Недавно был создан новый орган краевой исполнительной власти – Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края. Новая структура унаследовала значительную часть функций департамента биоресурсов и департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю, а также ряд функций департаментов строительства, ТЭК, курортов и туризма, потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя.
В мае 2009 года исполняющим обязанности руководителя Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края был назначен доктор технических наук, кандидат геолого-минералогических наук, профессор Сергей Величко.
В интервью порталу Южного региона ЮГА.ру С. Величко рассказал об основных экологических проблемах Кубани и направлениях деятельности нового департамента.
Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля имеет принципиально новые полномочия? Или это было просто структурное перераспределение функций?
- Нашими основными функциями является обеспечение качества окружающей среды, управление природными ресурсами и осуществление государственного экологического контроля, все они сосредоточены в одном административном органе.
Фактически то, что сделано сегодня, не полностью, а лишь частично отвечает задачам управления природными ресурсами и государственного экологического контроля. Наши природные ресурсы – это леса и недра, вода и воздух, особо охраняемые территории, и т.д. Сегодня в администрации Краснодарского края принято решение, и сделан первый шаг к централизации – получена возможность работать в едином административном органе. Мы уже создаем единую систему контроля и управления природными ресурсами в разрезе муниципальных образований, планируем функционирование общественных приемных, непосредственно работающих с проблемами на местах.
Мы будем связаны с ними в интерактивном режиме, чтобы сократить время и путь от возникновения проблемы до ее решения. Для этого у нас есть оперативный телефон "горячей линии" 8-918-397-90-09. Ведь недостаточно только принять звонок, нужно принять и меры по возникшей проблеме.
С какими наиболее типичными экологическими проблемами сталкиваются жители Кубани?
- Эти проблемы известны десятилетиями, их более 20. И в порядке своего влияния на окружающую среду, эти проблемы представлены следующим рядом: загрязнение воздуха автомобильным транспортом, загрязнение поверхностных и подземных вод неочищенными сбросами и отсутствие современной системы управления отходами жизнедеятельности. Список этот можно продолжить, но вышеперечисленные проблемы в балансе загрязнения доминируют. К примеру, загрязнения от автотранспорта составляют 81% от общего загрязнения. Это 665,6 тысяч тонн. В состав выбросов входят и оксид углерода (444,4 тысяч тонн), и оксиды азота (133,9 тысяч тонн), углеводороды, диоксид серы, сажа… На сегодняшний день, в среднем на 1000 жителей края приходится 337 автомобилей, в то время как средний показатель по РФ – около 200. В Краснодаре доля автомобильных выбросов от суммарного выброса загрязняющих веществ составляет 91,8%, в Сочи – 94,8%, в Анапе – 97,1%!
Для решения этой проблемы необходима разработка единой системы мониторинга, что позволит существенно улучшить качество атмосферного воздуха и ввести систему управления транспортными потоками на основе экологических показателей.
Какие меры по сокращению выбросов предпринимаются в настоящее время и будут предприниматься в дальнейшем?
- Это целый комплекс обязательных контрольно-надзорных мероприятий, который, в соответствии с полномочиями департамента, должен обеспечивать достоверность нормирования выбросов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду, реализацию принятых природоохранных программ, создание условий для внедрения экологически чистых производственных технологий.
Инвестиционная привлекательность нашего края – это и экологическая ответственность. Перед департаментом поставлена задача по ответственности за текущие выбросы и будущий прогноз динамики баланса выбросов, по внедрению инновационных, наилучших технологий, созданных на основе "зеленых" евростандартов ИСО-14001. Краснодарский край подтвердил свою готовность обеспечить требования заявочной книги "Олимпиада 2014" в городе Сочи по принципу "ноль отходов" при строительстве олимпийских объектов.
К нарушителям природоохранного законодательства департаментом применяются меры административного воздействия в виде штрафов и предъявления исков по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде. Только за последние три месяца оштрафовано 545 нарушителей на сумму более 6 миллионов рублей.
