Станислав Аристов: О развитии туризма в Ингушетии, мультфильмах и гордости горцев
Недавно Комитет по туризму Республики Ингушетия возглавил 27-летний Станислав Аристов, до этого занимавший должность помощника главы региона. У молодого руководителя большие планы начет того, как сделать туристическую жизнь в Ингушетии насыщеннее и интереснее. Отдельно ведется работа и с местным населением, которому вскоре предстоит принимать гостей строящегося курорта "Армхи", входящего в туркластер, возводимый ОАО "Курорты Северного Кавказа".
В интервью порталу ЮГА.ру, Станислав Аристов рассказал о том, как власти собираются повышать популярность Ингушетии через мультфильмы, праздники и еду, привлекать инвесторов, а также о том, почему горцы боятся вставать на лыжи.
Всего месяц Вы назад возглавили Комитет по туризму. Как отреагировали на предложение заняться именно этой сферой?
– Это ответственный пост, но я обрадовался. Раньше я работал больше в молодежной политике, это хорошая школа, хороший опыт. Молодежная политика ведь занимается всем: и социальной работой, и волонтерством, и стройотрядами. Качественные и количественные показатели там зачастую очень широки. В туризме же есть конкретный качественный показатель – это количество заработанных денег.
Обрадовался я тому, что теперь мою работу будут оценивать не по публикациям в СМИ, а будут судить по сухим цифры дебета-кредита, по той положительной динамики, которая существует. Меня это вдохновляет и дисциплинирует, потому что хочется созидать и показывать конкретные результаты.
Как собираетесь привлекать туристов, чтобы обеспечить этот результат?
– Наш бюджет предусмотрен республиканской целевой программой "Развитие туризма", рассчитанной до 2016 года, в следующем году на нее выделяется около 36 млн рублей. Но эти деньги можно построить максимум одну гостиницу.
Поэтому мне развитие туризма видится, в первую очередь, как создание условий для того, чтобы сюда пришел бизнес. Чтобы мы были тем оператором, который может регулировать вопросы инфраструктуры, земли, коммуникации.
Второе – это кадры, т.е. подготовка экскурсоводов, гидов, работа с молодежью. Чтобы они шли работать и могли рассказать о своей республике. Третье –подготовка конкретных коммерческих предложений. Множество инвесторов интересует только то, сколько они вкладывают вначале и получают потом. А всю эту подготовительную работу можем делать мы, привлекая коммерческие структуры.
Поэтому работа Комитета по туризму на ближайший год мне видится в таких аспектах: подготовка кадров, организация условий для отдыха, в т.ч. и для жителей Ингушетии. Потому что, прежде чем звать иностранцев, нужно и самим гражданам отдыхать иногда. И сегодня мы уделяем большое внимание кадастровым работам в особой экономической зоне туристско-рекреационного кластера. Работы эти завершатся в декабре, и уже тогда могут зайти "Курорты Северного Кавказа" и начать работы по строительству инфраструктуры, развитию дорог, коммуникаций и дальнейшему возведению курорта "Армхи".
Так что наши три кита – это инфраструктурные вещи (земля, кадастры, документы), кадры и вовлечения бизнеса.
По поводу кадров. Как Вы будете работать с местным населением, готово ли оно к тому, что в Ингушетию вот-вот может нагрянуть поток туристов?
– Местное население всегда готово к гостям. Потому что Ингушетия, как и любой другой регион Северного Кавказа, славится своим гостеприимством. И, знаете, даже бывает такой диссонанс: "А как я с гостей деньги буду брать?!", потому что они готовы выложить все!
Но с другой стороны сфера услуг здесь очень страдает. Втом числе и из-за ментальности: "Жители гор никогда не склоняли головы не перед кем и прислуживать мы не будем". Мы же хотим на практике доказать, показать, обучить, что сегодня индустрия туризма – это индустрия гостеприимства. Если ты как хозяин дома привлекаешь людей тем, какие у тебя, допустим, чистые скатерти, то это показывает, какой ты хороший, домовитый хозяин. И чтобы так было, эти скатерти нужно постирать.
