Имя Марвина Чоу не слишком известно российской интернет-аудитории, несмотря на то, что он относится к числу трендсеттеров современной массовой культуры. За 15 лет профессиональной карьеры в маркетинге он успел поработать и с Губкой Бобом на канале Nickelodeon, и с миллиардером Ларри Пейджем в корпорации Google Inc. В компании Nike был директором по маркетингу в, пожалуй, самых передовых с точки зрения уличной моды странах – Японии, Южной Корее и Китае, а также занимался проектом Future Brand, разрабатывая идеи и концепции, которые в будущем могут стать новыми глобальными трендами.
В мае 2010 года Марвин стал директором по маркетингу в подразделении Google Asia Pacific, объединяющем Японию, Китай, Корею, Австралию, Индию и всю Юго-Восточную Азию. Через год с небольшим он получил предложение возглавить маркетинговое направление нового продукта компании – социальной сети Google+, которая призвана задать новые стандарты в онлайн-общении.
Какова идеология у Google+, если постараться кратко ее сформулировать?
– Мы хотим построить механизм привычных офлайн-коммуникаций в Сети и обеспечить возможность удобного обмена данными. К этому можно добавлять массу других функций, будь то обзоры или что-то еще. Мне кажется, что так мы наполняем само понятие соцсети новым смыслом.
Скажите, что теряют люди, которые не пользуются Google+?
– На самом деле все зависит от того, что вы хотите от сервиса получить. Я бы скорее сконцентрировался на тех функциях Google+, которые могут вам пригодиться. Лично мне очень нравится функция мгновенной загрузки фотографий с мобильного устройства (Instant Upload), я сам ею постоянно пользуюсь. Мне очень удобно, что с ее помощью происходит резервное копирование моих фотографий. Так я их никогда не потеряю, даже если останусь без телефона. Также я активно пользуюсь Видеовстречами. Как раз вчера перед сном связывался с ее помощью с семьей, звонил жене и дочери. Очень удобно! Не уверен, знают ли люди, что такая возможность есть.
Кроме того, мне кажется, что в последнее время люди воспринимают соцсети достаточно узко. Когда мы показываем "новичкам" Google+, их часто удивляет, насколько полезной может быть та или иная платформа. Например, если вы хотите узнать что-нибудь про ресторан, вы можете почитать какие-нибудь обзоры, но в итоге все равно будете спрашивать друзей. И даже если все отзывы были хорошие, а друг скажет, что там плохо, то вы туда, скорее всего, не пойдете.
Так, например, и наша функция локального поиска помогает принимать правильные решения, получая от жизни больше удовольствия. Мне кажется, что этого многим не хватает. Именно поэтому новых пользователей приятно удивляют возможности Google+.
Google+, кажется, очень тесно завязан на потребление. Мы рассказываем, в каких ресторанах были, какие фильмы видели, какие места посещали… И в итоге создается ощущение, что Google+ – это еще один механизм "подстегивания" потребителя.
– Я, пожалуй, не соглашусь с этой позицией. Например, одной из самых обсуждаемых в Google+ категорий является кинематограф. Кроме того, мы видим, что музыкантам очень нравится идея представлять свои новые альбомы непосредственно с помощью функционала Видеовстреч в Google+. Действительно, приятно увидеть сразу по видео реакцию собственных фанатов.
Мне кажется, что с этой точки зрения мы уже произвели фурор в области музыки. Например, буквально пару недель назад таким образом Bruno Mars представлял свою новую песню, и девушка, которую пригласили участвовать в Видеовстрече, расплакалась, слушая ее.
Более того, мы знаем, что многие сейчас используют Видеовстречи для обучения. Кто-то на этом деньги зарабатывает, кто-то это делает бесплатно. В Сан-Франциско, например, есть группа ChefHangout – ребята помогают всем желающим научиться что-то готовить. Мне кажется, что таким образом мы обогащаем жизнь многих людей.
Кто-то, конечно, может использовать эти сервисы для выбора ресторана, а кому-то важнее опыт личного общения с друзьями или "звездами". Для нас важно не то, как этот ресурс будет использоваться, а то, что мы даем людям массу новых возможностей.
Многие средства массовой информации активно используют Twitter и Facebook для взаимодействия со своей аудиторией. Что Google+ может дать именно СМИ?
