На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид. Это — дольмены.
Вот уже несколько лет они привлекают к себе внимание сотен людей. Большинство из них — последователи одного из современных религиозно-мистических течений, избравшего дольмены объектом поклонения. Чтобы увидеть воочию древние постройки и прикоснуться к тайне древности паломники преодолевают тысячи километров, добираясь из самых отдаленных уголков России и ближнего зарубежья. Происхождение этих памятников все еще остается загадочным. Но благодаря археологическим исследованиям последних лет, мы все больше узнаем о тех, кто оставил после себя эти конкурирующие с природой и временем усыпальницы. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, их верования и обычаи.
Каменные монументы, известные под названием мегалиты (от греч. слов "мегас" — большой и "литос" — камень) встречаются во многих местах по всему миру. В их число входят и гигантские каменные гробницы — дольмены, существующие на побережье Дании, Франции, Англии, Испании, в Северной Африке, Иране, Индии, Турции, Болгарии, и у нас на Кавказе.Дольмены представляют собой уникальные памятники кавказской культовой архитектуры IV-II тысячелетий до н.э. и являются неотъемлемой частью неповторимого кавказского пейзажа.
На протяжении сотен километров, от Новороссийска до Сухуми, от р. Лабы до места, где горы поворачивают к Анапе, можно встретить грандиозные сооружения, построенные в одно время со знаменитыми Египетскими пирамидами.Эти "каменные гиганты" в течение нескольких тысячелетий служили семейными усыпальницами для народа, жившего здесь около 5 тыс. лет назад.
Вокруг дольменов издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Например, по сказаниям горцев, когда-то здесь жили великаны — нарты и карлики, слабые и беспомощные. Из жалости к этому низкорослому народу, нарты воздвигли им неприступные, как крепости, дома из огромных каменных плит, оставив в передней их части лишь небольшой проход в виде отверстия, через который мог пройти только очень маленький человечек. Поэтому черкесы и называли их "съссыппъ-уна", т.е. "карликовые дома". Переселившиеся на Кубань казаки называли дольмены "богатырскими хатами" и считали, что создать подобные сооружения было под силу только богатырям, которые в них и жили. Все эти сказания возникли несколько столетий назад. Однако, XX в. принес еще более фантастические домыслы о происхождении, возрасте и назначении этих памятников. Избыток энтузиазма, замешанный на мистике и суевериях, породил самые невероятные предположения о дольменах как ультразвуковом оружии древних, платформах для взлета и посадок НЛО или первобытных компьютерах.
В чем же притягательность и загадка этих угрюмых свидетелей прошлого? Какие тайны на протяжении вот уже 200 лет пытаются раскрыть ученые? Когда впервые видишь столь внушительное сооружение, возникает множество вопросов. Когда и как их построили? Кто были древние зодчие, каков их внешний облик и уклад жизни? И на все эти вопросы благодаря скрупулезному труду археологов, историков, лингвистов и антропологов имеются более-менее четкие ответы.
Мегалитические памятники Европы появляются в самом конце VI тыс. до н.э. (около 7,5 тыс. лет назад). Раньше всего их начали строить во Франции. Здесь на Западном Кавказе первые дольмены возвели в конце IV тыс. до н.э. В цифрах это около 3400 г. до н.э. (плюс-минус 50-70 лет). Эта дата была получена в результате радиоуглеродного анализа. В течение почти 2 тысяч лет по склонам и седловинам гор, в долинах рек "вырастали" поражающие воображение усыпальницы, надежно охранявшие прах древних жителей этих мест. Сколько же ежегодно строили дольменов на территории Западного Кавказа? Ученые утверждают, что, на самом деле, — очень немного.
По неизвестной причине приблизительно в первой половине II тыс. до н.э. их строительство прекратилось. Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Еще долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги). Сейчас на Кавказе известно около 3-х тысяч дольменов. Но их истинное количество должно быть примерно в 3 раза больше (т.е. около 10 тысяч). Самый большой дольмен обнаружен разрушенным в районе ст. Новосвободной (камера размером 5х5 м, высота — 3,5 м).
