"РБК-Кубань", канал для деловых людей, накануне Дня Победы озаботился темой, не относящейся к бизнесу. Журналистов заинтересовало патриотическое воспитание в школе. Педагоги жаловались на плохие учебники и сокращение часов преподавания истории и не скрывали, что их критикуют за это ветераны. Подростки обратили внимание на то, что на телевидении "нет патриотических передач", а про участников войны вспоминают, "только когда праздники".
С советских времен в сознании большинства россиян понятие "патриотизм" проходит по разряду "воспитание уважения к армии и военным подвигам". Недалеко ушли от этого стереотипа и наши телевизионщики. Местные каналы, не замечавшие юбилея в течение всего телесезона, вдруг прорвало. За неделю-две до торжеств на зрителя полились "сочинения на тему Победы". Ощущение, будто компании тоже хотели отметиться перед советами ветеранов и учредителями о своем вкладе "в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения". У некоторых это на самом деле походило на "галочки" в формальных отчетах.
"Война и сейчас находится среди нас", – эти слова произнес молодой человек из краевого центра поисковых отрядов в последней программе "Живая Кубань" (НТК). Останки безымянных героев до сих пор лежат в земле вдоль всей Голубой линии. О ее стратегическом значении, о том, что такое война в кавказских горах, о том, как родилась в нашем небе "кубанская этажерка" поведал Валерий Тимощенко. И сделал это, как всегда негромко, но удивительно душевно. В своих фильмах или телепередачах режиссер очень часто обращается к незаживающей ране нашей истории. Находит или покупает редкие архивные киноматериалы, записывает на видеопленку рассказы очевидцев. Интерес к столь актуальной нынче теме вызван не боязнью упустить "уходящую натуру", скорее тем, что его, как и любого художника, волнуют личности. Документалист вновь (как в фильме "Черноморский десант" на федеральной "Культуре") встретился с великолепным рассказчиком – Георгием Савенковым. Морской разведчик, как и большинство наших ветеранов, знает в подробностях планы фронтовых операций, читал мемуары военачальников, наших и противника. Но в отличие от многих может передать виденное и пережитое самим ярко, зримо, эмоционально. И понимание того, что перед тобой человек, который и будет держать аудиторию, создавать тот самый "эффект присутствия", – тоже есть свойство настоящего режиссера.
В программе "Кубань казачья" на ГТРК, к сожалению, не увидели, что человек, специально приехавший к ним на телекомпанию, в состоянии один живописать подвиги земляков. Я говорю о Валентине Гавриловиче Коломийце, председателе совета ветеранов 4-го Гвардейского Кубанского кавалерийского казачьего корпуса. Он стал всего лишь "устной иллюстрацией" к рассказу о битве под Кущевской. Такая же, в общем-то, роль была отведена и другим участникам тележурнала. Почему-то съездить на место выдающегося сражения телевизионщикам в голову не пришло. Зачем, когда всесоюзных архивов навалом, в Интернете фотографии выложены?
Таким же скучным "видеоуроком" стал трехсерийный фильм "Фронтовики, наденьте ордена!". Участники жесточайших боев, вопреки названию, не стали героями повествования, сплошь построенного на кадрах хроники. Закадровый текст вызывал в памяти доклады на партконференциях и съездах. Что нового добавили авторы к хорошо известной кинодокументалистике? Обнаружили неведомые ранее факты о сражениях за Кубань? Восстановили справедливость в отношении забытых фамилий? Нашли незатертую интонацию или оригинальное художественное решение в рассказе об известном? Видимо, да – в фильме третьем член краевого совета ветеранов говорит о том, что вся Россия завидует нам, потому что у нас …хороший губернатор.
Недалеко ушли и создатели разных, но очень похожих фильмов серии "Победители" на каналах "Рамблер-Краснодар" и "Екатеринодар". Работа проделана большая – охвачены все главные этапы Великой Отечественной войны, но опять же с непонятной целью. Все это уже сказано на экране, и не только на центральных каналах. (На местном ТВ несколько лет назад были подобные, а иногда и более серьезные, произведения. Никто еще раз не показал щемящий сердце фильм о Михизеевой Поляне, сделанный тем же Тимощенко пару лет назад). Сами ветераны выступают в этом видеомузее-2005 в роли экскурсоводов по страницам Большой Истории. А так хотелось услышать быль с живыми подробностями от разведчика с позывными "Я – Кубань"!
