В конце 18 века на кубанскую землю пришли запорожские казаки под началом атамана Захария Чепеги. В их числе был войсковой судья Антон Головатый, образованный человек, поэт, знавший французский язык. Это знание впоследствии сыграло немаловажную роль: царица Екатерина не слишком милостиво приняла делегацию черноморских казаков, просивших аудиенции. И лишь после разговора с Антоном Головатым, ведшимся на французском, смилостивилась и одарила казаков правом селиться на кубанской земле и ею владеть.
Антон Головатый сложил свою голову в Персидском походе, под Баку, так и не узнав о том, что стал атаманом Черноморского войска после смерти Чепеги. Сейчас идут разговоры о перезахоронении останков Головатого, даже на краевом уровне - однако, пока не конкретные, нет для этого финансовой базы.
Это все - история, однако, именно во времена Антона Головатого были закреплены основы государственной службы казаков на Кубани и определены размеры денежного вознаграждения за эту службу - от атамана до рядового казака. С приходом большевиков ситуация изменилась, это известно. Сейчас она тоже меняется. Недавно была годовщина выхода в свет Указа президента РФ «О мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества». О том, в каком состоянии сейчас казачество, рассказывает начальник юридического отдела войскового правления Кубанского казачьего войска Святослав Иванов.
Принятые в начале 90-х законодательные и нормативные документы, определяющие место казачества в современном обществе, сыграли роль, которую невозможно переоценить. Ведь было время возрождения казачества как этноса, народа, что тоже юридически закреплено в документах тех лет. Сейчас другое время - казачье движение окрепло, развивается и для этого необходимы новые правовые акты.
- А какова сейчас ситуация с законодательной базой, основой деятельности казачьих обществ?
Казачество до сих пор в несколько неопределенном положении. Все существующие законы и нормативные акты не определяют строгой юридической базы для казачьих организаций. В частности, речь идет о государственной службе. Казачьи общества включены в Единый государственный реестр, казаки несут, по сути, государственную службу - и не являются государевыми людьми, оставаясь некоммерческой общественной организацией, то есть не получая из федерального бюджета пока никакой финансовой поддержки.
Готовится федеральный закон, который должен решить это противоречие. Такие попытки были, и неоднократно, однако, все предложения могли привести лишь к тому, что разошедшиеся по разным причинам в стороны казачьи организации (одни занялись возрождением культуры в чистом виде, другие стали заниматься коммерцией) пришли бы к еще более глубокому расколу. Ведь все предложенные проекты законов и законодательных актов предполагали абсолютное уравнение любых казачьих структур, вне зависимости от того, несут государственную службу члены таких структур, или нет.
- Есть что-то новое в отношении федеральной власти к вопросу создания четкой законодательной базы существования казачества?
Внесенный президентом Путиным новый проект, похоже, учитывает множество подобных нюансов, на которые ранее никто не хотел обращать внимание. Например, вводится, наконец, понятие госслужащего-члена казачьего общества, на условиях, равных другим госслужащим, однако, с сохранением этнических особенностей. Сейчас существуют военные подразделения, называемые «казачьими» - однако, служат в них не только казаки. В проекте же нового закона предполагается создание специальных казачьих подразделений со строгим принципом отбора.
Впервые введено понятие государственной службы казачьих обществ. Этим закрепляется возможность конкретного регулирования порядка госслужбы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. И - что очень важно - закреплено право казаков, несущих государственную службу, на финансирование из федерального бюджета.
- А разве ранее от государства казаки не получали ничего?
Кубань в этом отношении опередила остальные казачьи регионы. У нас существуют целевые программы, определяющие участие казаков в различных операциях, акциях, таких, как «Казаки против наркотиков». Эти целевые программы подкреплены финансированием из краевого бюджета, то есть региональная, местная власть участвует в процессе. Федеральная пока оставалась ни при чем. Теперь есть надежда на изменения к лучшему.
Б. Сергеев