПС РФ пытаются отобрать поставленную ей  Президентом  России  задачу  по  охране морских  биоресурсов  и  гос.контролю  в этой сфере на акватории Азовского моря и передать эти функции ФГУ "Азчеррыбвод" Госкомрыболовства РФ. О какой эффективной работе и взаимодействии всех структур в вопросах охраны водных биоресурсов тут можно говорить?

Полагаю, что результаты нашей совместной деятельности по охране морских биоресурсов и гос. контроля в этой сфере могли быть во многом более эффективными, если бы были решены некоторые вопросы, а именно: во-первых, министерства и ведомства и их подразделения на местах органы исполнительной власти субъектов РФ должны в полном объеме выполнять Российское законодательство в вопросах охраны морских биоресурсов и гос. контроля в этой сфере.
Во-вторых, промысловая деятельность российских рыбохозяйственных организаций и граждан в Каспийском, Черном и Азовском морях, регулируемая соответствующими правилами рыболовства должна учитывать изменения в нормативно-правовой базе за последние 10 лет, в частности передачу функций охраны морских биологических ресурсов ФПС России, изменений статуса хозяйствующих субъектов, осуществляющих рыбопромысловую деятельность в Каспийском, Черном, Азовском море и других реалий.

В-третьих, необходимо определить порядок вывоза продукции морского рыбного промысла, произведенной российскими судами в акватории Каспийского моря, в порты государств Каспийского бассейна.
Необходимо разработать методику подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства ( она устарела и не соответствует современным требованиям - прим. авт.). К сожалению рыбохозяйственные советы субъектов Российской Федерации при распределении ежегодных квот не учитывают наличие добывающего флота у хозяйствующих субъектов и задолженности по платежам перед ФПС России. Все еще практикуется выдача квот на вылов объектов промысла для научно-исследовательских целей в размерах, сопоставимых с промышленным рыболовством, в том числе на те виды биоресурсов, на вылов которых существуют существенные ограничения или запрет. Пришло время провести государственную экспертизу экосистемы Азовского и Каспийского морей с привлечением субъектов Российской Федерации и представителей сопредельных государств.

Было бы логичным включить в состав Российской делегации и в состав постоянно действующей рабочей группы на Российско- Украинскую Комиссию по вопросам рыболовства в бассейне Азовского моря представителей ЮНЦ РАН. Рассмотреть вопрос о выделении НИИРХ специализированных научно - исследовательских судов для проведения научных работ в бассейне Азовского, Черного и Каспийского морей.

Еще одной мерой в оптимизации данной работы стала бы совместная с научно-исследовательскими организациями Украины разработка долгосрочной комплексной программы совместного использования Азовского моря по вопросам воспроизводства и охраны морских биологических ресурсов и направить ее на утверждение в Правительства России и Украины. И, наконец, разработать совместно с представителями Министерства водного транспорта комплекс мероприятий по надлежащему санитарно - эпидемиологическому и экологическому контролю судов (в особенности нефтеналивных) на Азово-Черноморском и Каспийском бассейне.

Сохранность морских биологических ресурсов Юга России является задачей федерального значения, важной составляющей частью обеспечения безопасности России и она может быть достигнута, только при полном и неукоснительном исполнении Указов Президента, Постановлений Правительства всей законодательной базы РФ, четкой организацией рыбоохраны, максимально полным использованием возможностей территориальных структур, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Состоявшийся накануне в городе Азов Ростовской области межведомственный семинар по фундаментальным и прикладным проблемам изучения и освоения биологических ресурсов Азовского, Черного и Каспийского морей, а также появление на Северном Кавказе Южного научного центра РАН, дает мощный научный и иной импульс для практической реализации задуманного.

Таким образом, комплексный подход, вдумчивая реальная, а не декларируемая работа, отлаженный правовой механизм, понимание ответственности перед нашими потомками позволит выполнить поставленные задачи с пониманием ответственности за обеспечение государственных интересов России. Пограничники готовы и уже ведут эту работу. Результаты говорят сами за себя.