Без пафоса медных труб и воды шаблонных текстов, без пылающих кроваво-красных заставок обошлись Татьяна Дунаева и Наталья Бражникова на "НТК". О безрадостной судьбе человека, в негероической биографии которого и голод в коллективизацию, и немецкий плен, и советский лагерь рассказали в одном из выпусков "Казачьего вестника". В другом – воспоминания жителей станицы Дербентской, оказавшихся на нейтральной полосе, между фашистами и нашими. Про то, как по 20 киллометров по горам носили мальчишки снаряды и провизию голодающим красноармейцам. Про то, как в каждом дворе станичники копали окопы для домочадцев. Про то, что стоят на хуторах полузаброшенные могилы с красными звездами на скромных пирамидках…
В "Культпроспекте" и выставки в музеях были освещены, и новые постановки на сценах города, и конфликт вокруг памятника Александру Покрышкину не обойден. Но самое главное – мы увидели Солдата Петра Петрова. Настоящего героя, который только на сцене произносил высокие слова, а в жизни оставался скромным и добрым человеком. Оказалось, и без фронтовой хроники можно вызвать у зрителя слезы.
Свою литературно-драматическую композицию актеры нашей Драмы посвятили своему старшему товарищу. И было видно, что работали они искренно, от всей души. Хотя именно на театре родилось выражение "датское представление" – спектакли к большим юбилеям и съездам КПСС. Чаще всего такие постановки сразу исчезали из репертуара после пышных премьер. Такой "датский", облегченный подход – в творческом и даже моральном плане – был заметен во многих информационных программах местного эфира. Оказалось, что старики, выходившие зимой на митинги против монетизации льгот, и "ветераны ВОВ" в апрельских и майских репортажах – одни и те же люди. Только про первых говорили без уважения, а вторых поливают елеем. И то в случае, если посчастливилось им попасть на официальный прием.
"Официоза" и начальства в предпраздничных новостях было так много, что начинались сомнения, кто же истинный герой этих торжеств. Правда, был единственный сюжет, когда все-таки захотелось увидеть и услышать местную власть. В программе "Город" рассказали о ветеране из станицы Марьянской, который живет практически в сарае. Кто он, как жил, почему так сложилась судьба, осталось за кадром. Единственное, что мы услышали, дед не хочет в дом престарелых. Станичник явно не с обложки журнала.
Ну что же, глянцу и так хватало. Чувство меры и вкус репортерам зачастую изменяли. Чего стоит материал в "Дне Кубани" на "НТК" об Офицерском Бале в филармонии. Журналистка погналась сразу за несколькими зайцами, но более всего была очарована блеском мероприятия на фоне "венецианских" зеркал. "В лучших традициях высшего света", "дамы вознамерились выучить французский", "непременно главное событие весны" – и далее щебетанье в том же духе. Единственное, чего не учла "светская львица", – не принято у аристократов обсуждать наряды гостей. Корреспонденты "АВС," увлекшись развлекательным форматом канала-партнера, "пристегнули" в праздничные новости и милитари-моду в секонд-хэндах, и автоматики в игрушечных магазинах. Такая вот "войнушка". А хорошая, искренняя ведущая программы "С инТереСом" в конце программы поблагодарила ветеранов за то, что молодые "знают о войне понаслышке". Нечаянная оговорка получилась знаковой.
Стариков, "так недолго любимых" местным ТВ, завтра на экране уже не будет. "Дата" уйдет в прошлое. До следующего юбилея. В общем, процитирую кубанских поисковиков еще раз, как пожелание на эту тему местным тележурналистам: "На многие годы – копать, копать и копать".
P.S. К пышной зелени улицы Красной кто-то придумал привязать на праздник бутафорские цветы. Зачем эта мертвечина? Давайте любить и уважать их, пока они еще здесь.