Реконструкция центра Краснодара, о которой много говорили в самом начале проекта и существенно меньше — в последующие месяцы, многим уже начала казаться чем-то прекрасным, но призрачным. Чем-то вроде светлой Утопии из мира глянцевых буклетов для инвесторов и футуристических трехмерных компьютерных презентаций, бесконечно далекой от дворов кубанской столицы с туалетами во дворе и водой из колонки. На самом деле, работа шла: корректировался список инвесторов, постепенно переселялись в нормальные квартиры жители зоны будущей реконструкции. Но не было главного, не было документа, четко оговаривающего, как и чем будет застроен исторический центр города.
Над планом детальной планировки реконструкции центральной части Краснодара власти города совместно с Российским государственным научно-исследовательским проектным институтом Урбанистики (г. Санкт-Петербург) работали более года.
Итог большой и сложной работы по разработке плана комплексного развития города был подведен в начале ноября, когда на Градостроительном совете при заместителе главы муниципального образования города Краснодар Владимире Лыбаневе специалисты из Санкт-Петербурга представили доработанную и готовую к утверждению долгожданную версию проектного плана.
На заседании Совета с докладами также выступили руководитель РосНИИ Урбанистики Юрий Медведев, архитектор проекта Вячеслав Бобров, заместитель директора Департамента строительства города Виталий Качков, директор Департамента архитектуры и градостроительства администрации Александр Кузнецов, заместитель директора Департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Игорь Головкин, а также руководитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Юрий Рысин.
— В ходе этой работы у нас было много замечаний, предложений. Неоднократно специалисты из института приезжали в Краснодар. И вот, на основании многочисленных предложений родился долгожданный документ, который ускорит реконструкцию, — отметил во вступительном слове Александр Кузнецов.
А вице-мэр Краснодара Владимир Лыбанев назвал официальное представление готовой к утверждению детальной планировки центральной части города "поистине историческим событием", подчеркнув, что теперь у жителей города наконец-то появилась возможность четко представить, как центр Краснодара будет развиваться в течение пятнадцати лет.
— Краснодар — это город, с реконструкцией которого опоздали, наверное, лет на тридцать, — признался Юрий Рысин. — В связи с этим есть и огромные проблемы с состоянием жилого фонда в центре, которые не могли не наложить отпечаток на работу и на этапы планируемого освоения.
По его словам, такое "опоздание" заставило инвесторов вести реконструкцию центра параллельно с работой специалистов РосНИИ Урбанистики над проектом планировки.
— Понятно, что в таких условиях очень тяжело. Но получилась очень интересная глубокая работа. Следующий этап по ее реализации — это проработка застройки отдельных кварталов. Для современной России многоуровневая, пошаговая, планомерная работа — большая редкость, — подчеркивает главных архитектор Краснодарского края.
Вице-мэр В. Лыбанев также рассказал, почему для разработки проектной планировки центра города был выбран именно Российский государственный научно-исследовательский проектный институт Урбанистики:
— Наш выбор не был случаен. Мы знаем, какой опыт у одного из лучших городов Европы и России по части модернизации и при этом сохранения исторического наследия в очень непростых условиях массовой исторической застройки. И этот опыт нам удалось совместными усилиями использовать.
Со своей стороны, руководитель РосНИИ Урбанистики Юрий Медведев подтвердил, что при разработке плана специалисты института старались максимально сохранить историческое наследие города.
— Мы неоднократно рассматривали этот проект и на общественных слушаниях и на совещаниях градостроительных советов. Территория, подлежащая реконструкции — 1250 га. На ней расположены 329 памятников истории и архитектуры, что делает центр поистине уникальным. Поэтому при разработке проекта планировки мы опирались на основные градостроительные приемы, — рассказал он.
Главной задачей специалистов стало создание исторического, делового и культурного и туристического центра вдоль улицы Красной с максимальным сохранением историко-культурного наследия, крайне важно было не нарушать уже сложившуюся структуру города.
— В проекте вы не найдете ликвидации улиц. Есть только их ранжирование на городские, районные и жилые. На жилых улицах будут располагаться все объекты социального обслуживания: поликлиники, школы, детские сады. Общая численность проживающих на этих территориях в настоящее время составляет 135 тыс. человек, а жилой фонд - около двух миллионов квадратных метров. В перспективе предлагается незначительное увеличение населения этих территорий до 165 тыс. человек, тогда как жилого фонда — до 4,5 млн. кв. метров. Сейчас на одного человека приходится 15 квадратных метров, этого явно недостаточно. Поэтому предполагается увеличить эти показатели до 26 кв. метров, — говорит Медведев.
Те, кто думает, что южный город превратится в итоге в каменные джунгли, к счастью, ошибаются — в проекте много внимания уделяется и озеленение Краснодара.