Необходимо утвердить региональный норматив для курортных районов по содержанию взвешенных веществ в атмосферном воздухе не более 0,1 мг/м3 с.с., и, конечно, разработать и ввести программы для достижения данного норматива. Следует ужесточить требования к ведению производственного лабораторного контроля на предприятиях всех форм собственности (в соответствии с СП 1.1.1.1058 – 01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий). Нужно шире применять административные меры воздействия к организациям и предприятиям всех форм собственности, которые не выполняют требования санитарного и экологического законодательства. Например, в странах Евросоюза, если предприятие нарушает нормативы, его закрывают! Даже закрытые паркинги должны быть организованы в соответствии с санитарно-экологическими предписаниями.
Сразу возникает и вопрос о качестве воды в Краснодарском крае… Насколько чисты наши водоемы и насколько чиста питьевая вода?
- Экологическое состояние любой территории определяется качеством воздуха и воды. В последние десятилетия обострились проблемы состояния рек степной зоны, таких как Челбас, Ея, Сосыка Кирпили, Понура, Бейсуг. Загрязнению рек способствовали превращение их в каскад прудов, применение пестицидов и удобрений, распашка водоохранных зон при строительстве, а также несоблюдение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, микробиологическое загрязнение поверхностных водоемов выше среднекраевых показателей отмечалось в Сочи (48,7% проб, не отвечающих гигиеническим нормативам), Новокубанском (31,6%) и Отрадненском (31,8%) районах. На водоемах в Краснодаре (100%), Тихорецком районе (100%), Динском (75, 6%) и так далее.
Правда ли, что качество питьевой воды в Краснодаре не поддается никакой критике?
- Подземные питьевые воды Азово-Кубанского артезианского бассейна в Краснодарском крае по объемам и качеству лидируют в Европе. Фактически 95% потребностей края в питьевой воде покрывается водой артезианских скважин. Основная причина несоответствия качества питьевой воды в кранах – это состояние водопроводных труб и водоподготовка. Крупные водозаборы (Краснодар, Курганинск, Кропоткин и др.) были разведаны еще в 70-80 годах прошлого столетия. Соответственно, истекли 25-летние сроки утверждения запасов. Зоны санитарной охраны не соответствуют своему назначению и, нередко, застроены. Переоценка запасов – это не только оценка объемов добываемой воды, но и характеристика качества вод по годам добычи, и прогноз изменения качества воды с требованием обеспечить нормативы. Без сохранения режима охраны подземных вод в пределах санитарно-защитных зон эта задача невыполнима.
Какие программы вы будете разрабатывать для защиты водных ресурсов от загрязнения?
- Необходимо реализовать мероприятия по сохранению режима зон санитарной охраны поверхностных водоемов, питьевых подземных водозаборов, курортов и особо охраняемых территорий. Исходя из этого, будут разрабатываться различные краевые ведомственные программы, как составная часть федеральной целевой программы "Чистая вода".
Также необходима геоэкологическая оценка состояния санитарно-защитных зон крупных водозаборов с целью оперативного выявления очагов загрязнения вблизи водозаборов, осуществления превентивных мер по их ликвидации и недопущению загрязнения питьевых горизонтов. Резервирование земель на перспективных территориях с ресурсами чистой питьевой воды.
Необходимо организовать локальные резервные системы водоснабжения для объектов социальной сферы, таких как школы и больницы.
Пора подумать о восполнении ресурсов подземных вод, о создании искусственных месторождений пресных подземных вод в маловодных районах края. Создание подземных полей фильтрации также является задачей будущего.
Все знают, что в Краснодарском крае есть заповедные зоны, которые в последнее время привлекают особенное внимание общественности. Сколько их и как они охраняются?
- Система краевых особо охраняемых природных территорий (ООПТ) включает 11 заказников, 404 памятника природы и 3 курорта регионального значения. Инвентаризация ООПТ проведена в 2008 году. В результате инвентаризации установлено, что 53 памятника природы по различным причинам утратили свое природоохранное назначение, 8 находятся в неудовлетворительном состоянии и не полностью соответствуют требованиям ООПТ. В 2010 году мы планируем на основе достижения компромисса с муниципальными органами государственной власти все границы ООПТ ввести в земельный кадастр.
