В Краснодаре - сенсация российского масштаба: первая группа турок-месхетнинцев, переселяющихся в США, вылетела в Вену, чтобы затем отправиться в Нью-Йорк. Три семьи, ранее проживавшие в Абинском районе, теперь будут жить в штате Пенсильвания. Переселение осуществляется в рамках программы правительства Соединенных Штатов Америки по добровольному переселению турок-месхетинцев из России. До конца июля будет организован отъезд еще 60 человек. В настоящее время о желании переехать в США заявили более 5 тысяч турок - около тысячи семисот семей. Самый запутанный и сложный миграционный вопрос, то и дело грозивший вылиться в открытые межнациональные столкновения, кажется, начал разрешаться.
По данным ГУВД края по состоянию на 1 января 2004 года в крае насчитывалось 12 тысяч турок-месхетинцев. Более семи тысяч из них не имеют российского гражданства и до сих пор не получили миграционные карты. Именно они считаются незаконными мигрантами, о статусе которых уже 15 лет идет спор с участием федеральных и региональных властей, правительств зарубежных стран, международных организаций и казачества. Исходной точкой конфликта между турками и местными жителями можно считать переезд на Кубань нескольких тысяч семей месхетинцев из Ферганы и других городов Узбекистана летом 1989 года. Турки ехали в Россию, спасаясь от погромов и убийств, и правительство тогда еще Советского Союза определило для переселенцев 6 областей в средней полосе России, где они могли бы расселиться, получить помощь и найти работу. Кстати, многие турки живут в этих регионах и до сих пор - в Саратовской области насчитывается 40 тысяч месхетинцев, в Самарской - почти 50 тысяч. Многие переселенцы осели в Казахстане или Азербайджане. Всего на территории бывшего Советского Союза - 280 тысяч турок, но только в Краснодарском крае у этого народа возникли непримиримые противоречия с местным населением. Возможно, первым поводом для конфликта стало то, что туркам на Кубани сразу дали понять - вас здесь не ждут. На момент переселения месхетинцев действовало постановление Совета Министров СССР от 1987 года, ограничившее прописку в Краснодарском крае и Крымской области. Именно из-за этого документа и разыгрался спор, в котором до сих пор не поставлена точка.
По мнению лидеров турецкой общины - их поддерживают правозащитники и международные организации - в 1989 году турки и жители Кубани были гражданами одного государства, поэтому ограничивать возможность свободного выбора места жительства правительство не имело права. Власти края, ссылаясь на упомянутое постановление, считают месхетинцев незаконными переселенцами и отказываются предоставить им регистрацию, что автоматически превращает турок в "людей ниоткуда" - не граждане России, не иностранцы, даже не лица без гражданства. Не имея штампа о регистрации по месту жительства, турки не могут устроиться на работу, получать пенсии и пособия, поступать в институт, пользоваться медицинским полисом, зарегистрировать брак или отдать ребенка в детский сад. В таком промежуточном состоянии народ пребывает все 15 лет.
Каждая попытка лидеров турецкой общины легализоваться - хотя бы временно - на территории края вызывает яростное сопротивление общественности, особенно казаков, которые считают, что турки пытаются вытеснить русских с Кубани и вообще с Кавказа. В Крымском, Абинском и Апшеронском районах края, где в основном и сосредоточено турецкое население, с пугающей регулярностью возникают межнациональные стычки, которые зачастую перерастают в стихийные митинги и массовые выступления. У местного населения - целый список претензий к соседям: не работают в колхозе, а торгуют, берут в аренду земли и травят ее химикатами, не хотят учить русский язык, ведут себя вызывающе, совершают преступления с особым цинизмом, торгуют наркотиками. Самые горячие казаки утверждают, что у турок есть военизированные формирования, что в горах местные жители находили замаскированные полигоны, где турки проходят боевую подготовку, используя для тренировок оружие иностранного производства. С другой стороны, нельзя не понимать, что этим людям трудно заботиться о будущем плодородии земли, учить русский язык, устанавливать добрососедские отношения на перспективу, имея в течение 15 лет статус отъезжающих.
Местные власти высказываются о турках более осторожно, но и для них незваные гости - обуза. Турки обращаются в больницы, отдают детей в школы, и государство не вправе отказать им, даже если у них нет регистрации, но кто-то должен оплатить их лечение и обучение. В сфере образования власти только Крымского района потратили на эти цели в общей сложности 23 миллиона рублей, в сфере здравоохранения - втрое больше. Получается, что "благотворительность" в отношении гостей осуществляется за счет кубанского налогоплательщика. Правда, одно время помочь в решении этих проблем взялись международные организации: на средства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев была оборудована новая подстанция "скорой помощи" в том же Крымском районе. Но это не могло снять остроту социальных проблем в местах компактного проживания турок, и вспышки межнациональных конфликтов по-прежнему грозили вылиться в массовые столкновения. Главный вопрос, который волновал и до сих пор волнует местных жителей, - собираются ли турки уезжать или решили осесть на Кубани окончательно?