— Сегодня озеленение города недостаточное — около 4 кв. метров на человека, необходимо увеличить его хотя бы до десяти. Поэтому в сторону Речного вокзала между улицами Ленина и Гимназическая будет создана пешеходная связка с парковой зоной, вдоль улицы Гоголя расположится еще одна пешеходная зона вдоль трамвайных путей в сторону ж/д вокзала. Позволит организовать озеленение пространств и диагональный ход от ул. Красной в сторону Кубанской набережной с созданием парковой зоны вдоль набережной, — отмечает архитектор проекта Вячеслав Бобров.
Одним из "вызовов" профессионалам стала большая загруженность территории реконструкции транспортом. Концептуальным решением было разнесение деловой активности этой части Краснодара через создание так называемых "субцентров". "Северный" субцентр — многофункциональная территория, рассчитанная на тридцать тысяч работающих. Южный субцентр носит название "Кубань-Сити" и будет формировать въездную зону город. Также будет предусмотрена и рекреационная зона в районе Кубанской набережной.
Главным принципом, которым руководствовались специалисты, было создание по-настоящему благоприятной среды для полноценной жизни, работы и отдыха краснодарцев.
— Все кварталы, подлежащие реконструкции, должны формироваться по принципу благоприятной среды для проживания. Поэтому было принято решение создать межмагистральные территории, которые включают в себя несколько кварталов. Такие территории будут заключены между магистралями городского районного значения, они благоприятны для размещения объектов социальной инфраструктуры и будут обслуживаться общественным транспортом, — рассказывает Медведев.
Разгрузить центр города поможет и восьмиполосная непрерывная магистраль городского значения по существующей железной дороге в районе станции Краснодар-2.
— Такой ход позволит разгрузить город от транзитного транспорта. На эту магистраль мы предусмотрели несколько крупных развязок (район ул. 40 лет Победы, пересечение ул. Промышленной и ул. Ломоносова, новая развязка, выходящая на ул. Шевченко и развязка в районе ж/д моста), - рассказал архитектор проекта Вячеслав Бобров. — Улица Красная станет полностью пешеходной. Также решено продлить улицы Бабушкина, Путевая, Володарского, расширить улицу Садовая, которая сегодня практически не работает, до уровня четырехполосной городской магистрали с пропуском трамвая, расширить основные городские магистрали внутри центра Краснодара, сохранить и улучшить трамвайные пути. Кроме того, планируется проложить новые трамвайные пути по улице Новокузнечной.
У плана реконструкции Краснодара — достаточно богатая на события судьба. Заместитель руководителя городского Департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Игорь Головкин напомнил, что документация на подтверждение проектного плана была представлена в сентябре 2007 года.
— В соответствии с распоряжением главы была создана рабочая группа, которая рассматривала замечания по проекту. Сформированный пакет замечаний был отправлен в Институт Урбанистики. В ходе работы над замечаниями была откорректирована транспортная схема и граница исторической части города, объекты социально-культурного назначения, красные линии, которые позволят нам в дальнейшем регулировать застройку и послужат основанием для разработки проекта застройки каждого квартала, — говорит И. Головкин.
Главным достижением совместной работы стало то, что итоговый проект сохраняет памятники архитектуры в исторической части города.
— Будут выделены специальные кварталы, в которых застройка будет полностью сохранена и в которые по необходимости перенесут ветхие памятники для особой исторической среды. Эти кварталы будут носить туристическое назначение, в них не будет предусматриваться высотная застройка. Если раньше застройка велась без учета этого документа, то теперь мы получим законодательную базу и сможем формировать новые магистральные улицы, — подчеркнул замдиректора Департамента архитектуры и градостроительства.
Особой проблемой стала изношенная инженерная инфраструктура города, которая подлежит реконструкции практически на 100%. Для стабильного энергоснабжения центра города будут построены четыре новые подстанции. Отапливать жилые помещения будет модернизированная ТЭЦ и две большие котельные — КРЭС-2 и КРЭС-1.
— Для увеличения напора воды предполагается создание трех мощных насосных станций. Решение проблемы с канализацией — строительство ряда коллекторов с включением их в два основных, расположенных по улицам Буденного и Головатого, — сообщил замдиректора департамента строительства города Виталий Качков.
По итогам обсуждения было принято решение, что подготовленный проект соответствует всем необходимым требованиям и достаточно проработан с учетом его сложности. Теперь предстоит его утверждение в соответствии с Градостроительным кодексом через процедуру публичных слушаний.
