Панорама бухты Железный Рог впечатляет. С вертолета хорошо виден масштаб строительства. Гигантские краны, опоры аммиачного терминала, уходящего в море…
Эти кадры показывали на днях в новостях, когда в администрации края состоялось очередное совещание, на котором клеймили руководство "Тольяттиазота" за нарушения в проекте. Эту же самую картинку, но под совершенно другой – мажорный – текст нам показывали достаточно давно, когда губернатор на небе и на земле "благословлял" инвесторов-химиков…
Сюжеты, в которых одна и та же проблема через время освещается "с точностью до наоборот", на местном ТВ не то чтобы редкость – скорее правило. Не хотелось касаться городских страстей прошлогодней давности, но они самый яркий и впечатляющий пример использования журналистов в политических боях без правил. Тогда "бойцы видимого фронта" сильно упали в глазах граждан. Потому что, уж чьи грехи зарыты, а у телевизионщиков все наружу. Даже когда натерпевшаяся от городской власти программа "Город" стала сладострастно пинать обидчиков в каждой передаче, это тоже вызвало у многих отторжение. Потому что есть неписаный закон – лежачего не бьют. В интервью газете "Известия" бывший градоначальник сокрушенно заметил, что слишком поздно осознал, что такое свобода слова и объективность СМИ.
Почему люди учатся только на своих ошибках? Нового руководителя города скоро будут показывать из каждого утюга. Явных славословий еще немного, но тенденция появления нимба вокруг головы Владимира Лазаревича все явственней. В своем стремлении угодить журналисты не замечают явных нелепостей в гипертексте, каковым является выпуск новостей. Подразумевая истинный хозяйский подход Евланова к делу, на ТВ-3 в рассказе о ремонте детской поликлиники звучит: "подготовка к празднику (Дня города – авт.) началась не с закупки фейерверков". Далее из программы понимаешь, почему. Потому что ими, получается, давно затарились – уже средь бела дня устраивают салюты в лагере учхоза "Кубань" (по версии РБК-Е – в "детско-трудовом месте отдыха").
"Телевизионная реальность" давно воспринимается как нечто отдельное от настоящей жизни. Миллионы рублей вбухиваются в создание образов руководителей, далеких от их человеческой сущности. Живуч слепленный пиарщиками миф о всесилии "ящика". Для них объект продвижения – кандидат – равен стиральному порошку: чем чаще показываешь, тем больше лояльных потребителей. Но здесь действуют и другие законы. Количество может перейти в обратное качество, со знаком минус. Давно известно, пропаганда тем эффективней, чем незаметней и тщательней она ведется.
Но парадные господские одежки кроятся по одним и тем же лекалам. В "Краснодар сегодня" очередной спецреп – пятиминутное (!) "паркетное" видео с заседания про ТОСы, их новую "форму и содержание", где и.о. главы цитируется большими кусками не по разу. Говорить-то он, слава Богу, умеет, но быть "женихом на каждой свадьбе" – роль, легко подвергаемая осмеянию.
Регулярно нам показывают, как первый вице-губернатор отчитывает своих подчиненных за слабую собираемость налогов. И всякий раз обещает "в противном случае" лишить работы виновных. Был ли таким "противным случаем" переход руководителя Департамента экономического развития на должность советника губернатора – не объяснили. С такой же регулярностью первые лица края берут на себя в эфире персональную ответственность за разрешение различных трудных социальных проблем, начиная с ликвидации паленой водки и заканчивая решением квартирного вопроса. И "НТК" обожает об этих намерениях пафосно объявлять как о тотальной победе Добра. Но проблемы-то остаются, и любой здравомыслящий человек понимает, что решить их в одночасье не под силу даже президенту.
Может, новостийщикам перестать работать "громкоговорителями" и просто честно и профессионально выполнять свою работу по информированию населения? "Профессионально" означает, в том числе, объективно – с предоставлением различных точек зрения, с обязательным участием всех сторон в конфликтной ситуации. Тем более что "в нашей буче, боевой, кипучей" вершители судеб легко могут стать гонимыми. И наоборот.
Телевидение, и особенно новости, вообще-то поверхностны по сути своей. Анализ, расследование – епархия газетчиков. И зачастую попытки на экране выглядеть взвешенными не удаются, ведь хочется быстро – пришел, увидел, победил! Успеть в эфир – святое. Смело делаются выводы без предоставления и аргументов, и фактов. В "Дне Кубани" на "НТК" почему-то решили, что "цементный кризис – результат сговора двух монополистов", хотя ФАС, разбирающаяся в деле о "сером порошке" (раньше говорили "серое золото"), никогда об этом не заявляла.
Вообще, очень часто после просмотра репортажей в местных новостях остается ощущение недосказанности, как минимум, как максимум – обмана. А это легко достигается отсутствием ответов на обязательные вопросы – "кто сделал, что сделал, где, когда и как". А если журналистов все время использовать для пропаганды, все время меняя им задачу на противную… Не зря же сказано "единожды солгав, кто тебе поверит?".
Пышная встреча Патриарха РПЦ (которого на ГТРК упорно называли Алексием) по уровню торжественности обставлена как визит Президента РФ. Но, уверена, все, кто смотрел репортажи по телевизору, спрашивали себя, что с губернатором? Почему он сильно хромает и опирается на палочку? Никаких комментариев не последовало. И это не – "естественно". А в сюжете о слушаниях по призыву в ЗСК мелькнул в кадре руководитель комитета по делам молодежи со сломанной рукой. Может, и правда кто-то порчу навел на краевую администрацию? По крайней мере, слухи такие ходят. Чем больше закрытости – тем сплетен больше. И кому это нужно?
Между тем, во всем мире в солидных медийных корпорациях точность ценится выше оперативности. Но это, если вы хотите быть объективными. А то ведь может получиться, как в последнем выпуске информационно-развлекательной программы "Город". Сюжет про "Югбанк", который "обижает маленьких". Формально есть обе стороны конфликта, но, когда идет рассказ о "деяниях" банка, фоном звучит музыка из фильма "Бригада"…