Николай Петропавловский, советник главы администрации Краснодарского края, директор Краснодарского краевого социологического центра, в эксклюзивном интервью порталу ЮГА.ру прокомментировал причины критической ситуации, сложившейся в настоящее время в Краснодаре. Он заявил, что "причина кризиса – не в противостоянии краевой и городской власти".
Публикуем его тезисы без изменений и комментариев. Мнение человека, которого часто называют главным пиарщиком губернатора и "серым кардиналом" Кубани, интересно как раз "в чистом виде".
Кризис всеобъемлющий
В Краснодаре налицо системный кризис власти. Это реальный факт, он объективен и не зависит от пропаганды. Краснодар – огромный город, сложнейшая динамическая структура с гигантским клубком проблем, которые со временем увеличиваются в силу разных причин, главная из которых – увеличение числа населения. Отсюда все остальное – рост числа транспорта, увеличение нагрузки на городскую инфраструктуру. Краснодар относится к развивающимся городам, а любой развивающийся город сталкивается с новыми проблемами. Это обратная сторона медали, и в этом смысле ситуация в Краснодаре не уникальная: за динамику развития города нужно платить – и в прямом, и в переносном смысле. Но у любой власти всегда существует некий баланс возникающих и решенных проблем: если исполнительная власть успешно решает большинство из них – ситуация в городе стабильная. Более мудрая власть проявляет дальновидность и проблемы решает до возникновения. А если власть не прозорлива, не современна, не динамична – то проблемы копятся лавинообразно. Как у плохой хозяйки, которая все время занимает деньги и не успевает рассчитываться с долгами. Года три назад власть перестала справляться с возросшими требованиями, с новыми вызовами и угрозами. Хотя они не возникли внезапно, как стихийное бедствие. Все эти тенденции хорошо заметны при грамотном мониторинге, и мэрия обязана была их предвидеть. Но власть оказалась эффективна до определенной черты. Они достигли своего уровня некомпетентности. Для того, чтобы в новых реалиях, с новыми вызовами отвечать потоку проблем нужно работать не так, как работалось 10 лет назад.
Требуется управленец
У власти должен стоять талантливый менеджер, его партийные пристрастия не играют роли. Гораздо важнее найти человека, который может сформировать команду не по принципу кумовства, приятельства или партийной принадлежности. Все подобные кадровые решения, принятые мэрией, привели в тупик. В качестве альтернативы могу привести пример краевой администрации, в частности, конкурсный набор, благодаря которому значительно обновился состав краевых управленцев. Еще одна задача управленца – грамотно ставить задачу. А для этого нужно самому детально разбираться во всех процессах, происходящих в городе: сколько трамваев и троллейбусов ходит по маршрутам, где текут трубы, какое количество автомобилей выходит на улицы и так далее. В голове у главы мегаполиса должна быть многомерная картина, чтобы ставить команде конкретные задачи – не политические и популистские, а управленческие.
Берег левый, берег правый
Для эффективного мэра города разговоры о его политических пристрастиях вообще не имеют смысла. Есть российские, краевые и муниципальные законодательные акты, есть Конституция – вот в этих правовых рамках и должен действовать мэр. Взгляды могут влиять на оценку событий, но не на хозяйственные решения. Если в России идет приватизация муниципальной собственности, на территории отдельно взятого города нельзя объявлять о запрещении этого процесса. Конечно, глава обладает самостоятельностью в принятии решений – он движется по определенному руслу, ближе к правому берегу или к левому – выбирает сам. Но бросить якорь, допустим, на левом берегу нельзя! Это противоречит реальности и объективному ходу событий. С моей точки зрения, левые взгляды главы города могут выражаться в разработке социальных программ, в развитии, например, патриотических, экологических, молодежных организаций. Никто не станет отрицать, что в левой идеологии есть много полезных установок, которые можно с успехом воплощать их в жизнь. Но только в том случае, если основные городские проблемы успешно решаются.
Сверху видно все?
Я уверен, что причина кризиса совсем не в противостоянии краевой и городской власти. Еще в начале 2002 года, когда снегопад парализовал город на много дней, лично для меня как для жителя города стало ясно, что работа мэрии неэффективна. Но администрация края принимает решения, исходя из целого комплекса причин. Глава края руководит огромным регионом, ежедневно принимает множество стратегических управленческих решений. Глав муниципальных образований у нас сорок восемь. И меры в отношении любого из них принимаются только тогда, когда количество отрицательных сигналов превышает определенный критический уровень. Так произошло с Николаем Призом. Первая реакция главы края должна быть однозначной – разобраться. По этой причине в мэрии появились комиссии. Результат вам известен. Да, перед выборами 2004 года глава края высказал свое мнение о том, что работа Николая Приза как руководителя его устраивает. Это не значит, что Ткачев в тот момент неправильно оценивал управленческие таланты Приза. Во-первых, Призом было сделано и немало хорошего, и, во-вторых, в ситуации, когда народ мог проголосовать против всех, Николай Приз был наименьшим злом – ведь голосование "против всех" означает, что в городе вообще нет власти.
Что делать?
Мне представляется, что ситуация стала невозвратной. Но Николай Приз, нравится он нам или нет, – всенародно избранный глава, и существует ограниченное количество способов отстранить его от власти: от добровольной отставки до отрешения от должности по решению суда. Снять его с работы Ткачев не может. Но сейчас, после объявления ему аппаратного импичмента, я думаю, что лучший выход для него – добровольная отставка. Когда говорят, что краевые и городские власти еще могут помириться, я возражаю – в данном случае никто ни с кем не ссорился. Двух сторон конфликта просто нет. Есть системный кризис власти в городе. И перспективы выхода из него есть. Мне кажется, вариант Приморья нам не грозит. Я думаю, что в случае ухода Приза в отставку, город не должен страдать от безвластия. Должно произойти восстановление схемы управления городом. На сегодняшний день она разрушена. Все работает по инерции, и это страшно. Любая нештатная ситуация может иметь непредсказуемые последствия. После разрешения конфликта горожане проголосуют за нового главу города. Конечно, конфликт не пройдет бесследно. Мы провели опрос о том, как жители города прореагировали на последние события, включая силовой штурм кабинета спикера городской Думы. Реакция у части населения откровенно негативная, но не на сам факт ареста, а на то, как это происходило и как это было показано. На общественное мнение это может оказать негативное влияние, но не в смысле активности. Наоборот, голосовать придут больше, чем обычно. Но при неудачном наборе кандидатов процент протестного голосования может оказаться очень значительным.