Иногда в полумраке кавказских горных лесов можно видеть одиноко стоящие памятники, чаще попадаются небольшие дольменные группы, а бывают некрополи, состоящие из сотен гробниц. Встречаются и архитектурные ансамбли, как, например, дольмены долины р. Жане (близ г. Геленджика), и настоящие святилища (курган Псынако I в Туапсинском районе), о которых стоит говорить отдельно. Наиболее распространенными являются, так называемые, плиточные постройки — это четыре поставленные на ребро плиты несут на себе массивное перекрытие, которое нависает над фасадом как козырек. Редко можно видеть составные (или, как еще их называют, блочные), корытообразные дольмены и монолиты. По времени сначала появляются круглые в плане дольмены, а затем стали строить трапециевидные. Несмотря на различия в архитектуре, все они очень похожи, как будто зодчие делали копии с одного образца.
Зачастую, беглого осмотра недостаточно, чтобы увидеть всю грандиозность архитектурного замысла древних зодчих.
И лишь кропотливая работа археологов позволяет детально выяснить, что же представляли собой эти памятники. Опорой всей конструкции служат так называемые пяточные камни, образующие своеобразный фундамент (пол) дольмена и, иногда, своеобразную портальную площадку у его фасада. Для устойчивости применялись контрфорсы — это почти необработанные каменные глыбы, подпирающие боковые плиты. Чтобы сделать постройку более долговечной, поверх всей конструкции делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасадную плиту, с отверстием, закрытым каменной пробкой. Отверстие иногда делали с обратной стороны, чтобы защитить захоронения от ограбления своими же (т.е. современниками). Перед дольменом — мощеная площадка (двор), прямоугольная, квадратная или круглая, иногда отгороженная стенами из небольших блоков. У некоторых гробниц двор занимает площадь в сотни метров. Часто дольмен был окружен кромлехом (кольцом из камней вокруг всей конструкции). Его функция проста — удерживать насыпь и двор от разрушения.
Все плиты и блоки дольменов были индивидуально подогнаны и скреплены между собой при помощи пазов. Но, пожалуй, самое удивительное, что у некоторых построек имеется самый что ни на есть настоящий ливневый дренаж.
Материал для строительства брали в каменоломнях, располагающихся, как правило, где-то неподалеку. Например, в долине реки Жане камень брали в 600 м от места строительства. Но расстояния для строителей эпохи бронзы не являлись такой уж сложной проблемой. Известно, что для возведения всемирно известного Стоунхенджа камень доставляли за несколько десятков километров. Многие считают, что обычным людям это не под силу. Но на практике выяснилось, что блоки в пределах 20-30 тонн поддаются человеческой силе — и обработке, и перемещению. В конце XIX в. французы проэкспериментировали, можно ли блок в 32 тонны перетащить. Его по бревнам при помощи веревок тащили около 200 человек. Строители мегалитов могли переносить плиты в 320 тонн (это вес самого крупного европейского менгира — его вырубили в скале, но по каким-то причинам так и не перевезли).
Самое сложное — отколоть плиту или блок нужного размера. Для раскола плит использовали очень интересный метод. На заготовке делали неглубокие овальные насечки. Затем брали бронзовую ленту в 2 раза длиннее глубины насечек, сгибали пополам и помещали сгибом в отверстие и осторожно забивали между стенками (полосами) ленты деревянный или металлический клин поочередно в каждой из насечек. Постепенно камень давал трещину точно по намеченной насечками линии. И, таким образом, получались блоки необходимого размера.
Заготовки при помощи быков и деревянных волокуш перевозили на место будущего строительства. Здесь камень подвергался окончательной обработке. Делали это при помощи бронзовых и каменных орудий. Если когда-нибудь кто-то из вас посетит дольмены, присмотритесь: на поверхности тщательно обтесанных плит вы сможете увидеть следы работы древних мастеров. Длинные, узкие зарубки оставлены бронзовым инструментом, а "оспины" (круглые) — каменным (кувалдой или каменным отбойником). Техника обработки отбойником называется "пикетаж". Внутренняя и наружная поверхность камеры дольмена обычно обработана именно пикетажем.
Возможно, при строительстве пользовались мерами длины, такими, как локоть, ладонь и т.п. Строительным модулем, скорее всего, служил диаметр отверстия в фасадной стене. В ту далекую эпоху люди уже были знакомы с математикой, ведь для создания такой конструкции необходимы сложнейшие математические расчеты. Особенно для круглых в плане дольменов. Они сложены из небольших блоков, расположенных в несколько ярусов, сужающихся от основания и образующих как бы подобие ложного свода. Каждый блок в такой постройке представляет собой сегмент круга. Длину этих сегментов и необходимо было вычислить, чтобы в итоге, при сборке, получилось именно то, что задумывалось. И, невольно возникает мысль, имеем ли мы право считать древние народы примитивными, стоящими на более низкой ступени умственного развития, нежели мы с вами. И была ли вообще эволюция?! Мне кажется, над этим стоит задуматься не только нам с вами, но и ученым мужам.
