Разговоры о возможным объединении Краснодарского края с Республикой Адыгея возникают периодически, каждый раз воскрешая в памяти нетленный образ товарища Саахова: "Жених согласен, родственники тоже, вот только с невестой неувязка". Герои фильма, как вы помните, нашли решение, адекватное комедийному жанру и кавказскому менталитету: мешок на голову невесте – и все дела. В нашем случае "невеста" тоже пока согласия не высказывала, но будет ли это принято во внимание?
Глава Краснодарского края Александр Ткачев, встречаясь с журналистами, недавно в очередной раз озвучил вариант президентской идеи о слиянии регионов. "Тенденция укрупнения территорий – это реальность современной российской политики. В свое время Краснодарский край и Адыгея были единым целым, и может быть, к этому стоит вернуться. Объединение позволит уменьшить число управленцев, преодолеть бюрократические барьеры. Интеграции может способствовать наличие единой инфраструктуры в двух соседних субъектах. У Кубани и Адыгеи единая внутренняя духовность, культура и вероисповедание. Но объединение возможно лишь в том случае, если за него выскажутся люди", – заявил А. Ткачев.
В ответ на это пресс-служба президента Адыгеи распространила официальное заявление президента республики Хазрета Совмена, в котором, в частности, говорится, что пересмотр административных границ, влекущий понижение статуса Республики Адыгея либо ее упразднение, "представляется историческим регрессом и серьезной политической ошибкой, способной повлечь негативные последствия, особенно, на фоне сложной общественно-политической ситуации в Северо-Кавказском регионе". Призывает президент Адыгеи и не забывать "о предсказуемой реакции среди многомиллионной адыгской (черкесской) диаспоры, для которой Российская Федерация, Адыгея – это историческая Родина и мощный защитный морально-психологический фактор".
Ох уж этот глас народа, бесценный капитал и разменная монета политиков! Как узнать, чего этот часто упоминаемый народ на самом деле хочет? Данные социологических опросов на тему объединения регионов в крае не публиковались, а в Адыгее общественное мнение на данный предмет не изучалось вообще – это подтвердил пресс-секретарь президента республики Абрек Чич.
Бывая в Адыгее, я задавала вопрос о возможном слиянии соседних регионов жителям республики – и русским, и адыгам, людям простым, не из региональной элиты. Реакция была на удивление единодушной: нам все равно, как начальство решит, так и будет. Конечно, такой эрзац-опрос страдает хронической неполнотой и ненаучностью, но совершенно ясно, что жители Адыгеи в Краснодарский край не рвутся и не считают, что жизнь на другом берегу Кубани богаче и стабильнее. В противном случае на Яблоновском мосту пришлось бы строить пограничный пункт и вводить визовый режим, чтобы защитить край от нашествия голодных соседей.
Нищая Абхазия и богатая по сравнению с ней Кубань демонстрируют наглядно, как более благополучный регион затягивает в свою орбиту хилую экономику соседа: стоит только увидеть несчастных теток с тележками, которые давятся в очереди на границе. Но адыгейские крестьяне в отличие от абхазских почему-то не спешат вывезти свою продукцию на краснодарское рынки – значит, есть кому покупать помидоры на месте, в республике? А кто-нибудь видел в Краснодаре бригады гасарбайтеров – адыгов, готовых вкалывать за копейки, как узбеки и молдоване?
Статистические данные об экономической ситуации в двух регионах лукавы и объективной картины реального соотношения потенциалов не дают хотя бы в силу того, что "весовые категории" края и республики совершенно разные. Кстати, сейчас оба региона дотируются из федерального центра. Можно, допустим, сопоставить сведения об инвестиционной привлекательности края и республики, приведенные на официальном сайте ЮФО со ссылкой на журнал "Эксперт": "Адыгея относится к числу регионов со сравнительно малоблагоприятным инвестиционным климатом, незначительный инвестиционный потенциал республики сочетается с умеренным риском. Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом и признан привлекательным для высокоэффективного размещения миллиардов долларов инвестиций".
Но означает ли это, что при административном слиянии территорий инвестиционная привлекательность Кубани распространится на соседнюю территорию? Да и бог с ней, с привлекательностью, это штука абстрактная, на жизненные реалии влияющая мало. Стоит сказать о вещах более простых и понятных.
По данным полномочного представительства Президента РФ в ЮФО, средняя заработная плата в 2003 году по всем отраслям экономики в Краснодарском крае составила 5505 рублей, в Адыгее – 4278 рублей. Уровень безработицы в крае составляет 1 %, в Адыгее – 4,5%. В двух соседних не слишком благополучная демографическая ситуация: в Краснодарском крае количество умерших превышает количество родившихся в 1,5 раз, а в Адыгее – в 1,7 раз.
Конечно, показатели в крае несколько лучше, чем в республике, и при сравнительном анализе разрыв может выглядеть внушительно. Но в абсолютном выражении, согласитесь, нет большой разницы – 5 тысяч зарплаты или 4 получает среднестатистический работник. В любом случае этого хватает, чтобы кое-как свести концы с концами. Получается, что край и республика живут приблизительно одинаково, в умеренной нищете. И кто кого должен брать на буксир?
Наверное, эти выводы кажутся дилетантскими, но где мнение профессионалов? Ни один ученый, управленец или политик в крае до сих пор не выступил с ясной и четкой концепцией "за" или "против" объединения.
Если мы считаем идею укрупнения регионов экономическим проектом, почему никто не говорит об ожидаемых выгодах? Возможно, такие исследования ведутся в глубокой тайне, но уж коль скоро идея начала широко обсуждаться, хотелось бы услышать от краевых властей хоть какие-то аргументы кроме рассуждений о том, что вместе лучше, чем врозь. Допустим, одной из целей объединения является дебюрократизация – так давайте прикинем, сколько чиновников можно сократить, сколько средств можно сэкономить и на какие благие дела их пустить. Если речь идет о преодолении административных барьеров между двумя регионами – нужны данные о том, сколько мы теряем из-за этих самых барьеров. Ну и так далее.
В этом случае можно вести предметный разговор и убеждать противников идеи, у которых тоже есть вполне логичная аргументация: "Да у вас самих в крае кругом нищета и беспорядок. Сначала разберитесь со своими проблемами, а потом приставайте к нам со своей любовью". Честное слово, именно так сказал мне один вполне интеллигентный человек, житель Адыгеи, один из немногих собеседников, занявших по вопросу объединения вполне определенную позицию. И что ему на это возразить?
Один из приверженцев идеи слияния регионов, председатель краевого совета сторонников партии "Единая Россия" генерал Игорь Агарков в качестве одного из аргументов "за" привел аналогию: когда объединились две части бывшей разделенной Германии, жителям ФРГ пришлось пойти на определенные жертвы для того, чтобы уровень жизни в стране выровнялся.
Однако главные причины, заставляющие руководителей края и страны говорить о возможном слиянии регионов, все же лежат вне сферы экономики, и эти причины генерал Агарков назвал совершенно недвусмысленно: "Рано или поздно нам надо уходить от национальных образований. В свое время Россия делилась на губернии, и это было оптимальным вариантом государственного устройства. Когда потом были созданы национальные образования, получилось, что в них предпочтение отдавалось одной нации над другой, что вносило междоусобицу: люди "нетитульной" нации ощущали себя гражданами второго сорта. Бывают политические ошибки, и нужна воля к их исправлению. И не надо все время на кого-то оглядываться, не надо заигрывать. Надо принимать решения и проводить их в жизнь".
Да, идея исправления "исторической несправедливости" по отношению к "нетитульным" нациям, если провозгласить ее открыто, может стать очень популярной, особенно среди русскоязычного населения Адыгеи, которое составляет, по разным оценкам, от 75 до 80 % населения республики. Но не только там, естественно. Ликвидация национальных образований, по замыслу авторов затеи, должна польстить "национальной гордости великороссов", и, наверное, подвигнуть этих самых великороссов к поддержке нынешнего курса на следующих выборах.
Правда, как сказал Козьма Прутков, "не для какой-то Анюты из пушек делают салюты", и едва ли грандиозная перетряска политико-административного устройства России затеяна лишь для привлечения голосов избирателей.
Похоже, что мы слышим первые звуки похоронного звона по нынешним национальным элитам. Московские аналитики давно говорят о том, что руководство большинства национальных образований способно только на то, чтобы тянуть деньги из федерального центра, не обеспечивая при этом ни порядка, ни экономического роста на своих территориях. До недавнего времени федеральные власти закрывали глаза на эти вещи, тем более что у президентов национальных республик был в запасе непробиваемый аргумент: не троньте нашу национальную гордость и меня лично, а не то на моем месте окажется политик типа Дудаева или Масхадова. Или, не к ночи будь помянут, явится Басаев для защиты попранных национальных чувств. Но, похоже, сейчас в Москве уже не так боятся второго пришествия сепаратизма.
Подтвердить или опровергнуть московские идеи предстоит жителям Кубани. Кстати, географический термин "Кубань" включает два региона – Краснодарский край и Адыгею. А что, чем не аргумент в пользу объединения?