9 сентября в Краснодаре прошел очередной митинг протеста в поддержку главы администрации города Н. Приза бывшего председателя Городской Думы А. Кирюшина и против действий администрации Краснодарского края в отношении руководства краевого центра.
И эта фраза, и подобные мероприятия уже стали привычными для жителей столицы Кубани. В газетах и на ТВ методично повторяют одни и те же филиппики в адрес муниципальной власти, та не столь же однообразно рассказывает про отбитые попытки приватизации "заводов, газет, пароходов. Некоторое оживление внесло только перемещение Николая Васильевича Приза в Москву, где он то лежит в военном госпитале им. Бурденко, то выходит из подполья прямо в эфир "Эхо Москвы" и на ленты "Интерфакса".
Но не все оригинальные сюжетные ходы оказались использованы сторонами конфликта. Очередной митинг у стен администрации края прошел под угрозой взрыва.
Начиналось все, разумеется, тихо и почти мирно. Вековые платаны, которые помнят и старый патриархальный Екатеринодар, и революции с контрреволюцией, и идеи батьки Кондрата украшать их повешенными жидомасонами не подозревали, что один из них окажется местом примитивной, но действенной провокации.
Организованные сторонники "левой" оппозиции начали собираться еще за час до начала митинга. Флаги, как и положено, реяли, листовки раздавались, плакаты призывали, обличали и угрожали. Ближе к 17 часам перед администрацией собрались примерно 200 человек, представлявшие народно-патриотические организации не только Краснодара, но и многих городов и районов Кубани. Митинг, который вел председатель краснодарского крайкома КПРФ Николай Осадчий, начался с минуты молчания в память погибших при захвате школы № 1 в Беслане. Затем быстро сменяющие друг друга ораторы обличали действия губернатора края и его заместителей, требовали прекратить уголовные дело против мэра и вице-мэров Краснодара, а также освободить из-под стражи экс-спикера Гордумы и снять с него все обвинения. Собравшиеся заслушали и запись обращения Н. Приза к горожанам, в которой он говорит об истоках конфликта и выражает решимость держаться до конца. Неоднократно звучали призывы к отставке губернатора Ткачева и президента Путина. Все было как всегда.
Примерно в половину шестого возле одного из деревьев был обнаружен пакет. О случившемся немедленно были проинформированы представители правоохранительных органов. Как стало позже известно, был еще и анонимный телефонный звонок, известивший о возможности теракта. Милиция слегка оттеснила собравшихся на тротуаре на несколько метров в сторону, однако большинству митингующих о возможности взрыва пока ничего не было известно.
Через несколько минут прибыл оперативник с собакой, которая первое время категорически отказывалась сигнализировать о наличии взрывчатки. После очередного подхода собака села, подав условный знак опасности содержимого пакета. Организаторы митинга оповестили своих сторонников о случившемся, однако заявили, что на провокации ответят только продолжением акции протеста.
К администрации прибыли пожарные, взрывотехник в специальном костюме для разминирования, бригада "скорой помощи" и дополнительные силы МВД, расширившие зону оцепления по периметру площади. Затем началось нечто странное. Рядом с пожарной машиной вдруг оказался автомобиль дорожно-ремонтной службы, и в пяти метрах от подозрительного пакета начал работать отбойный молоток, отбивавший дробь почти до конца митинга. Все это время к пакету никто не приближался, сапер наблюдал за происходящим со стороны. Движение транспорта по улице Красной остановлено не было.
Ближе к шести вечера митингующие приняли резолюцию с требованием отменить возбуждение уголовных дело против представителей краснодарской власти, прекратить против них кампанию против травли в средствах массовой информации, а также не допускать экономической блокады города со стороны структур администрации Кубани.
Только после этого взрывотехник подошел к пакету и несколько минут спустя дал "отбой тревоги". К нему направились следователи прокуратуры и сотрудники милиции.
В полиэтиленовом кульке оказалась обычная коробка, в которой лежали 2 детали компьютера. Выглядело это настолько непритязательно, что "силовики" категорически отказались признать всю эту конструкцию имитацией взрывного устройства.
- Да разве это муляж! – махнув рукой, сказал представитель прокуратуры.
Спартанское спокойствие и митингующих, и правоохранительных органов не может не радовать, но вызывает ряд вопросов. Почему, с учетом всех последних событий, акция все же продолжалась, хотя явно и заняла меньше времени, нежели планировалось? Почему людей не перевели хотя бы в сквер им. Жукова, который находится прямо через дорогу? Была ли вообще опасность, или с самого начало стало известно, что никакого взрывного устройства нет? Не меньшей загадкой остается и смысл подобной провокации, а также то, кому она может быть хоть чем-то выгодно.
PS Сторонники мэра Краснодара поспешили обвинить во всем "Единую Россию".