24 апреля 1998 года N 448
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА КУБАНСКОГО ВОЙСКОВОГО
КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА
В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и впредь до принятия Федерального закона о российском казачестве постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Устав Кубанского войскового казачьего общества.
2. Главному управлению казачьих войск при Президенте Российской Федерации:
обеспечить приведение решений Кубанского войскового казачьего общества в соответствие с Уставом Кубанского войскового казачьего общества;
внести в установленном порядке на утверждение Президента Российской Федерации кандидатуру атамана Кубанского войскового казачьего общества.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
24 апреля 1998 года
N 448
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 24 апреля 1998 г. N 448
УСТАВ
КУБАНСКОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА
I. Общие положения
1. Настоящий Устав распространяется на Кубанское войсковое казачье общество (далее именуется Кубанское казачье войско), а также на входящие в его состав отдельские (окружные) казачьи общества (далее именуются казачьи отделы), станичные, хуторские, городские казачьи общества (далее именуются станичные казачьи общества).
2. Кубанское казачье войско создается в целях:
объединения граждан Российской Федерации, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы (деятельности), проживающих на территориях Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево - Черкесской Республики;
несения членами Кубанского казачьего войска (далее именуются казаки) государственной и иной службы (деятельности);
развития в современных условиях традиционного казачьего уклада жизни и форм хозяйствования;
возрождения и сохранения исторических, культурных и духовных традиций казачества;
реализации и защиты гражданских прав и свобод казаков;
повышения престижности военной службы, проведения мероприятий по военно - патриотическому воспитанию молодежи, культурно - массовой и спортивной работе;
осуществления иной деятельности, предусмотренной федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
3. Кубанское казачье войско создается и действует на основе добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности, уважения прав и свобод человека и гражданина, а также подконтрольности и подотчетности федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставом) субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Правовую основу деятельности Кубанского казачьего войска составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, конституции (устав) субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления, а также настоящий Устав.
5. Месторасположение правления Кубанского казачьего войска - г. Краснодар.
6. Кубанское казачье войско имеет свой герб, знамя с изображением этого герба, а также печать, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его работы.
7. Кубанское казачье войско является юридическим лицом и имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и других кредитных организациях. Оно вправе от своего имени совершать юридически значимые действия, приобретать имущественные и неимущественные права, получать кредиты, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, осуществлять иные права, принадлежащие юридическому лицу.
II. Состав и структура Кубанского казачьего войска
8. Кубанское казачье войско - самостоятельное войсковое казачье общество с фиксированным персональным составом, расположенное на территориях Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево - Черкесской Республики в пределах границ, согласованных с органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
9. Кубанское казачье войско состоит из казачьих отделов. Казачий отдел состоит из станичных казачьих обществ с фиксированным персональным составом.
Конкретные границы территории, на которой располагается казачий отдел, устанавливаются по согласованию с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В пределах этой территории решением войскового сбора устанавливаются границы станичных казачьих обществ и их наименования.
10. Станичные казачьи общества - объединения казаков одного или нескольких сельских и городских поселений либо иного населенного пункта с фиксированным персональным составом.
Все казаки Кубанского казачьего войска должны быть членами станичного казачьего общества по месту жительства.
11. Деятельность казачьих отделов и станичных казачьих обществ осуществляется в соответствии с уставами, которые принимаются на сборах этих казачьих обществ.
Настоящий Устав является обязательным при разработке казачьими отделами и станичными казачьими обществами своих уставов.
12. Уставы казачьих отделов и станичных казачьих обществ, разработанные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) соответствующего субъекта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления, а также настоящим Уставом, подлежат обязательному утверждению соответственно главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований.
III. Основные задачи и права Кубанского казачьего войска
13. Основными задачами Кубанского казачьего войска являются:
возрождение кубанского казачества, обеспечение его единства, защита гражданских прав и свобод, чести и достоинства казаков;
участие в разработке единой государственной политики возрождения и развития российского казачества, исходя из исторических и современных потребностей государства, обеспечение реализации программ государственной поддержки казачьих обществ;
организация и обеспечение исполнения казаками Кубанского казачьего войска взятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы (деятельности);
руководство казачьими отделами и станичными казачьими обществами, оказание им необходимой помощи при решении вопросов, касающихся их уставной деятельности;
восстановление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации традиционных форм управления казачьим обществом;
взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам возрождения кубанского казачества, реализации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о государственной поддержке казачества;
организация в установленном порядке подготовки казаков к военной и иной службе, создание необходимых условий для исполнения казаками воинской обязанности в соответствии с федеральным законодательством;
обеспечение своевременного призыва казаков на военную службу, военные сборы и по мобилизации;
обеспечение выполнения мероприятий по гражданской и территориальной обороне и участие в них в установленном порядке;
взаимодействие с другими казачьими войсками в интересах возрождения и объединения российского казачества;
внедрение новых форм хозяйствования на основе традиционных форм землепользования;
организация и ведение учета казаков Кубанского казачьего войска;
культурное, духовное и нравственное воспитание казаков, сохранение и развитие казачьих традиций и обычаев, проведение мероприятий по военно - патриотическому воспитанию молодежи, культурно - массовой и спортивной работе;
забота о членах семей казаков, призванных на военную службу, оказание материальной и иной помощи семьям погибших (умерших) казаков, многодетным семьям, сиротам, инвалидам и пенсионерам;
развитие дружбы и сотрудничества, поддержание мира и согласия между народами Российской Федерации.
14. Кубанское казачье войско имеет право:
представлять и защищать интересы казаков в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
осуществлять в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации деятельность, направленную на возрождение культуры, обычаев и традиций казачества, норм нравственного воспитания детей, развитие традиционных форм землепользования наряду с семейным хозяйством и иной не запрещенной законом деятельностью;
создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны страны;
осуществлять иную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставом) субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
15. Кубанское казачье войско не вправе создавать в своей структуре военизированные объединения и вооруженные формирования.
IV. Принятие граждан Российской Федерации
в станичные казачьи общества и исключение из этих
обществ, права и обязанности казаков
16. Казаками станичных казачьих обществ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, относящие себя к потомкам кубанских и других казаков, взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы (деятельности), а также другие граждане Российской Федерации, вступившие в указанные казачьи общества и соблюдающие их уставы.
17. Основанием для вступления в станичное казачье общество является письменное заявление на имя атамана этого казачьего общества.
Гражданам, изъявившим желание вступить в станичное казачье общество, может устанавливаться испытательный срок, продолжительность которого определяется уставом этого казачьего общества.
В период испытательного срока указанные граждане имеют право совещательного голоса, на них распространяются все права и обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, уставами казачьего отдела и станичного казачьего общества, за исключением права занимать выборные должности в органах управления этих казачьих обществ.
По истечении испытательного срока окончательное решение о приеме или об отказе в приеме гражданина в станичное казачье общество принимает сбор по представлению атамана этого казачьего общества.
18. Казаки станичных казачьих обществ имеют право:
избирать и быть избранными на выборную должность в органы управления станичного казачьего общества, казачьего отдела и Кубанского казачьего войска;
получать в соответствии с внесенным материальным, трудовым и интеллектуальным вкладом часть дохода от хозяйственной деятельности казачьих обществ;
носить в установленном порядке традиционную казачью форму одежды;
ставить вопрос о созыве внеочередного войскового сбора.
19. Казаки станичных казачьих обществ обязаны:
соблюдать настоящий Устав и уставы казачьего отдела, станичного казачьего общества, точно и беспрекословно выполнять решения войскового сбора, приказы и распоряжения атаманов;
нести государственную и иную службу (деятельность);
личным материальным, трудовым и интеллектуальным вкладом способствовать развитию и укреплению казачьих обществ;
активно участвовать в патриотическом воспитании молодых казаков, подготовке их к несению военной и иной службы;
хранить и развивать казачьи традиции, культуру, беречь честь и достоинство казака, крепить единство российского казачества;
сохранять добрососедские отношения с неказачьим населением, приумножать собственность казачьих обществ и обеспечивать ее сохранность;
исполнять воинскую обязанность, быть постоянно готовыми к несению военной службы в соответствии с федеральным законодательством;
принимать участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
предоставлять в установленном порядке в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности.
20. За ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 19 настоящего Устава, гражданин может быть лишен права решающего голоса или исключен из станичного казачьего общества.
Решение об исключении гражданина из станичного казачьего общества может быть принято на сборе указанного общества не менее чем двумя третями голосов от числа казаков, имеющих право решающего голоса.
Исключение гражданина из станичного казачьего общества не влечет за собой прекращения прав и обязанностей членов станичного казачьего общества для членов его семьи.
Основания для лишения гражданина права решающего голоса или исключения его из станичного казачьего общества и порядок применения этих мер воздействия определяются уставом этого казачьего общества.
V. Органы управления Кубанского казачьего войска
21. Высшим представительным органом управления Кубанского казачьего войска является войсковой сбор, а в период между войсковыми сборами - совет атаманов - войсковая рада Кубанского казачьего войска (далее именуется войсковая рада).
Участниками войскового сбора являются: атаман Кубанского казачьего войска, его заместители, правительство Кубанского казачьего войска (далее именуется войсковое правительство), председатель войсковой рады, войсковой судья (председатель суда чести), атаманы казачьих отделов, станичных казачьих обществ, совет стариков и казаки - выборные.
Казаки - выборные избираются сборами станичных казачьих обществ, входящих в Кубанское казачье войско, сроком на три года в порядке и по нормам, которые установлены войсковой радой.
22. Войсковой сбор созывается один раз в год.
Внеочередной войсковой сбор может быть созван по требованию Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации, войскового правительства, контрольно - ревизионной комиссии, а также по инициативе не менее двух третей членов войсковой рады или не менее одной трети казаков Кубанского казачьего войска.
23. Дата созыва войскового сбора устанавливается приказом атамана Кубанского казачьего войска (далее именуется войсковой атаман) или решением войсковой рады за месяц до его созыва.
24. Войсковой сбор считается правомочным при присутствии на нем не менее двух третей от общего числа участников.
Решения войскового сбора принимаются при тайном голосовании большинством голосов от общего числа участников и оформляются письменно.
Решения войскового сбора подписываются войсковым атаманом, а также председателем войсковой рады.
25. Войсковой сбор:
принимает Устав Кубанского казачьего войска, рассматривает предложения о внесении в него изменений и дополнений и в случае принятия направляет их в установленном порядке на утверждение Президента Российской Федерации;
принимает решение о реорганизации или ликвидации Кубанского казачьего войска;
определяет основные направления деятельности Кубанского казачьего войска;
рассматривает и утверждает предложения о государственной поддержке российского казачества и иные предложения, представляемые в Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации;
координирует деятельность казачьих обществ, входящих в состав Кубанского казачьего войска;
утверждает ежегодно баланс (смету) Кубанского казачьего войска;
осуществляет контроль за расходованием денежных и материальных средств, устанавливает порядок распоряжения собственностью Кубанского казачьего войска;
рассматривает ход выполнения договоров о несении казаками государственной и иной службы (деятельности), заключенных в установленном порядке Кубанским казачьим войском и входящими в его состав казачьими обществами, принимает меры по исполнению казаками взятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы (деятельности);
рассматривает и утверждает ежегодные отчеты о деятельности Кубанского казачьего войска, в том числе о выполнении казаками взятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы (деятельности), для направления их в Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации;
избирает председателя войсковой рады, суд чести, контрольно - ревизионную комиссию, совет стариков, заслушивает их отчеты и принимает по ним решения;
представляет кандидатуры на должность войскового атамана в Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации для последующего внесения в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения об утверждении войскового атамана;
заслушивает отчеты войскового атамана, рассматривает вопрос об освобождении его от должности в случае неудовлетворительного исполнения своих обязанностей;
утверждает положение о контрольно - ревизионной комиссии;
утверждает положение о войсковой раде;
принимает решения по вопросам, внесенным войсковым атаманом;
рассматривает вопрос о принятии в состав Кубанского казачьего войска новых станичных казачьих обществ, вносит в установленном порядке изменения в структуру Кубанского казачьего войска;
определяет порядок оказания материальной и иной помощи семьям погибших (умерших) казаков, многодетным семьям, сиротам, инвалидам и пенсионерам, а также членам семей казаков, призванных на военную службу;
рассматривает предложения и ходатайства казаков, а также атаманов казачьих обществ, входящих в состав Кубанского казачьего войска, принимает по ним решения;
рассматривает другие вопросы, связанные с уставной деятельностью Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ.
26. Войскового атамана избирает войсковой сбор сроком на три года при тайном голосовании большинством голосов от общего числа участников войскового сбора. Выборы войскового атамана организует войсковая рада.
Кандидатами на должность войскового атамана могут быть казаки станичных казачьих обществ, входящих в состав Кубанского казачьего войска, не моложе 40 лет, пользующиеся доверием и уважением казаков, обладающие организаторскими способностями и высокой нравственностью.
Войсковой атаман вступает в должность после утверждения его кандидатуры Президентом Российской Федерации.
27. Войсковой атаман является старшим должностным лицом и осуществляет общее руководство Кубанским казачьим войском.
Войсковой атаман несет персональную ответственность за деятельность Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ.
28. Войсковой атаман:
представляет в установленном порядке Кубанское казачье войско в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
взаимодействует с Главным управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам уставной деятельности Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ;
организует и обеспечивает уставную деятельность Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ;
обеспечивает надлежащее исполнение казаками Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ взятых на себя обязательств по несению государственной и иной службы (деятельности) и других обязанностей;
назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей, назначает временно исполняющего обязанности войскового атамана, формирует войсковое правительство, определяет обязанности своих заместителей и членов войскового правительства;
подписывает финансовые и иные документы, издает приказы;
созывает войсковой сбор, вносит на его рассмотрение вопросы, относящиеся к уставной деятельности Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ.
29. Войсковая рада проводит свои заседания не реже двух раз в год либо в случае необходимости по требованию не менее половины членов войсковой рады.
Заседание войсковой рады считается правомочным при условии присутствия на нем не менее двух третей ее членов. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов войсковой рады.
Состав и полномочия войсковой рады, а также порядок ее работы, принятия и исполнения ею решений определяются положением, утверждаемым войсковым сбором.
30. Войсковое правительство является исполнительным органом Кубанского казачьего войска. Назначение на должность и освобождение от должности членов войскового правительства осуществляет войсковой атаман.
Количественный состав войскового правительства и условия оплаты труда его членов определяются войсковым атаманом.
Обязанности членов войскового правительства утверждаются войсковым атаманом.
31. Суд чести Кубанского казачьего войска избирается войсковым сбором сроком на три года при тайном голосовании в количестве семи человек. Членами суда чести могут быть наиболее авторитетные казаки не моложе 30 лет.
Положение о суде чести утверждается войсковым сбором.
32. Совет стариков Кубанского казачьего войска избирается войсковым сбором сроком на три года в количестве не менее 11 человек.
Членами совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные казаки в возрасте 60 и более лет, знающие и соблюдающие традиции и обычаи казачества.
Совету стариков по решению войскового сбора могут передаваться функции суда чести.
33. Совет стариков действует в соответствии с положением о нем, утверждаемым войсковым сбором. Члены совета стариков исполняют приказы войскового атамана и атаманов казачьих обществ, входящих в состав Кубанского казачьего войска, членами которых они являются.
34. Совет стариков имеет право:
отменять в период работы войскового сбора принятые на нем решения и ставить вопрос о повторном их обсуждении и голосовании. Такие решения вступают в силу только после их повторного принятия войсковым сбором;
приостанавливать работу войскового сбора в случаях возникновения конфликтной ситуации или проявления неуважения к войсковому атаману или войсковому сбору со стороны участников сбора.
VI. Обязательства казаков Кубанского казачьего войска
по несению государственной и иной службы (деятельности)
35. Казаки Кубанского казачьего войска несут военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
36. Казаки Кубанского казачьего войска берут на себя в установленном порядке обязательства по:
производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд;
охране общественного порядка;
участию в невойсковой охране государственной границы Российской Федерации;
охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также по сопровождению грузов;
охране объектов жизнедеятельности населения;
участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
участию в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации;
несению егерской, природоохранной и экологической службы, а также по контролю за использованием и охраной земель;
охране лесов от пожаров.
37. Кубанское казачье войско заключает в установленном порядке договоры с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти о несении казаками казачьих обществ, входящих в его состав, государственной и иной службы (деятельности), отнесенной к ведению Российской Федерации.
VII. Имущество Кубанского казачьего войска
38. Имущество Кубанского казачьего войска образуется в соответствии с федеральным законодательством в целях осуществления деятельности, указанной в настоящем Уставе.
39. Полномочия органов управления Кубанского казачьего войска по распоряжению собственностью Кубанского казачьего войска определяются специальным положением, утверждаемым войсковым сбором.
40. Специальное положение регулирует:
распределение полномочий по распоряжению собственностью Кубанского казачьего войска между войсковым атаманом и атаманами входящих в него казачьих обществ, а также между войсковым сбором, войсковым атаманом и войсковым правительством;
порядок передачи собственности Кубанского казачьего войска в оперативное управление входящим в его состав казачьим обществам и порядок ее изъятия;
иные вопросы, связанные с распоряжением собственностью Кубанского казачьего войска.
VIII. Финансово - хозяйственная деятельность
Кубанского казачьего войска
41. Финансово - хозяйственная деятельность Кубанского казачьего войска организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
За организацию финансово - хозяйственной деятельности отвечает заместитель войскового атамана.
42. Кубанскому казачьему войску и входящим в его состав казачьим обществам в предусмотренных федеральным законодательством случаях могут выделяться средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Эти средства используются в порядке, определяемом войсковым сбором по согласованию соответственно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
IX. Контроль за финансово - хозяйственной деятельностью
Кубанского казачьего войска
43. Для осуществления контроля за финансово - хозяйственной деятельностью Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ войсковой сбор избирает сроком на три года при тайном голосовании большинством голосов участников сбора контрольно - ревизионную комиссию в количестве семи человек.
В состав контрольно - ревизионной комиссии не могут входить казаки, избранные в органы управления Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ.
Полномочия контрольно - ревизионной комиссии и порядок ее работы определяются положением о ней, утверждаемым войсковым сбором.
44. Проверка (ревизия) финансово - хозяйственной деятельности Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ осуществляется по итогам годовой деятельности этих казачьих обществ, а также во всякое время по инициативе контрольно - ревизионной комиссии, решению войскового сбора, войсковой рады или сбора казачьего общества, входящего в состав Кубанского казачьего войска.
Войсковой сбор, войсковая рада или сбор казачьего общества, входящего в состав Кубанского казачьего войска, вправе поставить вопрос о проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ аудитором (гражданином или аудиторской организацией), не являющимся членом этих казачьих обществ.
45. Контрольно - ревизионная комиссия подотчетна только войсковому сбору.
46. По итогам проверки финансово - хозяйственной деятельности Кубанского казачьего войска и входящих в его состав казачьих обществ контрольно - ревизионная комиссия или аудитор за месяц до начала работы войскового сбора составляет заключение. Без такого заключения войсковой сбор не вправе утверждать ежегодный баланс (смету) Кубанского казачьего войска.
X. Заключительные положения
47. Решение о прекращении деятельности Кубанского казачьего войска может быть принято войсковым сбором, а в случае несоблюдения им настоящего Устава и федерального законодательства - Президентом Российской Федерации.
48. Реорганизация или ликвидация Кубанского казачьего войска производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
49. Настоящий Устав принят на войсковом сборе 12 декабря 1997 г. в г. Краснодаре.