Реализовывать сам проект решено поэтапно — строительство пройдет в две очереди. Первая запланирована на 2015 год, за это время будут реконструированы жилой фонд всех "пилотных" кварталов и район Кубанской набережной, всего к 2015 году будет построено 750 тысяч квадратных метров. Вторую очередь проекта предполагается реализовать к 2025 году.
А пока реконструированный центр города обрел свои реальные черты только на макете, и о будущем Краснодара можно не только помечтать, но и посмотреть на него.
Над планом детальной планировки реконструкции центральной части Краснодара власти города совместно с Российским государственным научно-исследовательским проектным институтом Урбанистики (г. Санкт-Петербург) работали более года.
Итог большой и сложной работы по разработке плана комплексного развития города был подведен в начале ноября, когда на Градостроительном совете при заместителе главы муниципального образования города Краснодар Владимире Лыбаневе специалисты из Санкт-Петербурга представили доработанную и готовую к утверждению долгожданную версию проектного плана.
На заседании Совета с докладами также выступили руководитель РосНИИ Урбанистики Юрий Медведев, архитектор проекта Вячеслав Бобров, заместитель директора Департамента строительства города Виталий Качков, директор Департамента архитектуры и градостроительства администрации Александр Кузнецов, заместитель директора Департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Игорь Головкин, а также руководитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Юрий Рысин.
— В ходе этой работы у нас было много замечаний, предложений. Неоднократно специалисты из института приезжали в Краснодар. И вот, на основании многочисленных предложений родился долгожданный документ, который ускорит реконструкцию, — отметил во вступительном слове Александр Кузнецов.
А вице-мэр Краснодара Владимир Лыбанев назвал официальное представление готовой к утверждению детальной планировки центральной части города "поистине историческим событием", подчеркнув, что теперь у жителей города наконец-то появилась возможность четко представить, как центр Краснодара будет развиваться в течение пятнадцати лет.
— Краснодар — это город, с реконструкцией которого опоздали, наверное, лет на тридцать, — признался Юрий Рысин. — В связи с этим есть и огромные проблемы с состоянием жилого фонда в центре, которые не могли не наложить отпечаток на работу и на этапы планируемого освоения.
По его словам, такое "опоздание" заставило инвесторов вести реконструкцию центра параллельно с работой специалистов РосНИИ Урбанистики над проектом планировки.
— Понятно, что в таких условиях очень тяжело. Но получилась очень интересная глубокая работа. Следующий этап по ее реализации — это проработка застройки отдельных кварталов. Для современной России многоуровневая, пошаговая, планомерная работа — большая редкость, — подчеркивает главных архитектор Краснодарского края.
Вице-мэр В. Лыбанев также рассказал, почему для разработки проектной планировки центра города был выбран именно Российский государственный научно-исследовательский проектный институт Урбанистики:
— Наш выбор не был случаен. Мы знаем, какой опыт у одного из лучших городов Европы и России по части модернизации и при этом сохранения исторического наследия в очень непростых условиях массовой исторической застройки. И этот опыт нам удалось совместными усилиями использовать.
Со своей стороны, руководитель РосНИИ Урбанистики Юрий Медведев подтвердил, что при разработке плана специалисты института старались максимально сохранить историческое наследие города.
— Мы неоднократно рассматривали этот проект и на общественных слушаниях и на совещаниях градостроительных советов. Территория, подлежащая реконструкции — 1250 га. На ней расположены 329 памятников истории и архитектуры, что делает центр поистине уникальным. Поэтому при разработке проекта планировки мы опирались на основные градостроительные приемы, — рассказал он.
Главной задачей специалистов стало создание исторического, делового и культурного и туристического центра вдоль улицы Красной с максимальным сохранением историко-культурного наследия, крайне важно было не нарушать уже сложившуюся структуру города.
— В проекте вы не найдете ликвидации улиц. Есть только их ранжирование на городские, районные и жилые. На жилых улицах будут располагаться все объекты социального обслуживания: поликлиники, школы, детские сады. Общая численность проживающих на этих территориях в настоящее время составляет 135 тыс. человек, а жилой фонд - около двух миллионов квадратных метров. В перспективе предлагается незначительное увеличение населения этих территорий до 165 тыс. человек, тогда как жилого фонда — до 4,5 млн. кв. метров. Сейчас на одного человека приходится 15 квадратных метров, этого явно недостаточно. Поэтому предполагается увеличить эти показатели до 26 кв. метров, — говорит Медведев.
Те, кто думает, что южный город превратится в итоге в каменные джунгли, к счастью, ошибаются — в проекте много внимания уделяется и озеленение Краснодара.
