Двадцать седьмого мая 2002 года создателю многочисленных скульптурных произведений, установленных в станице Пластуновской и других городах и населенных пунктах Краснодарского края и России, лауреату краевых и республиканских выставок народного творчества, руководителю и участнику восcтановления заброшенного старинного здания (нынешний "зал торжеств"), ветерану труда и почетному гражданину Динского района Н. А. Малюку исполняется 75 лет! И самым лучшим подарком к такому юбилею было бы начало восстановления некогда процветающего парка.
ИСТОРИЯ ПЛАСТУНОВСКОГО ЦЕРЕТЕЛИ
В советское время о Николае Малюке у нас не писали только ленивые журналисты: его называли кубанским Маресьевым. Человек на протезах, без художественного образования, в одиночку лепил целые скульптурные ансамбли. Он принципиально отказался от пенсии по инвалидности и работал в колхозе и столяром, и кузнецом, и строителем, "художествовал" в свободное время. Зная о том, что у кубанского самородка скоро 75-летний юбилей, мы решили нагрянуть к нему в гости. Да остановились возле знаменитого парка в Пластуновской, чтоб полюбоваться и сфотографировать его скульптуры... На загаженной аллее подвыпивший станичник распиливал последнюю лавочку. А из всех скульптур Малюка нетронутой осталась лишь семнадцатиметровая стелла. Видать, проворные руки земляков пока до неё не дотянулись.
КОЛХОЗНЫЙ ПЕТЕРГОФ
Выходит, теперь этот парк остался только на фотографиях в иностранных журналах. Когда батька Кондратенко был у власти, в Пластуновскую, на его малую родину, частенько заезжали разные делегации, и местная достопримечательность охранялась. Забугорных гостей наповал сражал колхозный "петергоф" — в огромном парке с вековыми деревьями, ухоженными аллеями, розами и фонтанами стояло почти два десятка скульптурных фигур. И что нам та Италия?
Одна из парковых полян в Пластуновской выглядела так: из высокой травы, похожей на зелёные волны, прямо на тебя выходят тридцать три богатыря с дядькой Черномором. Дальние фигуры "зарыты" в землю. Этот виден по щиколотки. Тот — по пояс. От последнего — только шлем торчит над желтыми одуванчиками. Полная иллюзия того, что богатыри поднимаются из-под земли. Забугорные гости особенно любили фотографироваться на фоне Руслана, сражающегося с головой.
Но теперь, вопреки Пушкину, брат Черномора победил богатыря: голова уцелела, а жених Людмилы пал от рук местных хулиганов. Не осталось даже копыта от верного коня. Кроме сказочных героев, как и положено колхозному парку, были здесь аллеи со спортсменами, комсомольцами и свинарками. Правда, в отличии от безликих женщин с веслами, пластуновские скульптуры все отличались непосредственностью и смахивали на здешних жителей.
Семнадцатиметровую стеллу в центре парка — в память о погибших в Великой Отетечественной — Малюк создал практически без техники, вручную. Рабочие трудиться на лесах такой высоты отказались: зарплата слишком маленькая, чтобы жизнью рисковать. И скульптор на протезных ногах достраивал стеллу на верхотуре сам, вместе с женой. К слову, чтобы украсить парк своими творениями, Николай Малюк потратил двадцать лет собственной жизни.
СТАНИЧНИКИ БЬЮТ СВОИХ
— Не пойму, чем провинились мои скульптуры? — вздыхает Николай Антонович. — Пока были силы, ходил, ремонтировал. Я отреставрирую, глядишь — через несколько дней опять то голову русалке оторвут, то ордена с памятника комсомольцам снимут. Я уже и в парк больше не хожу, чтобы не расстраиваться. Да и здоровье не то.
А между прочим, все статуи, можно сказать, исторические. Потому как абсолютно каждая лепилась с конкретного пластуновца. Даже лошадь под пушкинским Русланом — с гривастой натурщицы из местной конюшни, а скульптурный поросенок на руках работницы — с двухмесячного "хрюши" из здешнего свинарника.
В Кощеи скульптор выбрал местного шибко поджарого водителя. А Бабу Ягу разглядел в языкатой Полине, ходившей через парк на работу. Но лепил скульптор их по памяти, так как времени на позирование у занятых односельчан не бывает. Всех своих прототипов много лет назад художник пригласил на открытие "Лукоморья", на поляну в парке. И никто из станичников тогда не обиделся. Даже Полина обняла своего двойника — Бабу Ягу, прослезилась и сказала: — Ну дочего же, Микола, ты точно меня зробыв!
Единственным человеком, который расстроился, была верная жена скульптора — она не подошла на роль русалки по комплекции. И хвостатая красотка была вылеплена с другой. Однако земляки к искусству не всегда относились с доверием. Самые большие трудности возникли у художника с комсомольцем и комсомолкой, которые должны были стоять вбок о бок в другом конце парка, на иной тематической поляне. В комсомольцы Малюк определил местного симпатягу футболиста Васю. А вот девушка, с которой Николай Антонович хотел лепить красотку-комсомолку, оказалась замужем. Свекровь с ревнивым супругом уперлись и позировать рядом с Васей красавице запретили.
Пришлось отдельно ее сфотографировать во фронт и в три четверти, поделился творческими трудностями скульптор. Но потом ревнивый муж скончался, а "комсомолка" вышла замуж за другого и уехала из станицы. А ее свекровь призналась как-то художнику: — Когда хочу на невестку посмотреть, хожу в парк.
Так что, когда кто-то из несмышленных станичников сворачивал голову или отрывал руку очередной скульптуре в парке, не исключено, что он калечил кого-нибудь из своей родни.
У Николая Антоновича хранятся все эскизы уничтоженных скульптур. На случай, если вдруг найдутся почитатели Николая Кондратенко (как-никак, он закладывал этот парк), или патриоты, радеющие о русской культуре. И снова возродится пластуновский "Петергоф". Только почему-то пока не находятся: ломать — не строить.
Источник: Архитектурно-проектная фирма "Аура — архитекторы Малюки"