Еще с советских времен Кубань известна как главная житница и здравница страны. В наши дни край стремится занять лидирующее положение не только по выращиванию овощей и фруктов, но и взращиванию идей и проектов, которые способны помочь формированию новой российской идентичности. Несколько лет назад Краснодарский край стал первооткрывателем в области инициатив, направленных на продвижение региона и поиск того, чем мы по-настоящему можем гордиться.
В 2006 году по инициативе предприятий Газпрома, работающих в Краснодарском крае, стартовал социально-информационный проект "Гордость Кубани". На первом этапе было проведено комплексное исследование мнения интернет-аудитории в отношении символов региона. Затем на портале ЮГА.ру было открыто голосование, которое должно было выяснить особенности кубанского характера во всей широте его проявлений.
Опросы в рамках проекта выявили интересную закономерность – для большинства респондентов настоящей гордостью региона являются не архитектурные памятники и исторические личности, а простые "жители Кубани, как носители особенной культуры".
"Гордость" и предубеждения
7 лет, прошедшие с момента презентации проекта, позволили оценить, насколько правильным было видение кубанцев, заявившим, что имидж региона должен опираться не столько на разрекламированные бренды (Черное море, горы, курорты и Олимпиаду), а показывать человека, который все это благополучие создает и сохраняет.
Проект затронул еще один важный аспект – образовательный. Базой для проведения работы над сценариями социальных роликов – еще одним важным направлением "Гордости Кубани" – были выбраны Кубанский государственный университет и Кубанский государственный технологический университет. Дискуссия, развернувшаяся в сети по поводу символов Кубани и привлечение к этому диалогу студентов PR-факультетов, дали еще один толчок для формирования особого социального мышления у будущих специалистов по коммуникации.
По условиям конкурса лауреаты получили возможность лично участвовать в создании видеороликов, основанных на их сценариях или идеях. Из 77 работ, соответствующих тематике конкурса, для участия во втором этапе конкурсная комиссия отобрала более 10 тем для создания видеороликов.
- Темами видеороликов, которые были созданы на основе отобранных сценариев, стали история края, спортивные достижения выдающихся земляков, природа региона возможность проведения Олимпиады 2014 года в Сочи, а также сами жители Кубани. В отобранных работах речь идет о человеческих качествах жителей края, достижениях и повседневной жизни кубанцев, – рассказывают организаторы.
Сегодня проекты, аналогичные "Гордости Кубани", реализуются на самом высоком федеральном уровне. Напомним, что универсальный символ страны с помощью голосования выбирают сегодня все регионы в рамках проекта "Россия 10". И количество проголосовавших уже побило все рекорды – свой голос уже отдали миллионы россиян.
Курс – Россия
Но Краснодарский край вновь сделал шаг вперед, предвидя ожидания общества. Национальная премия "Хрустальный компас" в области географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия была учреждена в 2012 году Краснодарским региональным отделением Русского географического общества и корпоративной ассоциацией "Газпром на Кубани".
Организаторы сразу озадачили общественность выйдя за рамки общепринятого понимания экологической премии. Проект замахнулся на создание новой национальной идеи, которая будет сформирована необычными проектами.
От проектов, а их сегодня 150 из 36 регионов страны требуется не только соответствие теме номинации, но прежде всего многолетняя, комплексная деятельность по выбранному направлению. Это проекты, создающие новую Россию, которую искренне любят и стараются сохранить в ней те моменты, которые заметил автор. Участники "Хрустального компаса" по крупицам воссоздают комфортное для жизни государство, из которого не хочется уезжать. И многие из этих проектов перекликаются с "Гордостью Кубани".
Например, активисты из Мурманска решили узнать у всех жителей города, за что они любят свою малую Родину. Выйдя на улицу родного города с простым вопросом: "Почему я люблю свой город?", они получили массу откликов от горожан, которые собрали в единый виртуальный ресурс.
- Мы хотим рассказать о своем опыте и узнать, что об этом думают эксперты. Ответы мурманчан, любящих наш северный край, гордящихся его историей, к нам продолжают поступать. Это обратная связь с земляками для нас очень важна, – говорит один из авторов виртуальной книги Дмитрий Качалов.
Проект "1000 причин жить в Мурманске" выдвинут на две номинации: "Просвещение" и "Гражданская позиция".
Владимир Никонов cделал уникальную серию фотоснимков Русского севера. Это памятники христианства (Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов и Соловецкий монастыри), а также великолепная природа Карелии, национальный парк Паанаярви, Мурманская область, дорога на полуостров Рыбачий.
- Для меня участие в премии – это, прежде всего, выражение своей гражданской позиции. Я живу в огромной стране с уникальной культурой, – делится автор проекта. – Культура от латинского слова kult – возделываю, наклоняюсь. Возделываю – творю! Я человек, я творю, строю, созидаю. Поклоняюсь Богу, стране, Родине, ее истории и хочу сберечь ее. Сберечь ее памятники! А памятников у нас осталось на такую огромную страну всего 90 тысяч, из них 2/3 требуют очень серьезных работ по их спасению. Для сравнения, в Великобритании памятников культуры и истории 400 тыс. И памятники продолжают уничтожаться нашим безразличием.
Авторская группа из СФО – Владислав Кроткин и Таисия Кайгородова – представили на соискание премии проект "Новый бренд, посвященный Сибири". В основе идеи номинанта лежит сочетание объединение уникальной природы региона с талантом молодых дизайнеров, иллюстраторов и модельеров. Эта работа представляет Сибирь в новом виде – с юмором и сильной креативной составляющей. В рамках проекта создан одноименный яркий бренд Siberia Shirts, ведется развитие международного сообщества людей, которые любят Сибирь и ее природу.
Работа из Алтайского государственного университета "Древние и современные культовые места Южной Сибири: инвентаризация, картографирование, оценка их роли в сакрализации территорий в символическом и историко-культурном планах" направлена на разработку и реализацию мероприятий по изучению памятников культовой деятельности, их сохранение и включение в реестр культурного наследия России. Проект реализован совместно с Национальным музеем естественной истории (Париж).
Результаты премии будут озвучены 25 мая в Краснодаре. Кроме того, на сайте развернуто голосование в номинации "Общественное признание". Десятки новостей и огромное количество откликов из регионов, самое лучшее доказательство того, что кубанцы затронули правильный "нерв", который отвечает у россиян за гордость.
PS. Инициатива регионов развивается в самых неожиданных направлениях и сегодня при поддержке Газпрома на Кубани формируется живая география в виде роликов в формате time lapse. Буквально на глазах создается интерактивная карта России, на которой мы можем увидеть неповторимые особенности каждого города глазами его жителей.