— Сегодня озеленение города недостаточное — около 4 кв. метров на человека, необходимо увеличить его хотя бы до десяти. Поэтому в сторону Речного вокзала между улицами Ленина и Гимназическая будет создана пешеходная связка с парковой зоной, вдоль улицы Гоголя расположится еще одна пешеходная зона вдоль трамвайных путей в сторону ж/д вокзала. Позволит организовать озеленение пространств и диагональный ход от ул. Красной в сторону Кубанской набережной с созданием парковой зоны вдоль набережной, — отмечает архитектор проекта Вячеслав Бобров.
Одним из "вызовов" профессионалам стала большая загруженность территории реконструкции транспортом. Концептуальным решением было разнесение деловой активности этой части Краснодара через создание так называемых "субцентров". "Северный" субцентр — многофункциональная территория, рассчитанная на тридцать тысяч работающих. Южный субцентр носит название "Кубань-Сити" и будет формировать въездную зону город. Также будет предусмотрена и рекреационная зона в районе Кубанской набережной.
Главным принципом, которым руководствовались специалисты, было создание по-настоящему благоприятной среды для полноценной жизни, работы и отдыха краснодарцев.
— Все кварталы, подлежащие реконструкции, должны формироваться по принципу благоприятной среды для проживания. Поэтому было принято решение создать межмагистральные территории, которые включают в себя несколько кварталов. Такие территории будут заключены между магистралями городского районного значения, они благоприятны для размещения объектов социальной инфраструктуры и будут обслуживаться общественным транспортом, — рассказывает Медведев.
Разгрузить центр города поможет и восьмиполосная непрерывная магистраль городского значения по существующей железной дороге в районе станции Краснодар-2.
— Такой ход позволит разгрузить город от транзитного транспорта. На эту магистраль мы предусмотрели несколько крупных развязок (район ул. 40 лет Победы, пересечение ул. Промышленной и ул. Ломоносова, новая развязка, выходящая на ул. Шевченко и развязка в районе ж/д моста), - рассказал архитектор проекта Вячеслав Бобров. — Улица Красная станет полностью пешеходной. Также решено продлить улицы Бабушкина, Путевая, Володарского, расширить улицу Садовая, которая сегодня практически не работает, до уровня четырехполосной городской магистрали с пропуском трамвая, расширить основные городские магистрали внутри центра Краснодара, сохранить и улучшить трамвайные пути. Кроме того, планируется проложить новые трамвайные пути по улице Новокузнечной.
У плана реконструкции Краснодара — достаточно богатая на события судьба. Заместитель руководителя городского Департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Игорь Головкин напомнил, что документация на подтверждение проектного плана была представлена в сентябре 2007 года.
— В соответствии с распоряжением главы была создана рабочая группа, которая рассматривала замечания по проекту. Сформированный пакет замечаний был отправлен в Институт Урбанистики. В ходе работы над замечаниями была откорректирована транспортная схема и граница исторической части города, объекты социально-культурного назначения, красные линии, которые позволят нам в дальнейшем регулировать застройку и послужат основанием для разработки проекта застройки каждого квартала, — говорит И. Головкин.
Главным достижением совместной работы стало то, что итоговый проект сохраняет памятники архитектуры в исторической части города.
— Будут выделены специальные кварталы, в которых застройка будет полностью сохранена и в которые по необходимости перенесут ветхие памятники для особой исторической среды. Эти кварталы будут носить туристическое назначение, в них не будет предусматриваться высотная застройка. Если раньше застройка велась без учета этого документа, то теперь мы получим законодательную базу и сможем формировать новые магистральные улицы, — подчеркнул замдиректора Департамента архитектуры и градостроительства.
Особой проблемой стала изношенная инженерная инфраструктура города, которая подлежит реконструкции практически на 100%. Для стабильного энергоснабжения центра города будут построены четыре новые подстанции. Отапливать жилые помещения будет модернизированная ТЭЦ и две большие котельные — КРЭС-2 и КРЭС-1.
— Для увеличения напора воды предполагается создание трех мощных насосных станций. Решение проблемы с канализацией — строительство ряда коллекторов с включением их в два основных, расположенных по улицам Буденного и Головатого, — сообщил замдиректора департамента строительства города Виталий Качков.
По итогам обсуждения было принято решение, что подготовленный проект соответствует всем необходимым требованиям и достаточно проработан с учетом его сложности. Теперь предстоит его утверждение в соответствии с Градостроительным кодексом через процедуру публичных слушаний.
Реализовывать сам проект решено поэтапно — строительство пройдет в две очереди. Первая запланирована на 2015 год, за это время будут реконструированы жилой фонд всех "пилотных" кварталов и район Кубанской набережной, всего к 2015 году будет построено 750 тысяч квадратных метров. Вторую очередь проекта предполагается реализовать к 2025 году.
А пока реконструированный центр города обрел свои реальные черты только на макете, и о будущем Краснодара можно не только помечтать, но и посмотреть на него.