Сами турки отвечают на этот вопрос по-разному. Кому-то удалось принять российское гражданство - таких в настоящее время насчитывается почти 5 тысяч человек, и они имеют право остаться в России на законных основаниях. Но большинство месхетницев утверждают, что Краснодарский край для них - лишь перевалочная база для возвращения в Грузию. Грузинские власти в свою очередь совсем не рады потенциальным репатриантам. При нынешней сложной экономической и политической ситуации в этой стране возвращение большой группы мусульман может стать причиной очередного взрыва недовольства местного населения. При вступлении Грузии в Совет Европы в качестве одного из обязательных условий было оговорено возвращение турок в места прежнего проживания, но руководство страны перенесло исполнение взятых на себя обязательств по репатриации на 2008-2013 гг. Однако даже в случае начала переезда турок в Грузию не факт, что грузинские власти начнут именно с "кубанских" месхетинцев - для них предпочтительнее репатрианты из Азербайджана или Казахстана, которые не претендуют на компактное поселение и готовы поменять фамилии на грузинские.
Есть еще один путь переселения - в Турцию, которая с 1992 года принимает репатриантов из бывшего Советского Союза. Но в последнее время программа переселения свернута - первоначально месхетинцев расселяли в селах горного Курдистана, где уже много лет идет война. Очевидно, турецкие власти решили, что переселенцы могут стать для воюющей территории серьезным фактором нестабильности. Турки оказались никому не нужны, и такая ситуация могла бы тянуться очень долго, если бы не вмешательство США. В феврале этого года американское правительство заявило о готовности принять у себя месхетинцев с Кубани. Переселение должно осуществляться без всяких квот - и пять, и пятнадцать тысяч турок американцы готовы переселить в свою страну, дать все необходимое для обустройства и впоследствии предоставить гражданство.
Узнав о предстоящем отъезде турок в США, казаки реагировали по-разному. Кто-то искренне позавидовал - вот уж выпало счастье нерусским людям! Другие искали в действиях американцев подвох - с чего бы это им так заботиться о каком-то никому не нужном маленьком народе? Сразу возникли слухи о том, что американцы устроили шум вокруг турок, чтобы продемонстрировать своему союзнику - Грузии, что готовы решать запутанные проблемы региона. Краевые чиновники, провожавшие первые три семьи турок в аэропорту, неофициально делились своими опасениями - как бы американцы не закрыли программу переселения, едва успев ее начать. Вполне возможно, что главная цель программы переселения в США - нейтрализовать лидеров турецкой общины, которые, естественно, уезжают в первых рядах. В этом случае оставшийся без руководителей народ будет согласен на любые варианты переселения в Грузию.
По данным ГУВД края по состоянию на 1 января 2004 года в крае насчитывалось 12 тысяч турок-месхетинцев. Более семи тысяч из них не имеют российского гражданства и до сих пор не получили миграционные карты. Именно они считаются незаконными мигрантами, о статусе которых уже 15 лет идет спор с участием федеральных и региональных властей, правительств зарубежных стран, международных организаций и казачества. Исходной точкой конфликта между турками и местными жителями можно считать переезд на Кубань нескольких тысяч семей месхетинцев из Ферганы и других городов Узбекистана летом 1989 года. Турки ехали в Россию, спасаясь от погромов и убийств, и правительство тогда еще Советского Союза определило для переселенцев 6 областей в средней полосе России, где они могли бы расселиться, получить помощь и найти работу. Кстати, многие турки живут в этих регионах и до сих пор - в Саратовской области насчитывается 40 тысяч месхетинцев, в Самарской - почти 50 тысяч. Многие переселенцы осели в Казахстане или Азербайджане. Всего на территории бывшего Советского Союза - 280 тысяч турок, но только в Краснодарском крае у этого народа возникли непримиримые противоречия с местным населением. Возможно, первым поводом для конфликта стало то, что туркам на Кубани сразу дали понять - вас здесь не ждут. На момент переселения месхетинцев действовало постановление Совета Министров СССР от 1987 года, ограничившее прописку в Краснодарском крае и Крымской области. Именно из-за этого документа и разыгрался спор, в котором до сих пор не поставлена точка.
По мнению лидеров турецкой общины - их поддерживают правозащитники и международные организации - в 1989 году турки и жители Кубани были гражданами одного государства, поэтому ограничивать возможность свободного выбора места жительства правительство не имело права. Власти края, ссылаясь на упомянутое постановление, считают месхетинцев незаконными переселенцами и отказываются предоставить им регистрацию, что автоматически превращает турок в "людей ниоткуда" - не граждане России, не иностранцы, даже не лица без гражданства. Не имея штампа о регистрации по месту жительства, турки не могут устроиться на работу, получать пенсии и пособия, поступать в институт, пользоваться медицинским полисом, зарегистрировать брак или отдать ребенка в детский сад. В таком промежуточном состоянии народ пребывает все 15 лет.