Как бы это ни казалось удивительным, но строители дольменов явно были знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой. Вокруг дольменов обычно очень много строительного мусора — результат работы древних строителей. Не обходилось и без брака. Например, при детальном исследовании одного из дольменов группы Жане, обнаружилось, что некоторые пазы не выдержали тяжести насыпи и раскололись.
Трудоемким был процесс сбора дольмена. Сначала укладывались пяточные камни, затем устанавливались боковые стены, поддерживаемые контрфорсами, делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасад, и по этой насыпи при помощи рычагов, веревок и тягловой силы быков по бревнам втягивали и устанавливали перекрытие. После этого достраивали все остальные детали. Никогда при строительстве не использовали раствор. Все это — сухая кладка, а все полости заполнялись мелким щебнем.
Кто оставил после себя эти памятники, конкурирующие со временем и природой? Уже долгое время на этот счет ведутся нескончаемые дискуссии и споры. Одни ученые считают, что традицию возведения подобных гробниц принесли переселенцы из Малой Азии, другие склонны думать, что эта идея пришла из стран Средиземноморья, третьи полагают, что это коренные жители этих мест. И последняя теория наиболее убедительна. Говорили строители дольменов на языках, родственных современным западно-кавказским. Судя по найденным останкам, это были люди среднего роста изящного телосложения, по внешнему виду, видимо, схожие с адыгами.
Нас разделяют 5 тыс. лет, и сейчас трудно восстановить в мельчайших деталях быт, духовную культуру этих народов. Однако кое-что о них мы все же знаем. К III тыс. до н.э. (т.е., ко времени строительства гробниц) люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы. Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз, наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее). Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня. В среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие.
Несмотря на столь внушительные гробницы, жилища племен дольменной культуры были глинобитными, потому не сохранились. Вообще, поселений той далекой эпохи известно крайне мало — около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать "вечное" погребальное сооружение, чем построить удобное жилище. Почему так? С чем это связано? Представим себе то далекое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племен. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на этой территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля была самым ценным, дороже человеческой жизни. Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники, ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством. Дольмены должны были заявлять права собственности на землю, где протекла жизнь не одного поколения, вечно.
Общество всегда имело сложную структуру, и возможно, дольмены и дольменные комплексы принадлежали не рядовым согражданам. Если бы это были средневековые памятники, их можно было бы назвать "княжескими". Но для эпохи бронзы пока неизвестно, какой термин в этом случае применить. Это — родовые склепы. Каждый род думал, что будет существовать вечно. Но по разным причинам он пресекался, и в дольменах переставали хоронить, т.к. хоронить было некого. Поэтому дольмены часто закрывают, иногда засыпают насыпью полностью.
Быть может, отдельные типы дольменов соответствовали определенным прослойкам общества (вождям, жрецам, старейшинам и т.п.). А может, разные конструкции строились разными племенами. Все это пока что остается загадкой. Все дольмены обращены фасадом вниз по склону. Но бывают случаи, когда они стоят на вершине хребта, например на горе Нексис (близ Геленджика). И вот тут непонятно, почему они обращены именно в ту сторону, а не в другую? Связано ли это с восходом или заходом солнца, с расположением планет и звезд? Ориентировка могла быть астрономической, но могла зависеть и от рельефа. Оба этих утверждения не доказаны. Известен лишь один случай, когда дольмен ориентирован на заход солнца, отмеченный камнем (обелиском) — это дольмен в районе ст. Новосвободной. Верхняя часть камня была украшена концентрическими кругами, что во многих культурах древности символизировало солнце. Сейчас этот обелиск хранится в Майкопском музее.
Попытки заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления древних строителей приводят взгляды ученых к орнаментам, высеченным на плитах дольменов. Незатейливые рисунки в камне уводят нас к первоистокам религии. Погружая в таинственный мир язычества. Чаще всего встречаются орнаменты в виде расходящихся кругов, повторяющихся зигзагов и треугольников.
