16 марта в Крыму и Севастополе пройдет референдум, на котором население Автономной республики, скорее всего, примет решение о вхождении в состав Российской Федерации. Сторонники интеграции говорят о возобновлении исторической справедливости, противники вспоминают аншлюс Австрии в марте 1938 года. За началом Крымской весны, которая может привести к новой "холодной войне", наблюдал журналист Павел Никулин.
Бiло-синьо-червоний прапор над Севастополем
Если Крым действительно станет российской территорией, то точкой отсчета для этого процесса можно считать не предстоящий референдум, а 23 февраля 2014 года. В этот день в ходе многочисленного митинга в городе Севастополе с флагштока здания горадминистрации сорвали украинский флаг, заменив его российским триколором. На народном сходе жители города избрали мэром предпринимателя, собственника успешного предприятия "Таврида Электрик" Алексея Чалого.
Это было довольно спорным шагом, даже по меркам современной украинской политики. Во-первых, Севастополь – единственный город, где мэра назначают напрямую из Киева; во-вторых, Чалый – гражданин России. Однако жителей Севастополя это не смущало. Формальное назначение нового мэра заняло весь следующий день, а 25 февраля его отчета уже ждали собравшиеся на площади Нахимова местные жители с флагами РФ и георгиевскими ленточками, которых охраняли милиция, казаки и байкеры из придворного путинского моклуба "Ночные волки".
– Это Чалый-то нелегитимен? А киевская власть на автоматах легитимна? С "Правым сектором" во главе? Они хотят запретить русский язык, мы против этого. Чалый много сделал для города, он построил огромный мемориальный комплекс в честь обороны Севастополя, его тут все уважают, – объясняла одна из участниц митинга.
Местное население было настроено довольно воинственно, в толпе искали бандеровцев и активистов "Правого сектора" – в Севастополе западенцев боялись и не любили.
Олицетворением бандеровского зла стал герой украинских телеканалов Александр Музычко или Сашко Билый – грузный активист активист "Правого Сектора", воевавший в первую чеченскую кампанию на стороне сепаратистов. За последнюю неделю февраля, пока в Крыму институализировалась новая власть, основанная на ненависти к украинским националистам, Билый успел надавать подзатыльников ровенскому прокурору и пригрозил повесить недавно назначенного главу Министерства внутренних дел Украины Арсена Авакова.
Лучше всего отношение жителей города русских моряков к выходцам с Западной Украины отражал плакат на въезде в Севастополь: слева матрос со связкой гранат с полотна Александра Дейнеки "Оборона Севастополя", справа – марш членов праворадикальной организации УНА-УНСО.
В заявление "Правого Сектора" о том, что его бойцы не собираются захватывать Крым и наводить там свой порядок, как это делали в 1992 году члены УНА-УНСО, местные не особо верили и надеялись, что антикиевская политика нового мэра сможет их защитить
Чалый долго совещался в Московском доме, пристроенном к зданию материально-технического обеспечения Черноморского флота РФ. Помещение охраняли добровольцы и российский БТР, который еще утром пригнали во двор. На митинге мэр объявил о создании в Севастополе антитеррористического центра и пообещал, что город покроет долги перед бюджетниками, милицией и "Беркутом". В отличие от остальной Украины милицейский спецназ, который разгонял протестующих на Майдане, считался в Крыму героическим подразделением и последним заслоном от сторонников Степана Бандеры, которые, судя по настроениям местных жителей, уже завтра готовы устроить в городе ночь длинных ножей.
Уличная демократия по-крымски
26 февраля на въезде в городе появились блокпосты, которые контролировали добровольцы, а по всему Крыму начали формироваться отряды самообороны. Часть севастопольских самооборонцев собиралась ехать в Симферополь, где Верховная Рада Автономной республики Крым, как ожидалось, должна была обратиться за помощью к России.
Воспрепятствовать этому попытались крымские татары и примкнувшие к ним немногочисленные националисты, а также левые и антифашисты. Проукраински настроенная часть митинга скандировала "Слава Украине" и "Аллаху Акбар". В толпе мелькали флаги Украины, России, Крыма, Крымских татар, УПА, Советского флота, православные иконы.
– Мы здесь собрались по одной причине. У нас были опасения, что Верховная Рада Крыма на экстренной сессии примет решение обратиться к России с просьбой о защите граждан России... В Севастополе применили технологию, с помощью которой избрали мэром гражданина России. Мы побоялись, что такая технология повторится, – пояснял заместитель председателя Меджлиса крымских татар Нариман Джелялов.
