Краснодар медленно зарастает памятниками. Суворов, Покрышкин, конь с казаком-основателем были словно аккордами звенящей бронзой симфонии, которая должна была завершиться победной одой — открытием восстановленного памятника императрицы Екатерине Великой, даровавшей казачеству земли Кубани. Вся эта "застывшая музыка" была призвана наглядно продемонстрировать окончательное и бесповоротное возвращение кубанских властей к историческим корням и показать сильно выросшее культурное значение столицы Краснодарского края. С помощью памятников это особенно удобно.
Было у монумента Екатерине и другое немаловажное значение: без его возвращения Кубанское казачье войско за рубежом отказывается передать казачьи регалии, временно хранящиеся в г. Хоуэлл (США). А без этих сакральных предметов, как известно, жизнь всего населения края никогда не станет по-настоящему счастливой.
Сначала торжественное открытие возрожденного монумента планировалось на лето 2005 года, затем оно плавно перекочевало на осень. Но и на День города, отмечающийся в сентябре, краснодарцы смогли увидеть только постамент. Что же случилось?
Для начала, как водится, немного истории. Памятник Екатерине Великой был построен в 1907 году по проекту скульптора Михаила Микешина на средства Кубанского казачьего войска. Памятник строился в течение 7 лет и представлял собой композицию, состоявшую из бронзовых фигур императрицы и исторических персонажей, связанных с прошлым кубанского казачества. Сразу после установления в городе Советской власти в 1920 году монумент был разобран, а затем переплавлен.
В 2003 году Законодательное Собрание Краснодарского края приняло решение воссоздать памятник на том же месте, где он стоял до революции. На эти цели из краевого бюджета было выделено 78 млн. рублей. Известный краснодарский скульптор Александр Аполлонов воссоздал монумент по фотографиям и дореволюционным эскизам. Договор на освоение средств в сумме 78 млн. рублей, выделенных их из краевого бюджета, был заключен между государственным заказчиком — департаментом культуры Краснодарского края и генеральным подрядчиком — ООО "Краснодарский художественный творческо-производственный комбинат" в апреле 2003 года.
Однако в 2004 году по инициативе заказчика проекта смета была урезана до 56 млн. рублей. В ходе выполнения работ была назначена ревизия краевого контрольно-ревизионного управления, после которой появилось предписание пересмотреть расценки в сторону снижения. В департаменте культуры Краснодарского края считают, что автор проекта Александр Аполлонов изначально завысил стоимость работы, взяв наивысшие расценки. В июле этого года Александр Аполлонов подписал договор, согласно которому он согласился с новой сметой на воссоздание памятника в сумме 56 млн. рублей.
— В администрации мне пообещали, что оставшуюся сумму доплатят из спонсорских денег, и я смогу выйти на реальную стоимость монумента, заложенную изначально, то есть 78 млн. рублей, — пояснил А. Аполлонов. — Однако затем заказчики стали требовать, чтобы я уложился в зафиксированную сумму, в основном за счет авторского гонорара в сумме 18 млн. рублей.
26 сентября руководство ООО "КХТПК" уведомило скульптора о том, что департамент культуры края расторг с предприятием государственный контракт по воссозданию и установке памятника Екатерине II. В связи с этим комбинат попросил художника вернуть элементы скульптуры, выполненные автором и оплаченные предприятием, в том числе эскизные проекты, рабочие модели фигур и элементов декора в гипсе и воске на общую сумму 18 млн. рублей.
Адвокат Александра Аполлонова Евгений Иванов-Кулигин не исключает того, что по рабочим моделям художника завершать работу над монументом будет другой автор. Е. Иванов-Кулигин считает, что действия департамента культуры находятся в противоречии с федеральным законом "Об авторском праве".
— 28 сентября, мы подали иск в Первомайский районный суд о защите авторских прав. Мы намерены потребовать признания авторских прав господина Аполлонова на памятник Екатерине II в мягком материале и бронзе, а также запрещения воспроизводить памятник без согласия автора, то есть Александра Аполлонова, — подчеркнул адвокат. — Я вам скажу так: в Москве подобный памятник стоил бы в 250 млн. рублей, у нас его захотели сделать за 78 млн. Потом и эту сумму урезали до 47 млн. ОБЭП 1,5 года тряс Аполлонова, а потом департамент культуры Краснодарского края и вовсе отстранил его от выполнения заказа, расторгнув договор. Нам сказали, что доделывать они будут сами. А это уже прямое нарушение прав.
Однако легким, по мнению адвоката, это дело не будет.
— Мы судимся с администрацией края, а это проблемно, вы должны понимать. Телефонного права у нас в стране пока никто не отменял: если Ткачев позвонит председателю суда Чернову и попросит его решить дело в пользу администрации, сами знаете, что последует, — говорит Иванов-Кулигин.
Как стало известно, заместитель директор департамент культуры администрации края господин Расторгуев уже побывал в Ростов-на-Дону, где изъял детали памятника, которые отливались там в одной из лучших литейных мастерских юга России.
— Мы пытались урегулировать конфликт полюбовно, но Ткачев проигнорировал наши доводы, и мы подали иск в суд, — рассказал адвокат. — Тут вот в чем вопрос: творческий процесс пытаются измерить количеством вбитых гвоздей и мешков цемента. Нам мягко сказали, не суйтесь не в свое дело.
Кроме того, адвокат скульптора Аполлонова намерен на днях обратиться в суд еще с одним иском о защите чести и достоинства.
— Вышел ряд статей, в которых оклеветали моего подзащитного, сказав, что он израсходовал не известно, куда спонсорские средства. Об этом писала и "Комсомольская правда" два месяца. В некоторых московских изданиях журналисты писали, что памятник обходится администрации слишком дорого. Это уже клевета, — заявил адвокат.
Так и живем…
Подробнее о памятнике работы Микешина
Было у монумента Екатерине и другое немаловажное значение: без его возвращения Кубанское казачье войско за рубежом отказывается передать казачьи регалии, временно хранящиеся в г. Хоуэлл (США). А без этих сакральных предметов, как известно, жизнь всего населения края никогда не станет по-настоящему счастливой.
Сначала торжественное открытие возрожденного монумента планировалось на лето 2005 года, затем оно плавно перекочевало на осень. Но и на День города, отмечающийся в сентябре, краснодарцы смогли увидеть только постамент. Что же случилось?
Для начала, как водится, немного истории. Памятник Екатерине Великой был построен в 1907 году по проекту скульптора Михаила Микешина на средства Кубанского казачьего войска. Памятник строился в течение 7 лет и представлял собой композицию, состоявшую из бронзовых фигур императрицы и исторических персонажей, связанных с прошлым кубанского казачества. Сразу после установления в городе Советской власти в 1920 году монумент был разобран, а затем переплавлен.
В 2003 году Законодательное Собрание Краснодарского края приняло решение воссоздать памятник на том же месте, где он стоял до революции. На эти цели из краевого бюджета было выделено 78 млн. рублей. Известный краснодарский скульптор Александр Аполлонов воссоздал монумент по фотографиям и дореволюционным эскизам. Договор на освоение средств в сумме 78 млн. рублей, выделенных их из краевого бюджета, был заключен между государственным заказчиком — департаментом культуры Краснодарского края и генеральным подрядчиком — ООО "Краснодарский художественный творческо-производственный комбинат" в апреле 2003 года.
Однако в 2004 году по инициативе заказчика проекта смета была урезана до 56 млн. рублей. В ходе выполнения работ была назначена ревизия краевого контрольно-ревизионного управления, после которой появилось предписание пересмотреть расценки в сторону снижения. В департаменте культуры Краснодарского края считают, что автор проекта Александр Аполлонов изначально завысил стоимость работы, взяв наивысшие расценки. В июле этого года Александр Аполлонов подписал договор, согласно которому он согласился с новой сметой на воссоздание памятника в сумме 56 млн. рублей.
— В администрации мне пообещали, что оставшуюся сумму доплатят из спонсорских денег, и я смогу выйти на реальную стоимость монумента, заложенную изначально, то есть 78 млн. рублей, — пояснил А. Аполлонов. — Однако затем заказчики стали требовать, чтобы я уложился в зафиксированную сумму, в основном за счет авторского гонорара в сумме 18 млн. рублей.
26 сентября руководство ООО "КХТПК" уведомило скульптора о том, что департамент культуры края расторг с предприятием государственный контракт по воссозданию и установке памятника Екатерине II. В связи с этим комбинат попросил художника вернуть элементы скульптуры, выполненные автором и оплаченные предприятием, в том числе эскизные проекты, рабочие модели фигур и элементов декора в гипсе и воске на общую сумму 18 млн. рублей.
Адвокат Александра Аполлонова Евгений Иванов-Кулигин не исключает того, что по рабочим моделям художника завершать работу над монументом будет другой автор. Е. Иванов-Кулигин считает, что действия департамента культуры находятся в противоречии с федеральным законом "Об авторском праве".
— 28 сентября, мы подали иск в Первомайский районный суд о защите авторских прав. Мы намерены потребовать признания авторских прав господина Аполлонова на памятник Екатерине II в мягком материале и бронзе, а также запрещения воспроизводить памятник без согласия автора, то есть Александра Аполлонова, — подчеркнул адвокат. — Я вам скажу так: в Москве подобный памятник стоил бы в 250 млн. рублей, у нас его захотели сделать за 78 млн. Потом и эту сумму урезали до 47 млн. ОБЭП 1,5 года тряс Аполлонова, а потом департамент культуры Краснодарского края и вовсе отстранил его от выполнения заказа, расторгнув договор. Нам сказали, что доделывать они будут сами. А это уже прямое нарушение прав.
Однако легким, по мнению адвоката, это дело не будет.
— Мы судимся с администрацией края, а это проблемно, вы должны понимать. Телефонного права у нас в стране пока никто не отменял: если Ткачев позвонит председателю суда Чернову и попросит его решить дело в пользу администрации, сами знаете, что последует, — говорит Иванов-Кулигин.
Как стало известно, заместитель директор департамент культуры администрации края господин Расторгуев уже побывал в Ростов-на-Дону, где изъял детали памятника, которые отливались там в одной из лучших литейных мастерских юга России.
— Мы пытались урегулировать конфликт полюбовно, но Ткачев проигнорировал наши доводы, и мы подали иск в суд, — рассказал адвокат. — Тут вот в чем вопрос: творческий процесс пытаются измерить количеством вбитых гвоздей и мешков цемента. Нам мягко сказали, не суйтесь не в свое дело.
Кроме того, адвокат скульптора Аполлонова намерен на днях обратиться в суд еще с одним иском о защите чести и достоинства.
— Вышел ряд статей, в которых оклеветали моего подзащитного, сказав, что он израсходовал не известно, куда спонсорские средства. Об этом писала и "Комсомольская правда" два месяца. В некоторых московских изданиях журналисты писали, что памятник обходится администрации слишком дорого. Это уже клевета, — заявил адвокат.
Так и живем…
Подробнее о памятнике работы Микешина