С погребальным культом у многих народов связаны различные символы. Один из таких символов — змея. Считалось, что она — загадочное существо, связывающее этот мир с потусторонним, земной с подземным. И змеиный сюжет часто повторялся в эпоху бронзы. Орнаментом в виде зигзага в древности изображали змею. На одном из дольменов на горе Нексис (близ Геленджика) зигзаги увенчаны небольшими змеиными головками. Когда исследовали дольмены близ ст. Новосвободной, то обнаружили, что у двух из них орнамент на стенах внутри камеры был окрашен красной охрой еще до момента сборки всей конструкции.
Можно предположить, что дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой представляла собой вместилище умерших предков, которые способны были повлиять на будущий достаток и плодородие. Это не просто погребальные памятники, они еще и культовые. Почему? По той же причине, по которой мы сейчас посещаем кладбища — поминание родственников, культ предков. Покойников всегда уважали и боялись, считали, что они могут мистическим образом вмешиваться в дела живущих, потому совершали этот культ.
Во время археологического обследования долины р. Жане сделана уникальная находка — блок-алтарь (жертвенник), который хранится в настоящее время в Геленджикском историко-краеведческом музее. Видимо, он стоял в верхнем ряду стен, отгораживающих двор дольмена (у него есть паз). Может быть, примыкал прямо к дольмену. Пока еще точное его местоположение не определили. Этот жертвенник — уникальная вещь. Он еще раз дает нам понять, что в те далекие времена здесь, перед дольменами совершали какие-то сложные, неизвестные нам ритуалы.
Какие заклинания слышали угрюмые гробницы, чья кровь окропляла каменные жертвенники, каким богам возносили молитвы экзальтированные жрецы? Эту тайну древние усыпальницы не раскроют никогда. Не узнаем и о том, кто провожал усопших в их последний путь. Доподлинно известно лишь, что никогда во время похоронной процессии крыша дольмена не сдвигалась. Она всегда была перекрыта насыпью. Вносили умершего внутрь камеры через отверстие в фасадной плите, которое затем, после совершения сопутствующих обрядов и поминальной тризны, плотно закрывалось пробкой.
К сожалению, многие из этих памятников ограблены еще в древности. Но некоторым ученым повезло, и им довелось вытащить пробку дольмена первыми, после того, как последний человек поставил ее на место тысячи лет назад, похоронив родственников. И остатки этих людей (как они лежат, какие вещи) доказывают, что это — склеп. Иногда там несколько погребенных. В Красной поляне в дольмене -12 человек, но погребены они не одновременно, в некоторых гробницах в Абхазии — до 15. Но это — редкость. Чаще всего — 2-3 погребенных.
Известны 2 типа захоронений:
— скорченное, когда скелет лежит на боку с поджатыми к груди коленями;
— пакет (мешочек) с костями, иногда расшитый бусинами. В такой пакет складывали череп, длинные кости, иногда кости груди и таза. Это явление известное для эпохи бронзы — обрядовые процедуры были очень сложными.
Часто в конце XIX- начале XX в. скорченное положение погребенных воспринимали за сидячее.
Рядом с погребением — личные вещи (оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственная пища (обычно в глиняных сосудах). Традиционный набор оружия — бронзовое копье и кинжал.
Однако эти памятники не только погребальные, но и культовые. И в подтверждение этому археологи находят следы поминальных тризн, которые совершались на площадках перед дольменами — это керамическая посуда, кости животных и ножи. Бывает, у входа в дольмен сложены окаменелости (моллюски и т.п.), выбранные из реки. Редко попадаются изображения животных. Например, в Новосвободненской гробнице найдены 2 бронзовые с серебром статуэтки собак (одна — как лайка, другая — похожа на лисицу). А у дольмена Новосвободной с обелиском — частично поврежденная фигурка быка. Возможно, этот элемент из древне-восточной мифологии. И вообще, погребальная практика испытала древне-восточное влияние через майкопскую культуру.
Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. Но пока у ученых в результате исследований больше вопросов, нежели ответов на них. Между нами и строителями гробниц эпохи бронзы пролегли тысячелетия истории. Вероятность когда-либо до конца разгадать тайну дольменов — ничтожна, но для тех, кого приворожила суровая красота этих памятников истории и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет значения.
ГИПЕРССЫЛКИ:
1. Радиоуглеродный анализ. Радиоактивные методы датировки основаны на встречающихся в природе радиоактивных элементах, попавших в различные вещества. Ученые обнаружили, что эти элементы с течением времени распадаются, то есть исчезают, причем, с постоянной скоростью. Скорость распада можно точно вычислить. Примерами методов радиоактивной датировки являются радиоуглеродный, калий-аргоновый и термолюминесцентный методы.
