Еле видение Кубани

Тем, кто слышал об успешной реализации в конце декабря Программы развития государственной передающей сети телевидения и радиовещания в Краснодарском крае, заголовок покажется странным. Сигнал ведь будет качественным везде, зона охвата увеличится максимально.

А через несколько месяцев  телекомпания "НТК" станет по-настоящему региональным каналом – с собственным программированием, без поддержки московского партнера.  Так, говорят, распорядился губернатор. Мол, жители края не видят на своих экранах  Кубань. 

На самом деле, вторая новость вовсе не вытекает из первой, как пытались это представить в некоторых СМИ. Действительно, для телевидения четкая картинка – основа основ. С технической точки зрения.  Со всех остальных, что передается и принимается – гораздо важнее того, как это делается. А у "НТК" вещание ведется с помощью космического спутника и смотреть его могло более 90 процентов кубанцев.

Почти два года назад в  статьях о местном телевидении мне уже приходилось писать о том, что на краевых каналах Кубань "отлюбливается по полной программе"  только в новостях,   в то время как практически нет передач о людях, истории и природе края, нет фольклора, нет даже любимого всей Россией казачьего хора Захарченко. И когда летом 2005-го "Новое Телевидение Кубани" громко объявило о том, что его сетевым партнером  становится популярный "СТС", возник  резонный вопрос, а как будут вписываться в дорогой глянцево-гламурный эфир наши, не всегда радостные,  будни?

C низкобюджетным и малорейтинговым  "ДТВ-Viasat", конечно, было не по пути. Но сотрудничество с популярным каналом  тоже оказалось  тупиковым. Не в смысле денег. Доходы от рекламы на "НТК" выросли. Только вот компания в глазах зрителей превратилась в  филиал общероссийской "Сети Телевизионных Станциий", о чем недвусмысленно напоминал и логотип в уголке экрана – "СТС-Кубань". А региональные окна (время для местных программ), стали похожи на форточки.

Отчаянные попытки местных информационщиков подавать новости  "иронично и оптимистично" – в соответствии с концепцией "Первого развлекательного" – иногда выглядели, мягко говоря, странно.  Конечно, не специально. Но регулярные "сводки о сражениях" власти с очередной проблемой в маленьких промежутках между смешными сериалами и не могут восприниматься серьезно. Потому что у ТВ – как у средства массовой коммуникации – есть такая специфическая особенность, как программность, – когда  даже название фильма (или балета) наносит свой смысловой отсвет на соседей по сетке вещания.

Те передачи, что принято относить к художественно-публицистическим, если и остались в эфире, то были сокращены в объеме и вынужденно задвинуты в самое неудобное для зрителя время. Сокращение коснулось и кадров. Непонятной стала роль редакторов, ушли в тень режиссеры, но зато гигантски  вырос статус продюсеров (и откуда они берутся, если у нас даже  журналисты в громадном дефиците?). Нельзя сказать, что структурные и программные встряски привели к значительным результатам.

Вымученный за полтора года проект – "Лица кубанских национальностей", к сожалению, похож на ущербный  клон исчезнувшей программы "ФБР – федеральное бюро развлечений". По большому счету к творческим достижениям  можно отнести только полностью обновленный "Казачий вестник" – да и тот совершенно выбивается из формата СТС.

Скоро, повторюсь, этого сетевого партнера, который держал НТК в ежовых рукавицах, не будет. Для руководства "СТС" телевидение – бизнес, и это никогда не скрывалось. Краевому телевидению быть прибыльным тоже не грех, но все-таки учреждали его не с целью зарабатывания денег. Но те, кто заставил руководство "Нового Телевидения Кубани" срочно поменять в 2005 году сетевого партнера с "ДТВ" на "СТС," могли бы сначала просчитать последствия. Рейтинг рейтингом, но интересы Кубани дороже. Сегодня ситуация исправляется.