Создание и ведение кадастра ООПТ, являющегося основным региональным нормативным правовым комплексным документом, позволит планировать социально-экономическое развитие региона с учетом требований сохранения природных ресурсов и хозяйственных возможностей территории.
Территория Краснодарского края является привлекательной для развития экологического туризма. Реализация проектов, связанных с различными формами организации экологического туризма, позволит не только привлечь финансовые средства, но и создать дополнительные рабочие места.
Не менее важный аспект сохранения биоразнообразия – ведение Красной книги Краснодарского края, официального документа, содержащего сведения о распространении, состоянии и необходимых мерах охраны находящихся под угрозой исчезновения редких таксонов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) временно или постоянно на территории края.
А как же Утриш? Собираются подписи против организации государственного заповедника и строительства дороги.
Опыт организации ООПТ – это всегда задача достижения компромисса между природоохранными и хозяйственными целями. По организации ООПТ "Утриш" процесс достижения компромисса продолжается с 1996 года. Буквально на днях в городах Анапа и Новороссийск (02 и 03 декабря соответственно) были проведены общественные обсуждения экологического обоснования организации государственного заповедника "Утриш" и строительства противопожарной дороги. Общественность поддержала позицию Министерства природных ресурсов РФ и Администрации Краснодарского края по теме обсуждения. Большинство выступающих высказали мнение о придании этой территории площадью 10,3 гектара наивысшего государственного охранного природного статуса – заповедника. По мнению жителей поселка Малый Утриш строительство дороги позволит существенно улучшить социальные условия проживания населения поселка. Большинство выступающих согласились, что введение заповедного режима охраны утришских можжевельников и фисташки туполистной, занесенных в Красную книгу РФ, есть своевременное и правильное решение.
По мнению департамента, организация федерального заповедника "Утриш", в сочетании с существующими ООПТ, позволит создать основу природоохранного каркаса территории для дальнейшего развития ООПТ. Если обратиться к практике функционирования заповедников в США, Норвегии и других странах Евросоюза, их посещаемость на порядок превышает краевые показатели. Основу этих посещений составляет экологический туризм, научно-исследовательская и культурно-просветительская деятельность.
А какие целевые программы в области охраны окружающей среды сейчас действуют в крае? И каких программ не хватает?
- В 2009 году принята и финансируется за счет средств краевого бюджета
ведомственная целевая программа "Охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности Краснодарского края" на 2009 -2011 годы". Предполагается, что в 2010 году на решение экологических проблем в крае будет выделено 61 млн. рублей, в том числе, на мероприятия по:
- ликвидации и предотвращению загрязнений окружающей среды – 11,4 млн. рублей,
- предотвращению деградации экосистем и истощения природных ресурсов – 20,4 млн. рублей,
- экологическому образованию, формированию экологической культуры, информированию населения о состоянии окружающей среды – 4,2 млн. рублей,
- на систему мер, направленных на дальнейшую стабилизацию экологической обстановки, улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности – 13,38 млн. рублей.
Разрабатываются предложения по реализации программ по восстановлению степных рек, охране подземных вод, переработке и утилизации органических отходов животноводства и опасных отходов производства и потребления.
Каким образом жители Кубани могут узнать о состоянии окружающей среды, а также уникальных природных достояниях края?
- Ежегодно для информирования общественности издаются "Доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края" и экологический календарь. В департаменте подготовлена к изданию книга о водопадах, каньонах и скалах региона, а также справочник по особо охраняемым природным территориям регионального значения. Скоро начнет работу официальный сайт департамента.
Для достижения поставленных руководством края задач мы призываем объединить усилия власти и жителей Кубани. Поэтому еще раз повторю номер телефона "горячей линии" департамента – 8-918-397-90-09.