Метод датировки с помощью углерода — 14 (пишется С14) — один из самых плодотворных в археологии. Он очень полезен при датировке угля, древесины, костей, растений и раковин. Все живое — люди, животные и растения — содержит некоторое количество радиоактивного углерода, который называется С14. С14 производится в атмосфере и поглощается растениями. Далее вместе с растительной пищей он попадает в организмы животных и человека. После их смерти углерод-14 начинает распадаться, то есть исчезать. Ученые сумели вычислить скорость этого распада: через 5730 лет распадается половина исходного С14 и так далее. Возраст археологического объекта можно определить, измерив содержащееся в нем количество С14 и проделав обратный отсчет времени от сегодняшнего момента. Существует 2 методики:
— простая
— ускоренная (для дольменов делали и то, и другое).
Физики обрабатывают вещество и начинают вычислять полураспад. Могут вычислить дату до 50 тыс. лет. Подобная лаборатория есть в Санкт-Петербурге. Лабораторий ускоренного метода мало: 2 — в США, 3 — в Европе. Образцы, взятые на дольменных памятниках в последние годы, обрабатывались в лабораториях в Оксфорде и в Аризоне. Даты совпали с датами, полученными в лаборатории Санкт-Петербурга.
— ускоренный метод — привозите образец (кость), из ее внутренней части буром берут миллиграмм чистого вещества, затем превращают в жидкость, затем в газ, запаивают в ампулу и помещают в специальный прибор — масс-спектрометр, который выдает дату. В конце — график с 2-мя значениями с точностью 92% и 64% (92% — шире дата, 64% — уже). На все это требуется около недели.
— на простом оборудовании — дольше (около месяца), т.к. кость, например, приходится сначала сжигать, чтобы получить уголь.
Сейчас на Западном Кавказе этим методом датировано лишь 25 памятников, но эти даты точные, достоверные.
2. Некрополи. Самый крупный дольменный некрополь, насчитывающий 564 постройки, расположен в бассейне р. Кизинка (Из-Инч, Кизинчи или Щекоч — левый приток р. Ходзь).
Между станицами Махошевской и Новосвободной , в горном лесу, по водоразделу между реками Фарс и Белой находится так называемая "Богатырская дорога". Как писал краевед Е. Д. Фелицын, "богатырской" ее называют из-за обилия дольменов — "богатырских домов". Более 250 памятников тянутся довольно правильными рядами, направленными с запада на восток. К сожалению, в настоящее время большинство из них разрушено.
Третье наиболее крупное местонахождение дольменов обнаружено в бассейне р. Белой, на Дегуакской поляне (название свое это место получило по ручью Дегуак, с северного края омывающему поляну). Здесь, в окружении покрытых лесом хребтов, возвышаются около 140 гигантских гробниц, построенных жителями расположенного всего в 200-250 м южнее поселения эпохи бронзы.
3. Археологи.
Последние несколько лет в районе г. Геленджика работают 2 экспедиции. Одна из них — под руководством кандидата исторических наук Бориса Вадимовича Мелешко, — вот уже три сезона подряд ведет раскопки дольменов Назаровой щели близ курортного поселка Архипо-Осиповка. Работает эта экспедиция в рамках Института археологии Российской Академии Наук (РАН) (г. Москва). И ее целью является не только раскопки определенного памятника, но и поиск и нанесение на карту новых местонахождений дольменов.Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры РАН (Санкт-Петербург) на дольменном комплексе в долине р. Жане. Руководит ею кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Трифонов. Работы экспедиции ведутся с 1997 г. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в ней принимали участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, потому она вполне может называться Международной. Тем более, что программа этой экспедиции была подготовлена по инициативе Фонда Всемирный Археологический Конгресс. Проектом предусмотрена долгосрочная сбалансированная программа полевых и лабораторных исследований в различных районах Краснодарского края и республики Адыгея с детальным изучением специально выбранного района площадью около 750 кв.км. (в пределах Геленджикского района Краснодарского края).
В результате выполнения намеченных работ, предполагается вернуть комплексу долины р. Жане вид, максимально приближенный к оригинальному, включая дольмены, курганные конструкции и межкурганное пространство, и создать природно-археологический заповедник. Это реставрация в чистом виде, т.е. никакого "новодела". Памятник восстанавливают с тем, чтобы он не разрушался. Подобная методика известна на Западе как реконструктивная. В нашей же стране подобные работы проводятся впервые.