Поэтому мы хотим запустить образовательные курсы с рабочим названием "Хорошая хозяйка", куда пригласим специалистов, которые будут учить сервировке, украшению дома, красивому нарезанию фруктов и так далее. Как минимум, эти курсы понадобятся хозяйкам. Я уверен, что в Ингушетии и без того это многие умеют делать, но здесь мы надеемся на соревновательный элемент. Этими курсами мы хотим задать некое направление. Есть же требования к знанию английского языка, есть и языковые курсы. Поэтому на базе нашего комитета мы хотим создать и такой образовательный центр. А специалистов сможем привлекать через "КСК". Такие курсы планируется создать во всех муниципальных образованиях республики, потому что мы хотим завести моду на гостеприимство, на хороший сервис.
А как намерены привлекать женщин к этим курсам, ведь не все могут захотеть обучаться там?
– Есть такой религиозный праздник Ураза Байрам, на который каждая хозяйка готовит свой дом и украшает себя, старается принять гостей лучше, чем все соседки. Такой соревновательный дух в этом есть. Тем более, в невесты парень тоже выбирает хорошую хозяйку.
Поэтому мы планируем делать курсы как раз перед этим праздником. И даже если никто не захочет идти потом в туризм, женщины Ингушетии все равно получат хорошую возможность познакомиться с восточной чайной церемонией, европейской чайной церемонией, правилами сервировки, обустройством дома и т.д. И это все от гуру гостиничного бизнеса. Нам ведь в пятизвездочных гостиницах все нравится, а какая хозяйка не захочет, чтобы ее дом был похож на пятизвездочную гостиницу?
Хорошо, с хозяйками понятно. А с "хозяинами" что делать?
– Тут у нас другой подход. Какой кавказец не любит быстрой езды? Мы планируем закупить за счет инвесторов два интерактивных горнолыжных тренажера и с их помощью показать этим хозяевам скорость горнолыжных курортов, пока в интерактивном виде. Таким образом мы создадим площадку, где будут собираться и учиться любители горнолыжного спорта.
Например, приехал я – предположим, чиновник, бизнесмен или отец семейства – на курорт. Чтобы не опозориться перед друзьями, перед родней, я на лыжи не встану. Вдруг я упаду или у меня не получится? Соответственно, я не возьму их в прокате, не пойду на подъемник, то есть экономика от этого теряет. Поэтому мы поставим сейчас на низменности эти тренажеры, где любой желающий сможет за закрытыми дверями потренироваться, а потом уже применить эти навыки на практике.
Сегодня наша задача – закрутить вокруг туризма моду и показать рентабельность. Даже молодые предприниматели, грантополучатели "Машука-2013" уже в этом сезоне смогут реализовать свои бизнес-идеи и начать зарабатывать, показывая пример другим.
На какое направление будет сделан упор в развитии туризма в Ингушетии – горнолыжный, событийный или, допустим, экскурсионные туры по поселкам?
– У нас есть колоссальной красоты природа. И мы понимаем, что завтра фешенебельные отели тут не появятся. Но сегодня нужно делать комфортным то, что уже есть. Допустим, все любят выезжать на шашлыки, а мы хотим создать комфортные кемпинги для семейного отдыха – с парковками, биотуалетами, подведенной водой, навесом и мангалами, столами, гамаками.
Это касается и внутренних туристов, и приезжих. Поэтому основное наше направление – это такой этно-экологический туризм. Наша задача – не строить в горах автострады, а обустроить тропинки, оснастить их информационными знаками – мы каждый памятник хотим обозначить табличкой с QR-кодом, перейдя по которому, можно прослушать лекцию о достопримечательности. Это уже планируем сделать к грядущему зимнему сезону.
Еще у нас будет ТИЦ (туристско-информационный центр) – это такие информационные терминалы (инфоматы), которые будут стоять в каждом городе на вокзалах, автовокзалах и в аэропорту. Там можно будет выбрать маршрут экскурсии, а на чеке распечатается телефон, по которому ее можно заказать.
Какие существуют планы по событийному туризму – инфотуры, фестивали? Комитет ведь всегда уделял этому особое внимание.
– Тут большое спасибо надо сказать моему предшественнику Батыру Мальсагову. Событийный туризм – это его конек. И, что важно, благодаря таким мероприятиям в прессе появляется много положительной информации.