Каждая попытка лидеров турецкой общины легализоваться - хотя бы временно - на территории края вызывает яростное сопротивление общественности, особенно казаков, которые считают, что турки пытаются вытеснить русских с Кубани и вообще с Кавказа. В Крымском, Абинском и Апшеронском районах края, где в основном и сосредоточено турецкое население, с пугающей регулярностью возникают межнациональные стычки, которые зачастую перерастают в стихийные митинги и массовые выступления. У местного населения - целый список претензий к соседям: не работают в колхозе, а торгуют, берут в аренду земли и травят ее химикатами, не хотят учить русский язык, ведут себя вызывающе, совершают преступления с особым цинизмом, торгуют наркотиками. Самые горячие казаки утверждают, что у турок есть военизированные формирования, что в горах местные жители находили замаскированные полигоны, где турки проходят боевую подготовку, используя для тренировок оружие иностранного производства. С другой стороны, нельзя не понимать, что этим людям трудно заботиться о будущем плодородии земли, учить русский язык, устанавливать добрососедские отношения на перспективу, имея в течение 15 лет статус отъезжающих.
Местные власти высказываются о турках более осторожно, но и для них незваные гости - обуза. Турки обращаются в больницы, отдают детей в школы, и государство не вправе отказать им, даже если у них нет регистрации, но кто-то должен оплатить их лечение и обучение. В сфере образования власти только Крымского района потратили на эти цели в общей сложности 23 миллиона рублей, в сфере здравоохранения - втрое больше. Получается, что "благотворительность" в отношении гостей осуществляется за счет кубанского налогоплательщика. Правда, одно время помочь в решении этих проблем взялись международные организации: на средства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев была оборудована новая подстанция "скорой помощи" в том же Крымском районе. Но это не могло снять остроту социальных проблем в местах компактного проживания турок, и вспышки межнациональных конфликтов по-прежнему грозили вылиться в массовые столкновения. Главный вопрос, который волновал и до сих пор волнует местных жителей, - собираются ли турки уезжать или решили осесть на Кубани окончательно?
Сами турки отвечают на этот вопрос по-разному. Кому-то удалось принять российское гражданство - таких в настоящее время насчитывается почти 5 тысяч человек, и они имеют право остаться в России на законных основаниях. Но большинство месхетницев утверждают, что Краснодарский край для них - лишь перевалочная база для возвращения в Грузию. Грузинские власти в свою очередь совсем не рады потенциальным репатриантам. При нынешней сложной экономической и политической ситуации в этой стране возвращение большой группы мусульман может стать причиной очередного взрыва недовольства местного населения. При вступлении Грузии в Совет Европы в качестве одного из обязательных условий было оговорено возвращение турок в места прежнего проживания, но руководство страны перенесло исполнение взятых на себя обязательств по репатриации на 2008-2013 гг. Однако даже в случае начала переезда турок в Грузию не факт, что грузинские власти начнут именно с "кубанских" месхетинцев - для них предпочтительнее репатрианты из Азербайджана или Казахстана, которые не претендуют на компактное поселение и готовы поменять фамилии на грузинские.
Есть еще один путь переселения - в Турцию, которая с 1992 года принимает репатриантов из бывшего Советского Союза. Но в последнее время программа переселения свернута - первоначально месхетинцев расселяли в селах горного Курдистана, где уже много лет идет война. Очевидно, турецкие власти решили, что переселенцы могут стать для воюющей территории серьезным фактором нестабильности. Турки оказались никому не нужны, и такая ситуация могла бы тянуться очень долго, если бы не вмешательство США. В феврале этого года американское правительство заявило о готовности принять у себя месхетинцев с Кубани. Переселение должно осуществляться без всяких квот - и пять, и пятнадцать тысяч турок американцы готовы переселить в свою страну, дать все необходимое для обустройства и впоследствии предоставить гражданство.
Узнав о предстоящем отъезде турок в США, казаки реагировали по-разному. Кто-то искренне позавидовал - вот уж выпало счастье нерусским людям! Другие искали в действиях американцев подвох - с чего бы это им так заботиться о каком-то никому не нужном маленьком народе? Сразу возникли слухи о том, что американцы устроили шум вокруг турок, чтобы продемонстрировать своему союзнику - Грузии, что готовы решать запутанные проблемы региона. Краевые чиновники, провожавшие первые три семьи турок в аэропорту, неофициально делились своими опасениями - как бы американцы не закрыли программу переселения, едва успев ее начать. Вполне возможно, что главная цель программы переселения в США - нейтрализовать лидеров турецкой общины, которые, естественно, уезжают в первых рядах. В этом случае оставшийся без руководителей народ будет согласен на любые варианты переселения в Грузию.