Несколько часов под стенами парламента не стихал многотысячный митинг. В какой-то момент неизвестные распылили газ из баллончика, началась драка. Митингующие избивали друг друга деревянными палками от флагов, бросали камни и бутылки с водой. Из толпы то и дело выходили люди в слезах и крови – кашляли, умывались, приходили в себя и иногда возвращались в бой.
Милиционеры, оказавшиеся в гуще событий, пытались пресечь драку, но в основном добрым словом – дубинок и щитов правоохранителям не раздали. Один растерянный сотрудник милиции осторожно уговаривал троих молодых татар прекратить возить лицом по асфальту русского. Те не слушали доводов и продолжали неумело пинать активно сопротивляющуюся жертву. К зданию парламента съезжались "скорые", мимо них бродили растерянные милиционеры. Под конец волнений татары сожгли у стен Совета несколько георгиевских ленточек и флаг Крыма.
К протестующим из Рады вышли представители Меджлиса и партии "Русское Единство". На русском и татарском языке они просили всех разойтись и скандировали лозунг "Крым за мир". Оказалось, что повода для волнений нет – в ВС просто не было людей, способных организовать внеочередную сессию.
"Вот будем их искать", – расстроено пробормотал лидер РЕ Сергей Аксенов, покидая площадь у парламента. Ушел вместе с татарами и глава меджлиса Рефат Чубаров. У стен Верховного совета остались только сторонники пророссийских сил с флагами АКР и РФ. К вечеру до них дошли первые новости из больниц: в столкновениях митингующих два человека погибли от тяжелых травм, еще один умер от сердечного приступа. Все трое были сторонниками "Русского Единства".
Раздосадованные "боевыми потерями" активисты начали строить баррикады вокруг внутреннего двора крымского парламента. За этим занятием их застали неизвестные солдаты, одетые в новый российский камуфляж без отличительных знаков и вооруженные российским оружием – пулеметами и автоматами Калашникова, СВД, "винторезами" и гранатометами "Муха". Защитников парламента сначала положили лицом в землю, но затем, разобравшись, доверили им таскать внутрь здания оружие и амуницию.
Войска в суперпозиции
В 4 часа утра 27 февраля вооруженные люди заняли Совет министров Крыма и Верховную Раду, подняв над зданиями российские флаги. Они не выдвигали никаких требований и вели себя довольно незаметно, если не считать брошенной в журналистов светошумовой гранаты.
Официальный Киев назвал происходящее в автономной республике сначала террористическим актом, а затем и попыткой аннексии. СБУ начала расследование, однако республиканские органы государственной власти фактически уже не подчинялись Киеву. Формализация этих процессов уже началась в Верховном совете. В здание, занятое вооруженными людьми, заспешили депутаты, которые экстренно начали голосовать за проведение республиканского референдума. Сначала его назначили в один день с выборами президента Украины – 25 мая, потом сдвинули на 30 марта, а затем решили провести его 16 марта.
Новым премьером республики стал лидер "Русского единства" Сергей Аксенов. Киев признавать отказался новую крымскую власть, но это уже было взаимным – избранный глава Совета министров АРК также усомнился в легитимности и.о. президента Украины Турчинова.
Все это время у стен парламента не стихал пророссийский митинг. Сторонники Аксенова и независимого Крыма по очереди выступали с импровизированной сцены. Один из ораторов зачитал фальшивое обращение Виктора Януковича, которое на тот момент опровергли уже все информационные агентства. Выступающий объяснил, что огласил сомнительный документ перед несколькими тысячами крымчан, руководствуясь "политическим чутьем".
За следующие несколько дней активисты, сформированные в отряды самообороны, продолжали блокировать государственные здания. Милиция и СБУ перешли на сторону Аксенова, а неизвестные военные заняли Симферопольский и Севастопольский аэропорты и приступили к блокированию украинских воинских частей и кораблей ВМС Украины.
То, что "вежливые вооруженные люди" или "зеленые человечки" прибыли из России, было очевидно и для сторонников, и для противников российского военного присутствия. Пока верховный главнокомандующий Владимир Путин и глава Минобороны Сергей Шойгу заверяли прессу, что российских солдат на территории Украины нет, уверенные в обратном журналисты упражнялись в иносказательности. Так появилось громоздкое клише "вооруженные люди, которых называют российскими военными".
