Летом в горном лесу рубили просеку, расчищая место вдоль старой грунтовой дороги. Затем здесь появились грузовики с гравием и щебнем – дорогу укрепляли, чтобы к началу октября автотрасса Абинск – Кабардинка была готова принять первых желающих сократить дорогу к морю. Экономия времени немалая – расстояние от Краснодара до Новороссийска сократится на 15 километров, а до Геленджика – на все 57. Правда, ехать придется если не на джипе, то на достаточно проходимой машине – асфальт на 10 километрах лесной дороги появится не так скоро. Власти Абинского района решили не ждать, пока их идеей заинтересуются в Краснодаре и Москве, они сами привлекли инвесторов и начали разработку проекта "Абинский транспортный производственный погрузочный узел", который должен создать альтернативу ныне существующей автотрассе на Новороссийск.
О том, что нынешние мощности новороссийского транспортного узла не справляются с возросшим потоком грузов, в России говорят давно. Через Новороссийск сегодня проходит более 30 % российского экспорта суммарной стоимостью 17 млрд. евро ежегодно, и эти объемы неизменно растут. Однако транспортная инфраструктура города, созданная в советские времена, приносит немало проблем и владельцам порта, и горожанам: все автомобильные и железнодорожные перевозки осуществляются прямо по городским улицам. И портовики, и железнодорожники терпят миллионные убытки от простоев грузов, которые зачастую оказываются в буквальном смысле заперты в транспортном потоке. Ситуация осложнилась после того, как части Черноморского флота начали перебазироваться из Севастополя в Новороссийск: военные потребовали свою долю в грузопотоке для снабжения новой базы флота вооружением и имуществом.
Именно военные строители – производственно-строительная корпорация "Кавказвоенстрой" – в начале этого года выступила инициатором создания альтернативной транспортной развязки Абинск – Кабардинка, а администрация города Абинска поддержала этот проект. Собственно говоря, ничего нового военные не предложили: замыслы о восстановлении старой дороги в горах общей протяженность около 30 километров, существуют очень давно, да и сама дорога может считаться исторической реликвией. Ее проложили еще во время Кавказской войны, в начале прошлого века российский Генеральный штаб разработал подробный проект создания на базе грунтовой дороги современного шоссе, а во время Великой Отечественной войны по этому маршруту шли военные грузы.
Потом дорога в лесу стала никому не нужна, единственным ее владельцем оказался местный лесхоз, пустивший вдоль просеки машины для вывоза древесины. В 1997 году был заключен договор с итальянской фирмой на строительство трассы Абинск – Кабардинка. Итальянцы проектировали автобан на уровне последних достижений мировой техники: идеально прямой, с тоннелями, эстакадами и мостами. Стоимость проекта достигала 500 млн. долларов, инвесторы предполагали эксплуатировать дорогу в "платном режиме" 10 лет, а затем передать в краевую собственность. Дефолт 1998 года похоронил этот замысел, вернуться к которому в Абинске смогли только сейчас.
- Свою заинтересованность в строительстве новой автотрассы высказали крупнейшие предприятия Новороссийска: Новороссийское морское торговое пароходство, цементные заводы, судоремонтный завод, – рассказывает заместитель главы администрации Абинского района Виктор Когитин. – Нас поддерживают администрация Новороссийска, краевой дорожный комитет, Инвестиционный центр возрождения Кубани. В мае этого года на экономическом форуме в Ганновере проект автотрассы Абинск–Кабардинка был признан одним из наиболее интересных, нас поддержал Российско-германский инвестиционный центр.
Авторы проекта считают, что в строительстве новой дороги кровно заинтересован и город-курорт Геленджик: если отдыхающий делает крюк через Новороссийск, неизвестно, доедет ли он до Геленджика или останется загорать где-нибудь поближе – в Широкой Балке или Южной Озереевке. Для местных предпринимателей трасса должна стать настоящим центром притяжения – появляются возможности для строительства новых АЗС, магазинов, гостиниц, кафе.
Ожидается, что осуществление проекта даст мощный толчок развитию туризма – трасса проходит по красивейшим местам Кавказа, которые сейчас доступны только любителям пеших походов. В администрации Абинского района уверены, что желающие срезать крюк по дороге к морю в любом случае найдутся, даже если за это придется заплатить.