Все это, конечно, будет, по "событийке" у нас много планов. Ко Дню матери приурочим фестиваль кондитеров "Мамазия". Это такая ярмарка, где гости дегустируют печенье, халву и т.п., голосуют, а с победителем заключим договор, и его продукция будет реализовываться по маркой сувенирной продукции Ингушетии в красивых коробочках с орнаментом. Также в планах барбекю-фест, его проведем в июне, когда у нас будет проходит турнир М-1 (Микс файт), а также фестиваль по консервированию.
Вообще, в планах создать цикл гастрономических фестивалей и сделать его регулярным: зимой – кондитерский, весной/летом – шашлыки, осенью – закрутки. Также у нас будут продолжаться джип-фестивали. Мы сейчас будем выходить на Русское географическое сообщество, на ассоциацию джипперов и уже в сотрудничестве с ними устраивать джиппинги.
Помимо этого, в 2014 году мы встречаем международный фестиваль туристского кино "Свидание с Россией", который в прошлом году проходил в Туле. Это под патронажем Минкульта РФ.
А что насчет детского отдыха?
– Сегодня есть поручение главы республики создать методические рекомендации для внедрения в школах Ингушетии урока туризма и гостеприимства. То есть туризму будут учить в тексте краеведения. В течение года мы учим детей на уроках в школах, а на площадках летних оздоровительных лагерей у них будут тематические краеведческие смены, где вожатые будут водить их на экскурсии, а потом принимать экзамен по тому, как дети сами могут ее провести. Это получатся летние туристические школы на базе лагерей. Ведь гостеприимству надо учить сызмальства.
Сейчас ведь не без Вашего участия создается мультфильм по мотивам ингушского фольклора. Как появилась идея такого проекта?
– Мне среди ночи позвонил глава республики Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров и спросил, видел ли я мультик "Три богатыря: Алеша Попович и Тугарин Змей". Я ответил, что да. А он мне: "Завтра летишь в Минкульт договариваться о съемках мультфильма по мотивам ингушских сказок".
В итоге мы с "Союзмультфильмом" снимаем такой анимационный фильм. Пока готовим к выпуску 10-минутный пилотный вариант, который выложим на YouTube. И если он будет иметь успех, то Фонд кино вложит деньги в 90-минутную полнометражку, которая будет в прокате в кинотеатрах. Если нет – то это будет мультсериал из коротких серий, примерно как "Лунтик".
Что-то готовите особенное к грядущему открытию зимнего сезона?
– Конечно! Сезон у нас открывается 11 декабря – мы приурочили его к Международному дню гор. Причем открывать сезон у нас будут леопард, мишка и зайчик – талисманы предстоящих зимних Олимпийских игр в Сочи. В течение трех дней – с 11 по 13 декабря они будут ездить на тематически оформленной машине в составе автоколонны в сопровождении байкеров по городам республики. Такую новогоднюю легенду мы придумали, потому что понимаем, что не все жители Ингушетии смогут побывать на Олимпиаде в Сочи, но хотелось бы, чтобы каждый почувствовал себя причастным к этому празднику.
В каждом из четырех городов остановки (Малгобек, Карабулак, Магас и Назрань) автопробега пройдут праздничные концерты с конкурсами. Там мы торжественно будем поднимать флаги Олимпиады. На этих праздниках мы развернем ярмарки, где заодно презентуем курортные возможности всех муниципальных образований республики: муниципалитеты выставят баннеры, на которых будет расписано, какие там есть гостиницы, рестораны, развлекательные заведения, а также какие мероприятия будут проводиться. Таким образом, гости праздников смогут ознакомиться с тем, что предлагают соседние населенные пункты и, возможно, запланировать свои выходные.
Сезон в "Армхи" также откроется большим праздником с показательными выступлениями сноубордистов и фристайлеров. Официальный старт зимнего туристического сезона с участием официальных лиц будет дан на нижней площадке канатной дороги. Там также развернутся подворья с национальной кухней, гости смогут отведать наш легендарный чапильгаш (лепешки). За угощением последует культурная программа. В ресторане на верхней станции приехавших будет ждать чаепитие с национальными песнями и танцами, в банкетном зале – праздничный обед.
Планов у нас много, будем стараться сделать все, чтобы туристам было интересно и комфортно отдыхать в нашей республике!
Смотрите также: