Подписывая 30 июня 1796 года Жалованную грамоту верному войску Черноморскому на право владения землями Правобережья Кубани, Императрица Екатерина Великая, видимо, не представляла, какие трудности ожидают казаков-черноморцев на землях далекой Кубани, где им предстояло охранять государственную границу «от набегов народов закубанских».
После переселения осенью того же года на Кубань казаки одной частью провели зиму в Тамани, а часть во главе кошевым атаманом Захарием Алексеевичем Чепигой казаки провели тяжелую зимовку в землянках, вырытых в валах Ханского городка, несостоявшееся столице Кубанского княжества (г. Ейск).
С наступлением теплых дней Чепига с двумя пятисотенными конными полками выступил к берегу Кубани, туда, где командующий Кавказским корпусом генерал-аншеф И. В. Гудович перестраивал бывшую суворовскую крепость Александровскую в большую по размерам крепость Усть-Лабинскую.
23 мая Чепига приказал войсковому полковнику армии секунд-майору Кузьме Белому силами своего полка установит вниз по течению Кубани пограничные кордоны, начиная от разрушенного половодьем Воронежского редута, валы которого видны и нынче в 4 км. восточнее ст. Васюринской. И хотя Чепига приказал кордоны устанавливать в 10 верстах друг от друга, выполнить К. Белому это не удалось. Дело в том, что суворовские укрепления, построенные в 1778 году, были установлены не на разных расстояниях, а там, где это было удобно.
В первых числах К. Белый вышел к Карасунскому острову, где у его западной окраины он обнаружил валы большого древнего городища, на цитадели которого были видны валы Архангельского фельдшанца, построенного А. В. Суворовым в феврале 1778 г. Но, так как это укрепление было по размерам довольно малым, то К. Белый решил построить очередной кордон не в бывшем фельдшанце, а в рядом стоящей палатке, вспомогательном земляном укреплении, которое и получило от К. Белого новое наименование – Главно-Ореховатый кордон.
Данное наименование было основано на том, что рядом находящейся старице*, имевшей название Карасун (черная вода – тюрк.) было много водяного ореха «чилима», а в самом кордоне разместилась ставка начальника Черноморской кордонной линии.
Известно, что первым начальником Главного-Орехового кордона был его строитель Кузьма Белый, под командой которого состоял гарнизон из 6 старшин и 153 казаков из следующих куреней: Джирелиевского, Васюринского, Незамаевского, Калниболоцкого и Пашковского.
После основания города Екатеринодара кордон был казаками переименован на Главно-Екатеринодарский. На сохранившемся плане видно, что кордон имел вид правильного редута с фасами длиной до 40 саженей. На всех четырех углах возвышались полные бастионы, на которых стояли в разные годы 1-2 пушки, прикрывавшие местный брод. Оборонительные сооружения кордона состояли изо рва шириной до 12 футов и глубиной в 8 футов и земляного вала с двойным плетнем, забитым землей.
Внутри кордона имелись турлучные строения: две казармы, офицерский флигель, две конюшни, цейхаус и арсенал. Ворота были только в западном фасе. Дозорная вышка была не только на северо-западном бастионе, фотография которого сохранилась до наших дней.
После окончания Кавказской воны, в бывшем кордоне еще многие годы, даже при советской власти размещались небольшие воинские подразделения. Ныне на месте бывшего Главно-Екатеринодарского кордона возвышается здание «Кубаньэнерго» (ул. Ставропольская,2), у которого усилиями краеведов, Суворовского офицерского клуба и администрации Октябрьского района г. Краснодара в 200-летие г. Екатеринодара-Краснодара была установлена памятная доска со следующей надписью: «На этом месте весною 1778 года россияне под руководством великого полководца Александра Васильевича Суворова построили Архангельский фельдшанц, вошедший в состав укреплений Кубанской кордонной линии».
_________________
*Часть старого русла реки Кубань.
Историограф Кубанского казачьего войска
В. А. Соловьев