Вспоминается, как с десяток лет назад тогда единственное краевое телевидение (ставшее теперь "дочкой" федерального предприятия), создавало "25-й канал", как непросто было наполнить эфир программами собственного производства, хотя тогда архив у госкомпании был огромный. И попытка прибегнуть к сотрудничеству с популярным у молодежи музыкальным MTV вызвала яростные протесты со стороны депутатов-коммунистов. Взаимодействовать с городскими и районными телестудиями, которых и тогда уже было немало, ГТРК не желало, считая работу большинства из них "свадебным видео".

Как будет выглядеть новое "Новое Телевидение Кубани"? Кто будет определять его программную политику? Насколько будут самостоятельны в своих действиях руководители канала? Как и за счет чего  будет наполняться бюджет "НТК", который будет нужен не только на содержание штата, но и на закупку фильмов и синдицированных программ? Вопросов много, и, думается, отвечать на них должны не только руководители канала и Департамент по СМИ. Удивительно, но за все время существования этого ГУПа, им, по-моему, серьезно интересовались меньше, чем футбольным клубом "Кубань". Вспомните, сколько у ФК влиятельных болельщиков, попечителей и спонсоров? Главному краевому каналу тоже нужен какой-то общественный орган.  В него могли бы войти уважаемые в крае люди, интеллектуалы, бизнесмены,  политики: и для поддержки, и для советов, и для элементарного осуществления обратной связи. Эти люди понимали бы, что рейтинг не является истинным мерилом востребованности и качества телепродукта, потому что ни для кого уже не секрет, что телесмотрение часто является фоновым, а лучше всего потребляются по "царь-ящику" криминальные и скандальные программы.

Однако и при институте "советчиков" трудно будет удержаться от лоббирования чьих-то интересов. Естественно, что на практике наполнение эфира будет зависеть не от экономических и эстетических воззрений редакторов и программных директоров. Гораздо сложнее и важнее ответить на вопросы основополагающие, которые лежат в плоскости всей краевой политики. Менее всего хотелось бы простого – арифметического увеличения присутствия губернатора на экране. Сейчас его слишком много в новостях (вопреки жанру), зато вообще нет в аналитике, в публицистике.  На экране хотелось бы: больше диалогов, слышать и видеть живых людей в их обычной жизни в  станицах и на хуторах, анализировать качество обслуживания на курортах и  чувствовать экономический пульс края. В общем, с пониманием, кто мы и где живем, и что такое Краснодарский край в прошлом и в современности. И в этой связи, и по другим поводам, хочется, чтобы прислушивались наши журналисты  и заказчики телевизионного контента к мнению экспертов.

Правда, есть тут опасность попасть в зависимость от "специалистов": кто платит, тот… Сегодняшняя система финансовой поддержки "отраслевых" передач тоже вряд ли оправдана. Не каждый департамент готов спонсировать материалы, в которых объективно анализируется его деятельность. И потом – одни дают деньги на то, что бы про них рассказывали на весь край, а другие удовлетворяются только его столицей. Между тем, даже краевая студия может  произвести  неважный продукт  по высокой цене, при том, что телекомпания в Армавире, Новороссийске или Ейске сделает его гораздо лучше и дешевле. Естественно встает вопрос  о конкурсах, но не только на  "закупочные цены". Нужны, просто необходимы,   краевые творческие соревнования для телевизионщиков. Не те, где формально раздают "всем сестрам по серьгам", а серьезные смотры  с профессиональным разбором, с независимым жюри, с консультациями от признанных мэтров ТВ. И, на мой взгляд, инициировать такой процесс "повышения планки" тоже должно "НТК". А иначе, как оно будет наполнять свой эфир качественным местным телепродуктом?

Да, пока некоторые коллеги из глубинки так и остались на уровне "домашнего видео", но среди них уже выросло немало настоящих профессионалов (может быть, не "обтесанных" под пресловутый формат). Но они-то точно знают, чего хотят их земляки. Не это ли главная задача для настоящего кубанского телевидения?  Стать нужными, своими для своих.

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Вчера, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
«Начните уже перерабатывать»
Вчера, 15:54
«Начните уже перерабатывать»
Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы