Главный редактор журнала "Нация": О Брюсе Ли, провинции и поводах для гордости
В Краснодаре нет дефицита глянцевых изданий: вот тебе издание про модные тусовки, вот про автомобили, про отдых... Но пару месяцев назад в наш город пришел новый "глянец" — журнал "Нация". Выпускается он в Ростове издательским домом "МедиаЮг", однако на обложке указано: "Первый журнал для всей страны, издаваемый не в столице".
В интервью порталу ЮГА.ру редактор журнала Андрей Бережной рассказал о том, как можно делать общероссийский журнал в провинции, а также о поводах для гордости и похожести на Брюса Ли.
Когда и откуда появилась идея журнала "Нация"?
Летом 2012 года, когда в российском "общечеловеческом", как я его называю, глянце, другие называют его life-style, случился жуткий кризис. Журнал "Афиша" издал тогда специальный номер, где опубликовал несколько интервью главных редакторов федеральных журналов со своими коллегами. Например, Филипп Бахтин (экс-Esquire) общался с Филиппом Дзядко (экс-"Большой город"), Алена Долецкая (Interview) — с Николаем Усковым ("Сноб"). Общий тон всех этих бесед был такой — уныние, растерянность, "мы не знаем, кто наши читатели, чего они хотят".
Примерно в это же время Валерий Панюшкин написал в своей колонке в "Ведомостях": "У меня такое чувство, будто в России живет человек сто. Ну кто эти люди? Путин (раньше был еще Медведев, но куда-то делся), Навальный, Pussy Riot, патриарх Кирилл, губернатор Ткачев, Мария Шарапова… И рассказывают про эту золотую сотню одни и те же рассказчики, и так уж им надоело рассказывать про одних и тех же персонажей, что все чаще и чаще рассказчики принимаются рассказывать друг о друге, а то и вовсе о себе. Между тем Россия занимает огромную часть суши. На этой территории народу живет немного, но все же почти полтораста миллионов. Со всеми этими людьми все время что-то случается".
В общем, посмотрели мы на это все — и как-то вдруг в один момент узрели, как все это складывается в один большой паззл под названием "Журнал "Нация". Есть повод гордиться Россией". "Есть повод гордиться..." — это титульный слоган журнала. Другой наш слоган, который нам тоже очень нравится и кажется справедливым — "Сборная России по здравому смыслу".
А кто это "вы"? Кто увидел большой паззл?
— С одной стороны, это руководство ростовского издательского дома "МедиаЮг" Владимир Денисов и Ольга Лазарева — люди, которые уже 10 лет успешно занимаются выпуском отраслевых изданий: "Вестника строительства", "Вестника экономики", "Вестника АПК" и других. Они работают по всему Югу России, а в прошлом году запустили строительный журнал еще и в Татарстане. А с другой стороны, это я и моя команда. Люди, которые с 2005 года поступательно шли, как это видится теперь, к идее "Нации": вначале мы делали "Кто главный" — журнал о ростовской жизни, затем "Немоскву" — журнал о жизни в России. И вот теперь у нас "Нация" — журнал о современной России, где русские говорят о мире, мир говорит о русских. Мы стараемся смотреть на свою страну со всех сторон — чтобы увидеть ее настоящую.
Вы говорите, что начинали в тот момент, когда редакторы федеральных изданий признавались, что не знают, о чем сейчас писать, чего хочет читатель. А вы в Ростове, значит, знаете...
— Не слишком ли мы самонадеянны, другими словами?
И это тоже. Хотя у меня был другой вопрос: откуда вы знаете, что знаете, чего хочет сегодня читатель? И, кстати, кто он ваш читатель?
— Нашу самонадеянность питает сам читатель. Может, мы когда-нибудь встретим такого читателя, который откроет "Нацию", пролистает, захлопнет и скажет: "Ну так, нормально". Однако пока случается наоборот. Например, приходит к нам сотрудник нашего отдела рекламы: "Салон дорогой немецкой техники жалуется, что "Нация" срывает им продажи". — "Что значит "срывает"? — "Пришел к ним клиент — целенаправленно — покупать домашний кинотеатр. Пока ждал менеджера, взял полистать журнал, мы там распространяемся. И все, и зарылся в журнал. Менеджер его вежливо дергает — клиент отмахивается и продолжает читать". "И что? — спрашиваем рекламщика. — Купил он телевизор?" — "Не знаю, — отвечает, — но журнал с собой унес". Положа руку на сердце: у нас вообще не было этой проблемы, с которой сталкиваются издания на этапе запуска — у кого и как отвоевывать аудиторию. Мы знали, кто нас будет читать, знали, что рассказывать этим людям.
Кем-то из наших героев читатели восхищаются — как можно не восхищаться путешественником Федором Конюховым или русскими художниками Дугиными, которые рисовали книжку для Мадонны и делали спецэффекты для фильма "Гарии Потер"? Какие-то темы читателя "заводят": например, проект русского и американского фотографов "Титульная нация" года они снимали типичных русских, а, когда мы это опубликовали, то получили массу откликов "Мы не такие страшные!". Но ни разу мы не слышали о "Нации" отзывов "скучно" или "как у всех".
Если говорить языком соцопросов, читатель "Нации" — это взрослый мужчина, от 30 лет, хорошо зарабатывающий, самодостаточный — не тот, кто ноет, как "все плохо в этой рашке", а тот, кто хочет жить в России со своей семьей и что-то меняет в стране к лучшему.
Что будет в следующем номере такого, что заставит и краснодарского читателя забыть про домашний кинотеатр? Ведь вы журнал ростовский и герои у вас, наверное, по преимуществу ростовские. Кто у вас на обложке?
— Журнал мы общероссийский, то есть стараемся делать его таким, чтобы интересно было читать и жителю Ростова, и Краснодара, и уральцу, и москвичу. На обложке июньского номера "Нации" Михаил Горбачев выпивает с Жераром Депардье и Пьером Ришаром. Снимок фантасмагоричный и прекрасный сам по себе, но мы поставили его как иллюстрацию к большому интервью с послом Великобритании в СССР и России сэром Родриком Брейтвейтом, который сказал нам, помимо прочего: "Я знаю, что вы считаете Горбачева предателем. Но вы не понимаете, от чего он нас всех избавил". Хорошее большое интервью с иностранцем, который влюблен в Россию: сейчас он занимается тем, что пишет книги о нашей истории. Последняя вышла в этом году — об афганской войне.
Яркие страшные неоднозначные факты и истории из этой книги "Афган" мы тоже напечатали в этом номере. Еще в июньском номере: музыкант и возможный кандидат в мэры Москвы Сергей "Паук" Троицкий — о том, какие еще запреты ждут россиян в ближайшее время; в рубрике "Зачем вы это делаете" — народный артист Чеченской Республики, певец и актер Никита Джигурда. Или вот, например, проект из серии "На заметку домохозяйкам", для тех читателей, кому неинтересно про политику — какие гастрономические гадости приходилось пробовать вдали от родины российским путешественникам. Это мы решили выяснить после того, как в мае ООН призвала голодающих более активно питаться насекомыми.
Часть ваших текстов — это дайджест, перепечатки?
— Все, что мы публикуем, мы делаем сами. Все, до последней буквы. Но когда, например, в нашей рубрике "Большой вопрос" выходят интервью Эдуарда Лимонова, Дениса Симачева, Кости Цзю, Ирины Хакамады, других известных россиян — некоторые злопыхатели заявляют: "У-у-у, из Интернета взяли". Мне не раз задавали вопрос, как журналисты "Нации" умудряются реализовать все, что приходит нам в голову; как они умеют достать тех, кто именно сейчас на слуху у всей страны.
Тем же людям, кто не верит, что можно не в Москве делать хорошее медиа... Знаете, Брюс Ли наносил удары с такой скоростью, что эти удары были не видны человеческому глазу. И даже обычная кинопленка не могла зафиксировать такой удар. И поэтому не все обыватели вообще верили, что он это может. Но Брюсу Ли было плевать на слухи о себе — он просто продолжал бить с той же скоростью. Вот, нам так же плевать на слухи.
Как сегодня журнал представлен в Краснодаре?
— Мы распространяемся в городе: в фитнес-центрах, автосалонах, в аэропорту. Активно начал работать наш краснодарский отдел продаж.
А своя редакция в Краснодаре у "Нации" будет?
— Нанимать штатного редактора мы пока не планируем, но писать о Краснодаре, отыскивать здесь своих героев, свои темы будем.
***
"Нация" — восьмой по счету проект издательского дома "МедиаЮг". Журналы "МедиаЮг" выходят совокупным тиражом более 47 тысяч экземпляров и распространяются на территории России, республик Беларусь и Казахстан.