СМИ и активисты проводили собственные расследования – например, нашли в соцсетях страницу российского контрактника Сергея Максимова, который публиковал фотографии из Крыма, и опознали в одном из командиров крымской самообороны Героя России подполковника Владимира Карпушенко. Также в Интернете появилась фотография военного билета некоего Алексея Медведева, которого якобы захватили украинские морпехи в Феодосии (наши источники среди украинских военных эту информацию опровергают).
Косвенными доказательствами того, что в Крыму действуют части Минобороны РФ, являются новейший российский пиксельный камуфляж "зеленых человечков", разбросанные по городу упаковки российских сухпайков и кокарды с символикой Черноморского флота РФ на головных уборах. Имеются свидетельства о приземлении российских транспортников в Симферополе и массовом пересечении военной техникой керченской паромной переправы. Армейские колонны, следующие в направлении Новороссийска и Таманского полуострова, были замечены в Краснодарском крае.
На технике, которую "вежливые люди" используют для блокирования воинских частей и аэродромов, иногда можно увидеть номер частей Черноморского флота РФ и Южного военного округа. Да и сама техника – новейшие бронемашины "Тигр" – используются пока только российской армией.
Украинские военные также убеждены, что имеют дело с россиянами – спецназом ГРУ и псковскими десантниками. Переговоры с военными Украины в одной из частей вел подполковник Владимир Мирнов. В телефонном разговоре военный, который пользуется украинским номером, подтвердил нам, что является российским военнослужащим и ведет от лица Черноморского флота переговоры с военными авиабазы в Бельбеке, но от развернутых комментариев отказался.
Самооборона с оружием
Оружие также есть и у другой категории лиц – одетых в разномастный камуфляж крепких мужчин с милицейскими замашками. Они носят маски, обладают характерным говором и называют себя местным жителями. Украинские военные и журналисты полагают, что это бойцы "Беркута", перешедшие в полное или частичное подчинение местным войскам. Также известно, что "Беркут" официально охраняет въезд в полуостров. Обойти позиции милицейского спецназа нельзя – "вежливые люди" заминировали границу с материком.
Официально вооруженных людей называют силами самообороны Крыма. В основном туда вошли ветераны Афганистана, спецназа и органов внутренних дел. Но есть и гражданские. Например, встреченный у военной базы в Перевальном самообороновец Игорь – местный предприниматель, который в свободное от работы время приходит блокировать базу украинских войск. Сам он считает, что помогает российским солдатам охранять оружие.
– Я местный, родился тут. Я не хочу, чтобы случилось как во Львове, где полторы тысячи единиц оружия пропало из отделов милиции и воинских частей. Наша армия не может нас защитить, поэтому я записался в самоборону. Но наших сил не хватит, и я рад вводу войск, – говорит Игорь.
Члены самообороны, которых можно отличить по георгиевским лентам, достаточно агрессивны. Они уже нападали на российских, украинских и греческих журналистов у воинской части в Севастополе, преследовали датского фотографа, избили болгарского фрилансера и оборвали провода команде Associated Press, которая занималась прямыми эфирами. Официальной реакции на эти инциденты не последовало.
Кроме российских солдат, участвовать в крымских событиях приехали кубанские казаки, российские националисты, болгарские добровольцы и сербские четники. Последние вовсю обыскивали людей на севастопольском блокпосту, не понимая ни слова по-русски.
8 марта в Крыму официально появилась новая армия. В Симферополе приняли присягу бойцы первого подразделения Вооруженных сил Крыма. Церемония прошла у Вечного огня в Гагаринском парке, на присяге присутствовал премьер-министр Крыма Сергей Аксенов, который заверил, что армия Крыма "создается для защиты, а не для нападения". По его словам, в случае присоединения Крыма к России вооруженные силы АРК станут частью российской армии.
Пока первые вооруженные соединения присягали на верность "народу Крыма", в столице республики прошел первый проукраинский митинг, около 400 человек прошли по городу с сине-желтыми лентами. Самых активных сторонников Киева и Майдана на следующий день задержали.
По словам нового премьера Крыма Аксенова, после референдума жителям Крыма позволят самим выбирать, оставить ли украинский паспорт и сделать российский. А украинским военным он пообещал дать возможность свободно покинуть территорию республики – если "разум возобладает над ситуационными эмоциями".
Смотрите также
Праздник ядерного непослушания (колонка Никиты Белоголовцева)