Ставропольское Управление Росреестра: Продвижение электронных госуслуг – наш приоритет
Услуги Росреестра, владеющего огромными информационными базами о правах на недвижимость, являются одними из самых востребованных и физическими, и юридическими лицами. И это понятно, ведь ведомство выдает выписки и справки, необходимые для предоставления в 33 ведомства и получения 88 услуг.
При этом новые правила требуют от органов власти всех уровней свести к минимуму участие граждан в процессе получения ими государственных и муниципальных услуг. Для решения этой задачи Росреестром создан механизм электронного межведомственного взаимодействия, позволяющий получить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) по электронным каналам связи в кратчайшие сроки.
- Предоставляемые Росреестром госуслуги, как правило, являются составной частью ряда других государственных, муниципальных и иных услуг, – поясняет руководитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю Дмитрий Степанов. – Сведения из ЕГРП необходимы, например, для оформления материнского капитала, постановки на жилищный учет, вступления в наследство, для оформления ипотеки, кредита и т. д. Предоставленная органам власти и другим структурам возможность самостоятельно запросить сведения из ЕГРП посредством электронного межведомственного взаимодействия позволяет избавить граждан от личного обращения к нам за справками и выписками. Практика показала необходимость отработать до совершенства механизм электронного межведомственного взаимодействия, а также донести информацию о новых возможностях до потенциальных потребителей – федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, банков, нотариусов, риэлторского сообщества и в первую очередь простых граждан. Ведь без эффективного продвижения электронных госуслуг они останутся слабо востребованными.
По словам Д. Степанова, перед ведомством стояла задача добиться именно эффективного электронного межведомственного взаимодействия, а не "межведа на бумаге посредством почты и факса". Для этого Управлением был реализован комплекс мероприятий, направленных на массированное продвижение электронных госуслуг Росреестра среди потенциальных потребителей на территории Ставропольского края.
- На первом этапе – с октября 2011 года – проводилась серьезная работа с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с внебюджетными фондами, – продолжает Управления Росреестра по Ставропольскому краю. – Для эффективного продвижения электронных госуслуг создавались совместные рабочие группы, регулярно проводились оперативные совещания, специалисты Управления проводили обучающие семинары, в том числе и с выездами в районы, была налажена телефонная "горячая линия". Кроме того, нами разрабатывался и тиражировался специализированный методический материал и обучающий видеоролик, содержащий пошаговую инструкцию при обращении за выдачей сведений из ЕГРП в электронном виде.
Во многом благодаря этому система электронного межведомственного взаимодействия по предоставлению госуслуг Росреестра в Ставропольском крае реально заработала.
- Не секрет, что Ставрополь значительно опережает все города и районы края по уровню деловой и экономической активности, – говорит глава администрации Ставрополя Андрей Джатдоев. – Потому очень важно, что краевое Управление Росреестра не избрало формальный подход к выстраиванию системы межведомственного взаимодействия. Еще до того как в нее должны были по закону включиться муниципалитеты, Управление Росреестра не только проинформировало нас о своей готовности к электронному межведомственному взаимодействию, но и дало рекомендации о приведении в соответствие с 210-м ФЗ административных регламентов муниципальных услуг в части исключения обязанности заявителя представлять справки и выписки из ЕГРП. Но главное, был налажен прямой диалог, позволивший в сжатые сроки отработать все технологические моменты. Действовала совместная рабочая группа, многие вопросы решались в рамках оперативных совещаний. Кроме того, представители Управления Росреестра провели обучающие семинары с нашими специалистами. Теперь администрация Ставрополя при предоставлении муниципальных услуг по электронным каналам запрашивает сведения из ЕГРП, не направляя запросы по почте. А жители Ставрополя получают муниципальные услуги оперативнее и без дополнительных сложностей.
Ставропольское Управление Росреестра проводит ежемесячный мониторинг, который позволяет выявить органы власти и организации, еще не включившиеся в полной мере в процесс электронного межведомственного взаимодействия, а потому требующие адресной работы по продвижению госуслуг Росреестра. Наиболее распространенными причинами личного обращения заявителей за выписками из ЕГРП оказались предоставление их нотариусам, в кредитные организации и риэлторам. В связи с этим была начата реализация второго этапа продвижения госуслуг Росреестра с привлечением банков, нотариусов, а также риэлторов.
- На кредитные организации законодательство не возлагает обязанность обращаться в Росреестр за получением информации в электронном виде, соответствующий законопроект только готовится, – подчеркивает председатель Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" Петр Колтыпин. – Однако мы как клиентоориентрованная компания понимаем, что электронное взаимодействие между банком и Росреестром – это ощутимый шаг вперед с точки зрения исключения каких бы то ни было рисков, а также повышения качества предоставления банковских услуг. Ведь процессы оформления кредита, ипотеки или залога будут упрощены и ускорены в случае прямого контакта банка с Росреестром. На данном этапе Северо-Кавказским банком с краевым Управлением Росреестра достигнуты определенные договоренности, и в ближайшее время мы запустим технологию получения данных из ЕГРП в электронном виде.
Инициатива Управления была положительно воспринята и нотариусами Ставрополья.
Процент предоставления Управлением сведений из ЕГРП в электронном виде с каждым месяцем растет. Однако только при тесном сотрудничестве всех участников электронного межведомственного взаимодействия в прошлом останутся ненавистные очереди, бумажная волокита и пресловутые административные барьеры. И между ведомствами наконец начнет "бегать" информация, а не граждане и предприниматели.