– Очень многое. Конечно, я говорю сейчас про Видеовстречи, но мне кажется, что именно эта фишка привлекает современные СМИ. Не так давно в США проходили президентские дебаты, и газета New York Times активно использовала эту функцию для ведения дискуссий с Кондолизой Райс. Телекомпания CNN также пользовалась функционалом Видеовстреч для общения с рядовыми гражданами. У The Huffington Post – одного из наиболее популярных новостных сайтов – есть проект Huffington Post Life: 12 часов в день они ведут беседы со своим читателями. Так что это очень полезный для них инструмент.
Также у нас есть проект под названием "Новости Google". Там можно не только читать новости и делиться ими, но и следить за публикациями журналиста, который написал понравившуюся вам статью или заметку. И таким образом выстроить более осмысленный диалог с автором. Так что для СМИ у нас масса полезных возможностей (примечание: в России эта функция пока недоступна).
Иногда корпорацию Google упрекают в том, что она строит своеобразную "Звезду смерти" – некий механизм массового контроля и подчинения. И Google+ для некоторых как раз может показаться частью этого механизма, потому что корпорация получает всю информацию о человеке, видит все, что он делает. Можете это как-то прокомментировать?
– Конечно, мне не по должности комментировать этот вопрос (смеется). В целом, мы верим в пользу здоровой конкуренции, ведь без нее практически невозможны инновации. Даже если бы не мы предложили все те фишки, которые обсуждали выше, их бы, вероятно, предложил кто-то другой.
Разработка новых сервисов и продуктов, актуальных и полезных для пользователей, – это всегда очень интересный процесс. Мы никого не заставляем использовать наши сервисы, и если кому-то они не нравятся, то достаточно всего нескольких кликов, чтобы экспортировать все свои личные данные из всех сервисов Google, и “унести” их на другие интернет-площадки. Мы прекрасно понимаем, что если у вас возникнут сомнения в конфиденциальности данных, то вы просто перестанете пользоваться нашими сервисами.
Мы не считаем себя Звездой Смерти. Мы знаем, что мир устроен очень сложно, и мы должны давать пользователям новые возможности и некие альтернативные способы решения задач, которые могут решаться и с помощью других инструментов. А дальше – выбор пользователя.
У вас очень интересный послужной список. Вот уже 15 лет вы входите в число людей, которые во многом меняют наш повседневный мир. Чтобы вы хотели изменить в нашем мире к лучшему? Как the real Marvin (ник Марвина Чоу в соцсетях), а не представитель Google.
– Мне очень повезло, потому что я занимаюсь только теми проектами, к которым у меня лежит душа. Незадолго до запуска Google+ я работал в токийском офисе Google и общался там с Виком Гундотрой. Он рассказал мне, что из себя будет представлять этот проект, и что он, безусловно, пойдет на пользу Google. И что с его помощью сможем попробовать произвести революцию в социальной среде.
Я загорелся этой идеей и до сих пор с удовольствием продолжаю ее реализовывать. Люди вообще часто приходят работать в Google, когда чувствуют желание изменить мир к лучшему – за счет оптимизации операционной системы для мобильных телефонов, оптимизации поиска или чего-то еще. Это вдохновляет и лично меня, и массу других сотрудников компании, и мы стараемся делать лучшие сервисы на рынке.
Каким Вы видите будущее соцсетей и будущее взаимодействия людей и компьютерных технологий? Если пофантазировать, что наш ждет через 5-10 лет?
– Если бы я знал ответ на этот вопрос, то моя должность имела бы намного более модное название, я уверен (смеется). Мы уже много с вами говорили об увеличении социальной составляющей во всех сферах нашей работы. Мне кажется, что сейчас все большее и большее значение начинает играть общность интересов. То есть вы будете добавлять в друзья уже не просто знакомых и бывших одноклассников, которых вы смутно помните, но и уделять все большее внимание поиску новых друзей и знакомых по интересам.
Действительно, нам интересно поддерживать осмысленный диалог, иначе не были бы так популярны беседы в кофейнях, ресторанах и других подобных заведениях. Обычное общение в сетях мне не напоминает реальный диалог: кто-то публикует, кто-то комментирует, и никакого диалога лично мне в этом не видится. Сейчас назрела потребность в платформе для настоящего общения, типичного для реального мира.
Может, это и не всем важно, потому что люди – разные… Но мне кажется, что будущее соцсетей лежит именно в этой области. И это, кстати, важно и для рядовых пользователей, и для музыкантов, и для крутых брендов. Так что, наверное, таким и будет будущее, вокруг этого будет строиться общение в соцсетях.